Эксперт: Решение молдавско-приднестровского конфликта должен определить раздельный референдум
ИА REGNUM публикует поступивший 27 октября в редакцию текст выступления директора Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, профессора
Цивилизационно-геополитические константы постсоветской приднестровской государственности и современные тенденции политического развития
Осмысливая механизм причинно-следственной связи, определивший образование постсоветской приднестровской государственности необходимо в первую очередь понять сложную диалектику взаимодействия субъективных и объективных факторов в ее становлении, соотношение цивилизационных и геополитических составляющих в развитии этого процесса.
Окидывая взглядом события последних двух столетий определивших судьбу Приднестровья, с неизбежностью приходишь к выводу, что эти столетия являются планомерным выражением одних и тех же мировоззренческих и геополитических констант: принадлежности Приднестровья к восточно-славянской православной цивилизации и перманентной геополитической ориентации его населения на "Русский Мир", неразрывной связи яприднестровского социума с Россией. Неслучайно многие историки и политологи именуют Приднестровье "Суворовской Землей", которой оно стало в 1792 г. после освобождения этой территории от османских завоевателей русскими войсками под командованием
Современное приднестровское государство собственно и создавалось волей своего народа для защиты на этой территории "Русского Мира", своих ментальных исторических ценностей, с последующим вхождением в политическое пространство новой России.
Когда в конце 80-х годов прошлого века хорошо организованные и политически активные националистические силы тогдашней Молдавской ССР начали "победное" шествие на пути к созданию национального государства Республики Молдова, одновременно пытаясь избавиться от всего советского, российского, русского, что по их мнению мешало самоопределению молдавского народа, население левобережных районов (Приднестровье), отдавая себе отчет и осознавая всю глубину возможного цивилизационного катаклизма в случае попадания в государственно-политическое поле нового национального государства, стремящегося к тому же к объединению с Румынией, воспользовалось своим суверенным правом на самоопределение и образование самостоятельного независимого государства.
Первые шаги по пути создания новой приднестровской государственности были чрезвычайно осторожными и выверенными. Проблема государственного строительства осложнялась тем, что Приднестровье, как правопреемник Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, лишилось своей государственности в 1940 г. в ходе реализации Пакта
Ситуация осложнялась еще и тем, что воссоздавать свою государственность, реализовывать процесс государственного строительства приходилось в рамках разваливающегося Советского Союза, в ситуации когда союзный центр уже был не в состоянии справляться с центробежными тенденциями, понять и осмыслить складывающиеся новые государственно-политические реалии, в силу чего процесс образования Приднестровской Молдавской Республики был в его глазах чем-то незаконным и нелегитимным.
Тем не менее, опираясь на массовую поддержку приднестровского народа, используя совершенно новые формы народной инициативы в лице Объединенного Совета трудовых коллективов (ОСТК), Съездов депутатов всех уровней, института всенародных референдумов впервые в СССР в полной мере задействованного в Приднестровье, процесс создания приднестровского государства был успешно завершен. 2 сентября 1990 г. является датой рождения Приднестровской Молдавской Республики.
Необходимо уяснить, что данный государствообразующий процесс в Приднестровье осуществлялся в условиях жесткого противодействия тогдашних партийных структур. Однако массовое народное движение, стоящее в авангарде государственного строительства, сумело преодолеть партийное сопротивление, фактически отстранить от реальной власти местные аппараты коммунистической партии, заменив его властью народных самодеятельных органов Советов трудовых коллективов.
Разумеется, создавая свое государство в качестве вынужденной меры для защиты своих ценностей, своего будущего, сохранения на левобережье Днестра Русского мира, русского языка, российской духовности, приднестровский народ не помышлял о выходе из состава Советского Союза. Настоящими сепаратистами были, отнюдь не приднестровцы, не Приднестровская Молдавская Республика, а политический класс Республики Молдова, который грубейшим образом нарушил закон о выходе союзной республики Молдавия из СССР.
Первые годы государственного строительства в Приднестровье оказались самыми сложными и трудными. Катастрофически не хватало так необходимых строящемуся государству квалифицированных кадров-управленцев для нормального функционирования государственных учреждений разного профиля. Фактически с нуля следовало создавать жизнеспособный механизм государства, обустраивать общественную жизнь социума, обеспечивать нужды и потребности приднестровского населения. Процесс этот осложнялся непрекращающимися провокациями и силовыми акциями со стороны Республики Молдова, которые весной и летом 1992 г. переросли в полномасштабную военную агрессию против Приднестровской Молдавской Республики.
Однако, ощущая безоговорочную поддержку абсолютного большинства приднестровского населения, ориентируясь цивилизационно и геополитически на Россию, получая моральную и профессиональную поддержку со стороны различных политических и общественных сил Российской Федерации, приднестровский народ смог в тяжелейших условиях выстоять, отстоять свое молодое государство, более того, наполнить его новым содержанием и смыслом. По линии народной дипломатии, в целях получения действенной многосторонней помощи в организации и функционировании органов государственной власти Приднестровья, были установлены тесные контакты с различными российскими ведомствами, структурами и институтами, в том числе и на региональном уровне. Сотни и сотни приднестровских специалистов и управленцев смогли пройти повышение квалификации в соответствующих российских центрах, подтвердить профессиональную квалификацию, необходимую для деятельности в приднестровских государственных учреждениях различного уровня и направленности.
Огромная поддержка со стороны образовательных и научных учреждений России была оказана образовательной системе Приднестровья, которая функционировала на базе российских образовательных стандартов. В первую очередь, это касается
Даже формирующаяся партийная система Приднестровской Молдавской Республики с самого начала была целиком ориентирована на политическую жизнь и партийную систему Российской Федерации, что проявилось в создании в Приднестровье политических партий, как филиалов партий, действовавших тогда в России: Демократической партии Приднестровья, Либерально-Демократической партии, Партии экономической свободы и др. Сегодняшняя партийная система Приднестровья также функционирует в тесном единстве с политическими партиями Российской Федерации, например, приднестровская партия "Обновление" заключила партийный союз с партией "Единая Россия", партия "Справедливая Республика" с партией "Справедливая Россия", Коммунистическая партия Приднестровья с
Ориентация на Россию, российские цивилизационные константы, исторические традиции и ценности особенно значимо, в концентрированном виде, проявилась в принятой всенародным голосованием Конституции Приднестровской Молдавской Республики, которая заимствовала из Конституции РФ все основополагающие стержневые положения и максимы, чуть адаптировав их к специфике государственного устройства Приднестровья. Стремясь быть ближе к России, подготавливая правовую систему к будущей адаптации к правовой системе РФ, руководство Приднестровья инициировало процесс гармонизации приднестровского законодательства с законодательством Российской Федерации. Другими словами, все законы Приднестровской Молдавской Республики в максимальной степени стали приводиться в соответствие с действующими законами Российской Федерации. Они не унифицируются, а именно гармонизируются с учетом государственной специфики и различий унитарного и федеративного устройства двух государств. Делается это в соответствии с четко выраженной волей приднестровского народа на всенародном референдуме 2006 г., когда приднестровский народ подтвердил свой цивилизационный выбор и проголосовал (97,2%) за государственную независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее вхождение в состав Российской Федерации. Этот выбор приднестровского народа неоднократно подтверждался результатами периодически проводимых социологических исследований. Так, по результатам масштабного социологического исследования "Суверенитет Приднестровской Молдавской Республики в зеркале общественного мнения", проведенного приднестровским центром социальных и политических исследований "Перспектива", с 14 по 19 февраля 2011 г. на всей территории Приднестровья - 30,5% опрошенных приднестровцев высказались в поддержку курса на строительство исключительно независимого государства; 28,2% - на строительство самостоятельного государства в зоне влияния России; 24,5% - на включение Приднестровья в состав России; 4,55% - на включение Приднестровья в состав Украины и 8,3% готовы видеть Приднестровье в составе Республики Молдова.
Важным фактором "российскости" Приднестровья безусловно является и дислокация на ее территории российского военного контингента (остатков знаменитой 14-й армии генерала
Ныне, спустя 21 год с момента образования приднестровского государства, Приднестровская Молдавская Республика представляет собой полноценное, нормально функционирующее государство: действующая демократическая Конституция, эффективно функционирующие органы государственной власти и управления, собственная правовая система, периодически проводимые демократические выборы органов государственной власти, действенная система защиты прав и свобод человека, своя армия, своя денежная единица, эффективный контроль правопорядка и государственных границ. Все это - результат ясно выраженной воли приднестровского народа и реальной действенной помощи и поддержки со стороны множества общественных и политических сил, различных структур гражданского общества Российской Федерации. Несомненно, что постсоветская государственность Приднестровья не просто состоялась, а является одним из успешных примеров построения на постсоветском пространстве государства самим народом, исходя из его базовых ценностей, цивилизационной и геополитической ориентации на Россию. Чем принципиально отличается от соседнего государства Республики Молдова, которая реализует совершенно другой политический проект.
Важнейшей проблемой, с которой сталкивается Приднестровье на всем протяжении своего 21-летнего существования, является его международная непризнанность, в том числе и со стороны России. Непризнанность крайне негативно сказывается на поддержании жизнеспособности приднестровского государства, удовлетворении насущных потребностей его граждан, приводит к существенному оттоку самого трудоспособного и квалифицированного населения, в основном в Россию, в результате угрозы со стороны Республики Молдова и ее союзников население Приднестровской Молдавской Республики сократилось с 750 тысяч человек до 600 тысяч.
К сожалению, на протяжении всего постсоветского периода правящий российский политический класс постоянно декларирует неизменность поддержки территориальной целостности Республики Молдова в границах на 1 января 1990 г. с включением в нее территории Приднестровья. Несмотря на эту позицию, Россия изначальна оказывала и оказывает Приднестровской Молдавской Республике постоянную политическую, экономическую, дипломатическую поддержку, тем самым укрепляя ее жизнеспособность и государственные основы. Однако в самое последнее время, на наш взгляд, в официальной позиции Российской Федерации по приднестровскому вопросу произошли видимые изменения. Это стало очевидным после тиражирования официальными российскими представителями призывов к обязательному вхождению Приднестровья в состав Республики Молдова на условиях предоставления ему гарантированного специального статуса. Более того, этот вопрос все в большей степени становится вопросом некой совместной "озабоченности" Российской Федерации и
Создается впечатление, что в восприятии части российской правящей политической элиты независимое приднестровское государство, которое не просто цивилизационно и геополитически ориентировано на Россию, но и всеми силами стремится войти в состав России, является неким препятствием на пути Российской Федерации к перезагрузке отношений с Евросоюзом и США. Отражением такого восприятия Приднестровья за его пределами, стало часто употребляемое в журналистском дискурсе выражение "чемодан без ручки" применительно к Приднестровской Молдавской Республике - мол, Приднестровье для России - это "чемодан без ручки", его неудобно нести, вот поэтому Россия и пытается побыстрее от него избавится.
Однако, сегодняшние политические реалии демонстрируют нам, что так называемая перезагрузка отношений РФ с США и Евросоюзом явно пробуксовывает, заходит в тупик. США при активном участии стран Евросоюза продолжают свое геополитическое наступление на Восток, развертывая свою систему ПРО, несущую опасность российскому государству в странах, граничащих с Россией: Польше, Румынии, Турции, все жестче охватывают РФ, где "жесткой", а где "мягкой" силой. Географические соседи Приднестровья - Республика Молдова и Украина - все активнее заявляют себя как активные акторы, стремящиеся войти в Евросоюз и дистанцироваться от России, стать участниками системы безопасности
А это означает, что единственно надежным и искренним союзником, геополитическим опорным пунктом России в этом важном юго-западном регионе
В настоящее время усилия всех сторон молдавско-приднестровского урегулирования направлены на возобновление полноценного переговорного процесса в формате "5+2", где Российская Федерация выступает в качестве гаранта и посредника урегулирования. Иначе говоря, Россия должна гарантировать мир и справедливое урегулирование данного конфликта. Справедливость урегулирования, как это официально провозглашают российские представители в переговорном процессе - это равноправие Республики Молдова и Приднестровья в переговорном процессе. Вместе с тем, в последнее время предпринимаются попытки видоизменить сам смысл урегулирования. Упор в переговорном процессе усилиями РМ,
Конечной целью переговорного процесса, как это формулируют официальные представители Приднестровья, должно стать урегулирование молдавско-приднестровских отношений, разрешение конфликта между РМ и Приднестровьем, подписание Договора о нормализации отношений между двумя государствами. А в какой форме будут строить свои отношения Республика Молдова и Приднестровье - это уже собственно дело самих акторов: РМ и Приднестровья. В свое время представитель ОБСЕ в Республике Молдова
Выявленная в ходе референдума воля двух народов и будет положена в итоговое политическое решение. Мы уверены, что результаты легитимного референдума под международным контролем, в очередной раз послужат убедительным доказательством востребованности и обоснованности права приднестровского народа на образование своего независимого государства. Лишь после этого заключительного этапа Приднестровская Молдавская Республика сможет начать официальную процедуру присоединения, вхождения в состав Российской Федерации на правах ее субъекта.
И если, как заявил недавно премьер-министр Республики Молдова