Белорусский политик: "На Белой Руси появляются ростки новой силы"
"Не позволят Белоруссии спокойно пойти своим путем ни Запад, ни Восток, ни партократы от оппозиции, ни вертикаль", - заявил 11 ноября корреспонденту ИА REGNUM сопредседатель Белорусской консервативной партии "Белая Русь" (БКП "Белая Русь") Сергей Рыжов, комментируя несбывшиеся прогнозы о революционных выступлениях в Белоруссии осенью 2011 года.
С начала года лидеры оппозиции - правых и левых прозападных партий, оппозиционных общественных объединений и инициатив, а также многие белорусские политологи предсказывали активизацию протестных настроений осенью 2011 года. С приближением зимы стало очевидно: ни революция в масштабах республики, ни бунт в отдельном населенном пункте не состоялись.
Рыжов был одним из тех, кто разделял доминирующее весной-летом настроение о "горячей осени" 2011-го. Политик предсказывал массовые выступления белорусов при организационном участии оппозиции, а также подавление этих выступлений белорусскими "силовиками" - в т.ч. силой оружия.
Комментируя отсутствие массовых волнений, Рыжов назвал три основные причины, по которым массовые акции протеста осенью 2011 года не состоялись: "увлеченность лидеров оппозиции борьбой за контроль над поступающими из зарубежья финансовыми потоками, выделяемые Западом на поддержку демократических процессов в республике, запугивание обывателей репрессивными мерами со стороны администрации учреждений и директорского корпуса предприятий в случае принятия работников в акциях протеста участия". "И, наконец, самая важная причина - это потеря веры у большинства сограждан в честность и действенность оппозиционной борьбы", - добавил он.
"Ни для кого не секрет, что обыватель сегодня клянет и власть, и так называемую оппозицию за свою обманутость в них, за обнищание семей и политико-экономическую нестабильность. Пока партократия делит портфели и лидерство, власть ликует дарованной ей передышке, а народ чертыхается и пакует чемоданы, собираясь на заработки в сопредельные страны", - отметил белорусский политик.
По его словам, белорусы "голосуют ногами" и против властей, и против "старой" оппозиции: "По отдельным прогнозам специалистов к концу года более миллиона человек трудоспособного возраста, высокой профессиональной квалификации вынужденно оставят семьи, рванув за пропитанием для них на Восток и Запад (кому повезет). Можно с горечью констатировать факт, что с конца 2010 года по ноябрь 2011 года включительно - это один из самых черных моментов в истории постсоветской Белоруссии".
Белорусский политик склонен видеть и других ответственных за ситуацию в республике: "Но не только вина белорусов от власти и оппозиции, млявого общества в затягивании агонии уходящей эпохи. И правительства сопредельных стран в ответе за ситуацию в стране. Своими игрищами вокруг понятий легитимно-нелегитимный президент-диктатор, в угоду геополитическим и экономическим интересам, белорусское одеяло все сильнее натягивается в разные стороны и начинает "трещать по швам".
"Власть, вернее сказать, кланы при ней, стараются при натянутой мине реализовать сценарий мягкой смены курса, - заявил Рыжов. - Они нейтрализуют активную работу общественных активистов, осуществляют акции устрашения неподконтрольных и стремятся заполучить карт-бланш, в надежде на кредиты. Взять, к примеру, события по запрещению выхода работающих сограждан, студенчества на акцию 3 июля: на предприятиях и в госучреждениях, учебных заведениях брались письменные обязательства (под личную роспись) о том, что работники предупреждены об ответственности и не примут участие в забастовке. В это же время большинство лидеров оппозиции были заняты непрекращающейся "финансовой борьбой", кто-то вообще выехал в деревни и зарубежье, опасаясь арестов и задержаний. Вся беда и радость ситуации в том, что белорусы, в духе своего менталитета, плюнули на сыр-бор и стали записываться в гастербайтеры. Оставшиеся - в растерянности и "кухонных революциях".
По мнению Рыжова, не всё зависит лишь от недовольства обывателей - финансовая составляющая поддержки выражения протестных настроений также важна: "Поступающие от мирового сообщества средства для оказания поддержки репрессированным семьям и вынужденным безработным, как были в руках дельцов от "оппозиции", так и остались у них. А рабочему человеку необходима финансовая помощь на случай забастовки - её взять негде. Частный капитал еще в преддверии выборов-2010 был предупрежден о санкциях в случае поддержки альтернативных кандидатур, не желает он рисковать и сейчас. Вялотекущая агония экономики с элементами бряцания оружием, апатичное настроение населения и отсутствие согласованных действий со стороны подконтрольной оппозиции,- лишь усугубляют ситуацию".
"Если бы рабочие вышли осенью на митинги (не говоря уже о большем), то такое проявление активности закончилось бы для них большими проблемами. Да, и ожидания белорусских трудящихся на более конкретные шаги со стороны мирового сообщества не оправдались, - сказал Рыжов. - Считаю, по меньшей мере, утопичными попытки бежавших в зарубежье лидеров оппозиции развернуть на территории Белоруссии деятельность своих групп. Нет веры им со стороны рабочего класса. На Белой Руси появляются ростки новой силы, которая уже вызывает все большее беспокойство со стороны власти и партократов от гражданского общества. Новая поросль неподконтрольна ни Западу, ни Востоку, нет в ней еще и плевел с руки силового монстра".
Рыжов видит несколько вариантов развития социально-политической ситуации в Белоруссии: "Варианта три: первый - длительный, с подготовкой нового слоя оппозиции. Второй - короткий, с участием окружения
Рыжов пояснил, что он понимает под вторым вариантом: "Реализацией второго варианта, по большому счету, сегодня занимаются только независимые профсоюзы и наша партия, изначально понимавшая таковую необходимость. Есть попытки сторонников
"Я склоняюсь к крайностям: первый и третий вариант развития событий. Развитие ситуации по этим сценариям предполагает работу с людьми или неожиданное решение белорусского вопроса по независящим от нас причинам", - добавил Рыжов. Он отметил также, что лидеры прозападной оппозиции "сегодня не готовы даже подхватить власть, выпадающую из рук клана. Они не могут быть властью. Они могут быть только при ней".
По мнению Рыжова, всё белорусское общество устало от деградации: "Бесспорно, срабатывает на пользу дела и экономический фактор, и психологический: силовики сегодня и сами понимают необходимость перемен. Они тоже устали от тирании и постоянного стресса. Нации нужен покой. Но проблема в том, что если в переходный период еще возможно как-то утихомирить внутреннюю обстановку, то тишины нам не дадут извне".
Лидер оргкомитета Белорусской консервативной партии "Белая Русь" усматривает происки политических оппонентов: "Уже сейчас дельцы от оппозиции и их кураторы из "забугорья" предпринимают всевозможные шаги по дискредитации как нашей партии, сравнивая на всех углах ее с пролукашенковской "Белой Русью", так и попросту обрезая всякие возможности донести позицию до зарубежной общественности. К примеру, за последние полгода я направил около десятка запросов на участие в ближнем зарубежье в разного рода круглых столах, форумах заявки от нашей партии - ни на одно письмо так и не был выслан ответ! Эта позиция и традиционной оппозиции, и западных демократов мне известна и дорого стоит - для них, в первую очередь. А уж затем, и для общего дела".
Рыжов пояснил причину разногласий с прозападной оппозицией: "У нас разные взгляды и задачи - у нас и западников, ряженых в овечьи шкуры псов на белорусском поле гражданского общества. Об этом было нами сказано еще 21 марта 2011 года в заявлении о создании партии. И справа, и слева ее многим хочется видеть еще только создаваемой! Нет, господа-товарищи: она функционирует, но "под раздачу" я ее не положу, как того хотят".
Отмечая проблемы, с которыми сталкиваются его сторонники, Рыжов прокомментировал недавний инцидент, связанный с задержанием активиста оргкомитета создаваемой партии: "Провокация вокруг руководителя витебского отделения партии Александра Кириллова имеет иные корни, лежащие в новом обращении партии к согражданам с предложением начать бессрочную политическую забастовку в День памяти жертв событий 19 декабря 2010 года".
Рыжов уточнил идеологическую платформу представляемого им оргкомитета по созданию Белорусской консервативной партии "Белая Русь": "21 марта этого года в заявлении оргкомитета по созданию партии и международного движения были заявлены и такие принципиальные позиции, как непризнание действующего главы государства законно избранным президентом, действующей сейчас Конституции - не отвечающей интересам народа. Однопартийцы приняли программный документ, исходя из которого партия не станет проходить регистрацию и участвовать в парламентских выборах при нынешней политической ситуации в стране. Более того: она не будет иметь территориальных границ и сможет получать финансирование и от собственных филиалов, созданных среди зарубежной диаспоры. Ведь белорус, рожденный на нашей земле или в зарубежье, не теряет кровную связь со своей родиной, образуя невидимую живую паутину, по которой впитывает в себя все, что происходит на его малой родине".
"И как бы не распорядилась история нашими судьбами, я верю в лучшую долю сплоченного вокруг идеи славянства белорусского народа. Поэтому была нами взята на знамена "Белая Русь", - подвёл итог белорусский политик.
Как сообщало ИА REGNUM, 10 ноября в Витебске был задержан Александр Кириллов - руководитель областного филиала создаваемой оппозиционной белорусской консервативной партии "Белая Русь" (лидер - Сергей Рыжов). В тот же день, 10 ноября заместитель председателя Республиканского общественного объединения "Белая Русь" Александр Шатько заявил о том, что РОО "БР" до конца 2011 года не будет преобразовано в политическую партию. Таким образом, в Белоруссии объединение бюрократии и сторонники Рыжова, являясь идейными антагонистами, соперничают за право зарегистрироваться как политическая партия с названием "Белая Русь".