Эксперт: Транскаспийский газопровод из Туркмении потребует нового строительства в Азербайджане, Грузии и Турции
Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхамом Шабаном.
ИА REGNUM: Заместитель министра иностранных дел Азербайджана
Честно говоря, эта информация стала для меня полной неожиданностью. Если бы не Махмуд Мамедкулиев, то мы вообще бы не узнали о том, что ведутся переговоры. Замминистра сообщил о том, что первая встреча в рамках ведения переговоров по Транскаспию состоялась во второй декаде октября, однако об этом ни слова нет ни на официальных сайтах
Скорее всего, на первой встрече были подняты правовые вопросы, обговаривался вопрос проведения следующей встречи. Во всяком случае, пока никакой информации об этом нет. То есть на данный момент самым главным является то, что дело сдвинулось с мертвой точки. А вот какова будет интенсивность переговоров, покажет время. На решения Евросоюза, который лоббирует проект Транскаспийского газопровода, будет влиять ситуация, связанная с экспортом азербайджанского газа, с тем, как будут решаться транзитные вопросы. Потому что проекты Транскаспий и NABUCCO принято считать составными частями одного целого, эти проекты как бы дополняют друг друга.
А если учесть, что Баку и Анкара на этой неделе приняли решение самостоятельно построить на территории Турции новый газопровод, то проект NABUCCO уже выходит из строя. А выход из строя NABUCCO - фактически означает замораживание проекта Транскаспий. Я не говорю о том, что это вообще полностью снимет с повестки дня вопрос реализации проекта Транскаспийского газопровода, но это означает его замораживание.
ИА REGNUM: А в какие сроки планируется построить новый трубопровод в Турции, и когда об этом стало известно?
Это стало известно в четверг, 27 октября, когда президент SOCAR
То есть специалисты провели мониторинг, изучили данный вопрос, пришли к выводу, что внутренние турецкие газораспределительные сети способны обеспечить транспортировку максимум 10 миллиардов кубометров газа. Что на увеличение мощностных способностей необходима модернизация, финансовые вложения. Что для того, чтобы увеличить их, необходимы модернизация, вложение денег. Что имеющаяся инфраструктура неспособна обеспечить транспортировку необходимого в дальнейшем объема газа на запад. А раз неспособны на такую мощность, был только один выход. Это строительство трубопровода NABUCCO. Однако реализация проекта NABUCCO очень задержалась, кроме того, этот проект является очень капиталоемким и экономически нерентабельным, так как для NABUCCO, как минимум, в ближайшие 15 лет фактически нет другого газа, кроме азербайджанского. А это означает, что все вложенные в NABUCCO средства должны оплачиваться за счет доходов, которые будут получены с реализации азербайджанского газа. Поэтому они решили не идти на такие капиталоемкие затраты, а вместо этого самим же построить новый газопровод и выйти до границы в Европу. А по какому маршруту дальше газ пойдет в Европу, пока не разглашается. Как сказал президент SOCAR, максимум в начале 2012 года мы объявим, по какому маршруту азербайджанский газ пойдет на европейский рынок.
ИА REGNUM: Сохраняет ли в таком случае, с учетом нового соглашения, достигнутого между Анкарой и Баку, свою актуальность обсуждение проекта Транскаспийского?
Здесь имеются два момента. Первый, - когда все решается мирно, путем достижения консенсуса, и реализация Транскаспийского газопровода не составляет никаких препятствий для вложения финансов компаниями на строительство данного трубопровода. Это чисто коммерческий проект. И Азербайджан, имея уже на своей и на турецкой территории трубопровод, который они совместно построят уже с расширением, в соответствии с этим получает дополнительный доход. Азербайджан - как бы владелец инфраструктуры, и это отвечает и интересам Баку. Второй вариант. Евросоюз, как политическая организация, идет на переговоры с основным игроком, который препятствует на пути реализации Транскаспийского газопровода, то есть с Россией. Евросоюз является основным потребителем российского газа, и ЕС с Россией, как бы они этого не хотели, на долгосрочной основе привязаны друг к другу в газовом вопросе. Я думаю, что если Москва и Брюссель захотят, то они могут на политическом уровне достичь консенсуса по строительству Транскаспийского газопровода, а также о начале доставки туркменского газа на европейские рынки через южнокавказский транспортный коридор. Даже в этом вопросе, считаю, Евросоюз мог бы гарантировать России лимитированные объемы импорта туркменского газа. Допустим, не более 30 миллиардов кубометров газа в год на ближайшие 30-40 лет.
То есть я перечислил варианты, при которых Транскаспий может быть реализован. Почему я считаю, что Транскаспий не стоит хоронить? Этот вопрос остается открытым, и по нему можно договариваться. Хотелось бы обратить внимание и на то, что в начале прошлой недели иранские агентства сообщили, что Тегеран предложил Ашхабаду свой вариант доставки туркменского газа на европейские рынки, не по Транскаспийскому газопроводу, а через территорию Ирана. Это уже новое развитие событий, потому что Иран предлагает использование своей инфраструктуры, заявляя о готовности проложить еще один трубопровод в направлении Турции. То есть "для чего Ашхабаду строить Транскаспий или делать другие затраты для транспортировки своего газа на Запад через Азербайджан, если можно использовать для этих целей иранские газопроводные инфраструктуры".
Поэтому здесь имеются очень серьезные сложности. У каждой прикаспийской страны есть свои интересы, как у России, так и у Ирана, Азербайджана и Туркменистана. Здесь вопрос непростой, как говорится.
ИА REGNUM: Но ведь существует еще один вариант поставок туркменского газа в Европу - по Прикаспийскому трубопроводу вдоль по правой стороне Каспия и далее через российскую территорию.
Когда в 2007 году подписали меморандум, а дело, тем не менее, не дошло до заключения контракта, все так и осталось на бумаге. А 9 апреля 2009 года "
ИА REGNUM: А каков общий объем сегодняшнего импорта туркменского газа?
Туркменистан поставляет в Россию 10 миллиардов кубометров газа, в Иран - 8 миллиардов, и где-то 10 миллиардов - в Китай.
ИА REGNUM: То есть Туркменистан поставлял России 50 миллиардов, а сейчас общий экспорт составляет менее 30 миллиардов кубометров газа. И поэтому Туркменистан сейчас заинтересован в Транскаспии?
Очень заинтересован, потому что у Туркменистана, владеющего огромными запасами газа, нет выходов на рынки. Сегодня очень ограниченное количество покупателей туркменского газа, поэтому Ашхабад и проводит сейчас переговоры также и по Трансафганскому трубопроводу.
ИА REGNUM: А возможен вариант, когда в пику переговоров по Транскаспию "Газпром" вновь обратит свои взоры в сторону туркменского газа?
Я не думаю. Этот вопрос уже фактически закрыт, и если обратить внимание на российско-туркменские отношения, то в начале 2011 года из Туркменистана выгнали самого крупного российского мобильного оператора. Затем в Туркменистане против России началась кампания шпиономании. Началось преследование граждан, имеющих двойное гражданство. То есть туркмено-российские взаимоотношения сегодня очень натянуты, и Туркменистан не участвует в заседаниях
ИА REGNUM: А в случае реализации Транскаспия, по какому маршруту предусматривается дальнейшая поставка туркменского газа на Запад с территории Азербайджана?
Это сложно сказать. У Азербайджана два газопровода. По трубопроводу Гаджигабул-Казах-Гардабани SOCAR поставляет 2 миллиарда кубометров своего газа в Грузию. И вторая труба -
ИА REGNUM: Это значит, что параллельно с Транскаспием будет обсуждаться и вопрос прокладки нового газопровода на территории Азербайджана?
Совершенно верно. Не только на территории Азербайджана, но и Грузии с вхождением в Турцию, до Эрзурума, потому что главная распределительная сеть находится в Эрзуруме. Поэтому это немного проблематичная вещь. Некоторые думают, что Транскаспий - это "соединить два берега", а на самом деле Транскаспийский проект длиной более 1000 километров.