Спартак Жидков: Президент Абхазии укрепляет вертикаль власти
Армения, 1 ноября, 2011, 13:02 — ИА Регнум. После победы
В этой обстановке главным политическим событием в Абхазии после инаугурации президента стало формирование кабинета министров. Следует сказать несколько слов об особенностях структуры исполнительной власти в Республике Абхазия. В отличие от большинства стран мира, в Абхазии парламент не имеет никакого официального влияния на состав правительства. Согласно Конституции 1994 года, кабинет правительства формируется президентом и ему же подотчетен. Премьер назначается президентом как и любой министр. Парламент может выразить недоверие только самому президенту (двумя третями голосов), но не правительству, им назначенному. Отставка даже отдельного министра - чрезвычайно сложная задача для парламента: депутаты могут проголосовать за его смещение, но окончательное решение остается все-таки за президентом. Во всяком случае, за 17 лет действия Конституции 1994 года ни одного случая смещения министра не наблюдалось, хотя бывали периоды, когда парламент находился в оппозиции президенту.
Таким образом, избиратели Абхазии, голосуя за того или иного кандидата на президентских выборах, по сути, одновременно выбирают и правительство. Однако премьером не обязательно становится человек из окружения президента.
Такая схема, несомненно, была бы актуальна, если бы Анкваб не одержал столь весомую победу в первом же туре и вынужден был, как надеялись многие представители оппозиции, предоставить важные посты в государстве своим конкурентам. Учитывая, что вице-президент принадлежит к команде победителя, именно на премьерское кресло мог бы рассчитывать кто-нибудь из лидеров оппозиции. Но теперь Александр Анкваб получил возможность назначить премьером своего ближайшего сторонника, много лет проработавшего на вице-премьерской должности -
Леонид Лакербая отличается коммуникабельностью, живостью ума, способностью общаться и с народом, и с прессой, выступать на дипломатическом поприще (одно время он возглавлял абхазский МИД). Формально именно он в 1999 году возглавил абхазскую оппозицию, бросившую вызов Владиславу Ардзинба, поскольку Анкваб не мог баллотироваться в президенты из-за 5-летнего ценза оседлости. Но с возвращением Анкваба на политическую арену, Лакербая уступил ему второе место, держался незаметно и скромно. Теперь его назначение стало вполне логичным и не вызвало у подавляющего большинства общественности, в том числе и оппозиционно настроенной, никаких протестов - в отличие от назначений ряда министров.
Отношение к кабинету министров, действовавшему при Багапше, у населения двойственное. С одной стороны, результаты всенародных выборов президента и депутатов парламента (а степень контроля за их честностью и прозрачностью, вследствие острой политической борьбы, очень высока) раз за разом показывают, что народ не хочет менять существующий режим. С другой стороны, претензий ко многим, отдельно взятым министрам, накопилось немало. Много лет Абхазия жила в "полувоенном" состоянии, когда перспектива возможной войны сильно охлаждала желание восстанавливать разрушенное. Абхазская экономика работала "на холостом ходу"; сухумские улицы, где развалины часто соседствуют с новыми или отлично отреставрированными зданиями, как в зеркале отражают саму хозяйственную систему послевоенной Абхазии, где рядом с действующими объектами находятся почти или совсем не действующие. В таких условиях трудно разобраться, кто из министров работает хорошо, а кто нет; кто бездарен, а кто просто не может использовать свой опыт и свои способности.
Часть политизированных жителей Абхазии была разочарована тем фактом, что Анкваб оставил на своих постах многих руководителей. Из двенадцати министров сохранили свои посты четверо: министры обороны, здравоохранения, соцобеспечения и министр по налогам и сборам, а также один из трех вице-премьеров -
Однако следует вспомнить, что во время своей предвыборной кампании Александр Анкваб обещал народу не перетряску всего государственного аппарата (на что делали упор его соперники), а на продолжение экономического курса Багапша - без рискованных экспериментов, но с неуклонными, качественными изменениями в работе ряда министерств. По этой причине критика в адрес Анкваба осталась вялой, а итоговая картина, судя по всему, окажется очень даже нестандартной.
Некоторые назначения оказались вполне предсказуемыми - в частности, перемещение
Самыми актуальными проблемами Абхазии остаются экономика и криминал, а стало быть важнейшими задачами являлись назначение министров внутренних дел, экономики и финансов. В этой сфере Анкваб произвел самые важные перестановки. Он вернул должность главы
А вот на постах министров финансов и экономики появились совсем новые фигуры. Отставленные с этих должностей Беслан Кубрава и
Но еще более важен тот факт, что впервые за два десятилетия независимого существования Республики Абхазия представитель армянской общины занял один из ключевых министерских постов. В первой половине 1990-х гг. на должности заместителя председателя Совета министров Абхазии находился Айрапет Айрапетян, затем некоторое время (с 2001 года) министерством по делам молодежи, спорту, курортам и туризму руководил Альберт Топольян, бывший глава армянской общины, но затем эта политика сошла на нет. Сергей Багапш начал понемногу возвращаться к практике назначений представителей национальных общин: при нем вице-премьером стал Александр Страничкин, министром соцобеспечения -
Спартак Жидков (Сухум)