Станислав Тарасов: "Газпром" изгоняют из Каспия
Во второй половине ноября состоится визит в Закавказье верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Каждая из этих стран имеет набор своих специфических проблем. Но главная проблема в регионе сегодня - карабахское урегулирование. Поэтому визиты Эштон в Азербайджан и Армению приобретают особое значение. По словам главы представительства ЕС в Азербайджане Роланда Кобиа, "госпожа Эштон собирается привезти много хороших новостей". Какие? Все связано пока с энергетической геополитикой.
В регионе Каспия стала заметно меняться расстановка сил. В середине сентября Совет Евросоюза одобрил мандат на проведение переговоров ЕС с Азербайджаном и Туркменией о заключении юридически обязывающего договора о строительстве Транскаспийского газопровода. Как заявил энергокомиссар Гюнтер Эттингер, доступ ЕС к прикаспийскому региону и Центральной Азии отныне становится "ключевым вопросом". Транскаспийский газопровод считается частью газопровода NABUCCO, который выставлялся на Западе в качестве альтернативного "Южному потоку". В этой связи Брюссель заявил, что готов приступить к осуществлению операции по подведению "к переговорным реалиям" стран Каспия и Закавказья, а с Азербайджаном и Туркменией начать "конкретные переговоры". В этой связи Иран напомнил: "Развитие транспортной инфраструктуры на Каспии, в том числе для транспортировки углеводородов - это прерогатива исключительно прикаспийских стран".
Отреагировал и российский МИД РФ. Он расценил решение ЕС как "попытки вмешательства в каспийские дела извне", как "стремление провести первый опыт на Каспии, на берега которого ни одно из государств Евросоюза не выходит". В середине октября президент России Дмитрий Медведев провел совещание с постоянными членами Совета безопасности по вопросам взаимодействия с ЕС и проблемам Транскаспийского газопровода. Глава России подчеркнул, что Россия должна сформулировать свою позицию и "довести ее до сведения наших каспийских партнеров в случае принятия ими тех или иных решений".
Решение состоялось. Турция и Азербайджан подписали пакет газовых соглашений, касающихся второй стадии проекта "Шах-Дениз". "Мы подписали с Азербайджаном соглашение, которое изменит существующий в регионе баланс, - заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. - Мы также внесли в соглашение вопрос строительства нового трубопровода. Этот трубопровод является сильной альтернативой. Но он не направлен против NABUCCO". А против кого? Анализируя это соглашение, азербайджанские эксперты в области энергетики называют их "историческими как для Баку и Анкары, так и для Европы и стран Каспийского бассейна, поскольку Баку получает прямой коридор для вывода своего газа в Европу в обход России". Сейчас неважно, будет ли построен или нет газопровод Италия-Турция-Греция. Главное в том, что и Анкара вместе с Баку выстроились в один ряд с ЕС, оказывая давление на "Газпром". Но для того, чтобы заработал новый турецко-азербайджанский проект, Баку должен быть уверен в том, что складывающаяся ситуация вокруг Ирана, имеющего вторые по величине запасы газа в мире, "заморожена". К тому же выстраиваемые ныне Азербайджаном дорогие долгосрочные энергетические маршруты "консервируют" и карабахский конфликт - "до лучших времен".
В этой связи любопытным выглядит заявление новоизбранного генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Заньера. Он призвал Турцию "предложить политическое содействие в урегулировании нагорно-карабахского конфликта". "Я констатирую факт - прогресса не происходит. Чего-то не хватает", - считает Заньер. Чего именно? По словам Заньера, "вовлечения Турции в данный процесс", поскольку "Турция граничит с обеими странами, вовлеченными в конфликт, что позволяет Турции создать условия для развития диалога". Что же касается миссии ОБСЕ, то она, по мнению Заньера, должна заключаться "в недопущении эскалации конфликта".
Кто может стать инициатором такого конфликта? С учетом формирующегося нового расклада сил, запуска энергетических проектов геополитического свойства, Баку сейчас меньше всего заинтересован в войне. Более того, Азербайджан при определенных условиях может поддержать Турцию в процессе ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Анкарой и Ереваном. Затем, как рекомендует Заньер, предпринять попытку перевода переговорного процесса по карабахскому урегулированию в формат трехстороннего диалога Анкара-Ереван-Баку, упраздняя Минскую группу ОБСЕ. В этом смысле многозначительно звучит фрагмент из комментария азербайджанского агентства Day.az: "В случае урегулирования карабахского конфликта, сразу откроются границы и с Турцией, притом, безо всяких там цюрихских протоколов. Армения сразу будет вовлечена в региональные интеграционные процессы, коммуникационно-энергетические проекты, реализуемые на Южном Кавказе. Армения сразу станет частью транспортного коридора Восток-Запад и Север-Юг. Вот тогда в Армению на самом деле потекут инвестиции".
Вот почему визит Кэтрин Эштон в Баку и Ереван может стать значимым политическим явлением. Правда, ранее она заявляла, что "единственным форматом урегулирования карабахской проблемы является Минская группа ОБСЕ". Теперь все может быть иначе. Возможно, это и будет той самой "новостью", о которой предупреждал главный переговорщик европейской стороны на переговорах об ассоциации между Арменией и ЕС Гунар Виганд.