Эксперт: Президентские выборы в Киргизии могут обернуться серьезными правовыми коллизиями
Киргизия, 26 октября, 2011, 15:04 — ИА Регнум. Президентские выборы в Киргизии могут обернуться серьезными правовыми коллизиями, - кандидат исторических наук, эксперт Центра "Полис Азия" Павел Дятленко поделился с корреспондентом ИА REGNUM своим видением предвыборной ситуации в Киргизии. Приводим его комментарий полностью:
"Сложившаяся в Киргизии предвыборная ситуация крайне интересна и нехарактерна для центральноазиатских постсоветских республик сохранением политической интриги. К концу предвыборной гонки определились три основных кандидата на пост президента Киргизии, между которыми и идет основная борьба. Это Алмазбек Атамбаев,
"Кандидатом №1" предстоящих выборов по стечению целого ряда факторов и обстоятельств является Алмазбек Атамбаев, который опирается на поддержку бывшей антибакиевской оппозиции (ее лидеры усвоили урок прошлогодних парламентских выборов, на которые они пошли по отдельности и многие проиграли, теперь они предпочли поддержать единого кандидата). Наиболее вероятна ситуация, когда Атамбаев сумеет победить в первом туре.
Адахан Мадумаров и Камчыбек Ташиев являются "кандидатами №2", которые будут бороться за второе место на предстоящих президентских выборах. Его получение усилит политического влияние политика и его партии, повысит шансы на получение влиятельной должности в новом составе правительства и обеспечит прохождение в новый созыв парламента на следующих парламентских выборах.
Возможно, некоторые из остальных претендентов смогут набрать достаточно много голосов (например,
К числу основных потенциальных рисков в предстоящих выборах относятся массовое применение административного ресурса, разогретые политической нестабильностью и предвыборной борьбой общественные настроения, новое предвыборное законодательство, отсутствие действующего состава Верховного суда и Конституционной палаты при Верховном суде Киргизии.
Риск массового применения административного ресурса на этих выборах немного ниже, чем было раньше, из-за отсутствия контроля со стороны отдельных кандидатов над всеми ветвями власти и участия в президентской гонке нескольких кандидатов, имеющих серьезную поддержку в исполнительной или законодательной ветвях власти, на региональном и местном уровне. Это создает своеобразный баланс.
Разогретые политической нестабильностью и предвыборной борьбой общественные настроения могут быть использованы для политического торга в предвыборный и послевыборный период.
Данные выборы проводятся по новому, еще не обкатанному закону о выборах президента и депутатов парламента республики, который был принят парламентом в спешке в июне 2011 года, что может привести к серьезным правовым коллизиям.
Отсутствие Верховного суда и Конституционной палаты при Верховном суде Киргизской Республики (их формирование еще продолжается) может создать тупиковую ситуацию в случае возникновения серьезных споров по выборам президента, так как только Верховный суд и Конституционная палата имеют полномочия для их разрешения в правовом поле.
Выборы нового президента и мирное, легитимное вступление его в должность должно стать окончанием транзитного постапрельского периода. Возможно, этот момент станет началом нового переформатирования политической системы Киргизии, так как Киргизская Республика по конституции скорее премьер-президентская республика, а не чисто парламентская. И, возможно, новый глава государства после вступления в должность захочет изменить состав правительства и парламентской коалиции. К тому же, новый глава государства (кто бы из кандидатов им не стал) должен будет обходиться без применения насилия во время пребывания у власти, так как обоих изгнанных президентов (
Новый президент будет лишен возможности свободного политического маневрирования, так как его мандат ограничен по конституции одним 6-летним сроком, много времени и ресурсов придется потратить на исполнение предвыборных договоренностей и обеспечение поддержки большинства или всех крупных политических кланов и групп интересов".