"Собираются триста человек и решают вопрос о том, что нужно поднять благосостояние страны. Кажется - дело хорошее? 299 человек в восторге от проекта, а трёхсотый, какой-нибудь скорбный главой шляхтич, неожиданно заявляет: "А я не хочу". - "Да почему?!" - "Вот не хочу, да и не хочу!" - "Но ведь должны же быть какие-нибудь основания?" - "Никаких! Не желаю!" И благодаря этому трёхсотому решение проваливалось!!"

Развернутая цитата из "Всемирной истории, обработанной "Сатириконом"", относилась к Польше, где в стародавние времена существовало право "либерум вето". Право было интересное, но до добра Польшу не довело: земли свободолюбивых шляхтичей разделили в конце 18 века пруссаки, австрияки и наши предки. Пример оказался настолько впечатляющим, что более экспериментов с обязательным достижением согласия всех на всё не проводили целых 200 лет. Предпоследняя попытка была произведена Евросоюзом с Евроконституцией (провал), а вот последнюю предпринял губернатор Валерий Павлинович Шанцев, которого в свое время федеральные власти перевезли в пломбированном вагоне из Москвы в Нижний Новгород. Более того - уважаемый губернатор надеется, что в отличие от глупых поляков и Евросоюза у него всё получится. Что ж, в Нижнем тоже есть Кремль, и в нём тоже можно мечтать - только на этот раз о деэлектрофикации России.

Позицию Валерия Павлиновича простой не назовешь. Она - замысловатая. Одной ногой он уверенно идёт вслед за президентом Медведевым, в составе "Единой России" на выборы в Государственную думу. Президент Медведев во время астраханского совещания распорядился подготовить проектную документацию о подъёме Чебоксарского водохранилища до отметки 68 - и чисто теоретически, следуя партийной дисциплине, Валерий Павлинович должен помогать готовить эту документацию специалистам из "Русгидро". Однако практически Валерий Павлинович искренне желает всей этой документации побыстрее сгореть синим пламенем, потому что возглавляемое им нижегородское отделение "Единой России" тянет его другую ногу в совершенно противоположную сторону, а именно в сторону отметки 63, если не ниже. Не всякий губернатор может расставить свои крепкие ноги аж на пять метров, Валерию Павлиновичу это тоже непросто. Спасает лишь огромный опыт нахождения во власти - от КПСС до "Единой России".

Беда в том, что в шпагате Валерию Павлиновичу стоять достаточно долго - до выборов больше месяца. Это потом он сможет размяться, попрыгать; когда выборы будут позади, мнение несимпатизирующих "68" нижегородцев перестанет влиять на губернаторские позы - и Шанцев легко согласится с аргументами федеральных властей, получит полагающуюся в такой ситуации компенсацию и сомкнёт усталые ноги на отметке "Совет Федерации" (ведь не Лондон же, в самом деле...). Но до этого времени сладостного отдохновения Валерию Павлиновичу придётся туго. Впору действительно надеть костюм рыбы, как подведомственные ему "МГЕРовцы", и пойти на нижегородские улицы. Ведь рыбы, в отличие от губернаторов, имеют право молчать.

А губернаторы, увы, нет. Они должны определиться: либо им омерзительна сама постановка вопроса о 68 - то есть она вредна, плоха и ни за какие коврижки. Либо они в принципе не против 68, весь вопрос в размере коврижек. Первое категорически нельзя вякать в московском Кремле, второе - в нижегородском.

Так что рыбкой-то проще, Валерий Павлинович. Рыбки-то молчат. "The fish doesn't think. The fish is mute, expressionless. The fish doesn't think because the fish knows everything. The fish knows everything". Простите ещё раз за длинную цитату из "Arizona Dreams" - но к месту. Потому что когда губернатор высказывает идеи, что проект "68" должен пройти именно международную экспертизу - он может смело идти учить английский. В Лондоне пригодится.