Президентские выборы в Киргизии могут обернуться серьезными правовыми коллизиями, - кандидат исторических наук, эксперт Центра "Полис Азия" Павел Дятленко поделился с корреспондентом ИА REGNUM своим видением предвыборной ситуации в Киргизии. Приводим его комментарий полностью:

"Сложившаяся в Киргизии предвыборная ситуация крайне интересна и нехарактерна для центральноазиатских постсоветских республик сохранением политической интриги. К концу предвыборной гонки определились три основных кандидата на пост президента Киргизии, между которыми и идет основная борьба. Это Алмазбек Атамбаев, Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев.

"Кандидатом №1" предстоящих выборов по стечению целого ряда факторов и обстоятельств является Алмазбек Атамбаев, который опирается на поддержку бывшей антибакиевской оппозиции (ее лидеры усвоили урок прошлогодних парламентских выборов, на которые они пошли по отдельности и многие проиграли, теперь они предпочли поддержать единого кандидата). Наиболее вероятна ситуация, когда Атамбаев сумеет победить в первом туре.

Адахан Мадумаров и Камчыбек Ташиев являются "кандидатами №2", которые будут бороться за второе место на предстоящих президентских выборах. Его получение усилит политического влияние политика и его партии, повысит шансы на получение влиятельной должности в новом составе правительства и обеспечит прохождение в новый созыв парламента на следующих парламентских выборах.

Возможно, некоторые из остальных претендентов смогут набрать достаточно много голосов (например, Омурбек Суваналиев), но они не могут догнать трех основных кандидатов, названных выше. Те, кто смогут получить достаточно большое количество голосов, могут попасть в состав нового правительства и будут иметь серьезные преимущества на следующих выборах.

К числу основных потенциальных рисков в предстоящих выборах относятся массовое применение административного ресурса, разогретые политической нестабильностью и предвыборной борьбой общественные настроения, новое предвыборное законодательство, отсутствие действующего состава Верховного суда и Конституционной палаты при Верховном суде Киргизии.

Риск массового применения административного ресурса на этих выборах немного ниже, чем было раньше, из-за отсутствия контроля со стороны отдельных кандидатов над всеми ветвями власти и участия в президентской гонке нескольких кандидатов, имеющих серьезную поддержку в исполнительной или законодательной ветвях власти, на региональном и местном уровне. Это создает своеобразный баланс.

Разогретые политической нестабильностью и предвыборной борьбой общественные настроения могут быть использованы для политического торга в предвыборный и послевыборный период.

Данные выборы проводятся по новому, еще не обкатанному закону о выборах президента и депутатов парламента республики, который был принят парламентом в спешке в июне 2011 года, что может привести к серьезным правовым коллизиям.

Отсутствие Верховного суда и Конституционной палаты при Верховном суде Киргизской Республики (их формирование еще продолжается) может создать тупиковую ситуацию в случае возникновения серьезных споров по выборам президента, так как только Верховный суд и Конституционная палата имеют полномочия для их разрешения в правовом поле.

Выборы нового президента и мирное, легитимное вступление его в должность должно стать окончанием транзитного постапрельского периода. Возможно, этот момент станет началом нового переформатирования политической системы Киргизии, так как Киргизская Республика по конституции скорее премьер-президентская республика, а не чисто парламентская. И, возможно, новый глава государства после вступления в должность захочет изменить состав правительства и парламентской коалиции. К тому же, новый глава государства (кто бы из кандидатов им не стал) должен будет обходиться без применения насилия во время пребывания у власти, так как обоих изгнанных президентов (Аскара Акаева и Курманбека Бакиева - прим. ИА REGNUM) погубили попытки с помощью массового применения силы остаться на посту.

Новый президент будет лишен возможности свободного политического маневрирования, так как его мандат ограничен по конституции одним 6-летним сроком, много времени и ресурсов придется потратить на исполнение предвыборных договоренностей и обеспечение поддержки большинства или всех крупных политических кланов и групп интересов".