Президент России Дмитрий Медведев заверил, что Москва продолжит помогать в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, но к согласию должны стремиться оба народа. При этом глава российского государства подчеркивает, что нагорно-карабахский конфликт - один из немногих замороженных конфликтов в Европе, которые можно решить. В то же время глава России признал, что в нагорно-карабахском конфликте есть реальные сложности, история, различное понимание юридических конструкций, разный набор интересов. "Россия, безусловно, будет помогать в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Эта работа будет продолжена", - заверил президент РФ. Однако, по его мнению, "в конечном счете, урегулирование этой очень сложной, но решаемой проблемы зависит от доброй воли двух народов и двух президентов - если они будут слышать друг друга, немножко двигаться на встречу друг другу и находить компромиссы".
Из всех наборов аргументов, приведенных главой России, которые мешают конфликтующим сторонам придти к согласию, большинство не работает в пользу сближения позиций сторон. Если говорить об истории, то после развала Советского союза национальные историографии Азербайджана и Армении кардинально разошлись, и на этой площадке общих решений вообще не просматривается. Но отметим одну важную позицию. Несмотря на огромные усилия Баку, на Западе так называемый сепаратизм Нагорного Карабаха рассматривается, главным образом, как вызов "маленькой свободолюбивой республики, осмелившейся бросить вызов КПСС и коммунистической тирании", как часть антикоммунистического движения, на котором наработали немалый политический капитал государства Прибалтики и Грузия. Теперь этот тезис трансформировался в проблему демократии в Азербайджане, хотя эта страна является членом Совета Европы, ОБСЕ, других международных организаций. На Западе считают, что в Азербайджане установлен авторитарный режим, абсолютная монополия власти на все в стране. Поэтому в сложившейся ситуации рассчитывать на выдачу бонуса Азербайджану в виде возвращения под его контроль Карабах не приходится. И дело отнюдь не только в роли армянских диаспор в США и в странах Европы, или же в особой эффективности армянского внешнеполитического комплиментаризма. Мы специально акцентируем внимание на этой позиции, потому, что Россия - во всяком случае, до последнего времени - не пыталась выступать в отношении бывших советских республик в роли эмиссара демократических принципов.
Есть и проблема различного понимания юридических конструкций, о чем упомянул глава России. В 1918-1920 годах Нагорный Карабах считался спорной территорией между Арменией и Азербайджаном. После советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 года было решено передать Нагорный Карабах Армении. Однако на следующий день по требованию Наримана Нариманова Кавбюро снова возвращается к данной теме и без голосования постановляет: "Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящем в состав автономной области". В этой связи отметим, что среди историков по вопросу смены статуса Нагорного Карабаха до сих пор ведется ожесточенная дискуссия.
С конца 80-х и в 90-х годов прошлого века в ряде союзных республик СССР начались движения, направленные на выход союзной республики из состава СССР. Отторжение Прибалтики и движение за независимость в закавказских республиках стали своего рода катализаторами в деле окончательной дезинтеграции Советского Союза. В 1990 году в парламенте СССР принимается закон о "Порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР". 3-я статья закона гласит: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе". 30 августа 1991 года Верховный Совет АзССР принимает декларацию о восстановлении государственной независимости. 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного советов народных депутатов с участием приняла декларацию о выходе НКАО и Шаумяновского района из-под юрисдикции АзССР и приняла декларацию о провозглашении "Нагорно-Карабахской Республики". И только через полтора месяца, 18 октября, парламент Азербайджана принимает Конституционный Акт независимости. Вторая статья первого раздела Акта гласит: "Азербайджанская республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 г. по 28 апреля 1920 г. Азербайджанской Республики". Все указанные правовые акты нуждаются в более тщательном анализе, поскольку во многих из них просматривается правовая ущербность. Как писала в этой связи Галина Старовойтова, "с точки зрения международного права карабахский конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению".
Теперь остановимся на тезисе Дмитрия Медведева о разном наборе интересов конфликтующих сторон. Армения старается закрепить статус Нагорного Карабаха, используется для достижения этой цели набор самых разнообразных политико-дипломатических приемов. Понятно, в свою очередь Азербайджан стремится вернуть под свой контроль не только Нагорный Карабах, но и все районы. Попытки Баку использовать для этого в "игре" с Западом "нефтяное оружие" до сих пор не увенчались успехом. Армения является членом ОДКБ, активно развивает двустороннее военно-политическое сотрудничество с Россией, на территории Армении дислоцирована российская военная база. В то же время Азербайджан никогда не рассматривается как прозападное государство, как, к примеру, Грузия. Но и пророссийским государством оно не считается. Поэтому Москва не видит особого смысла играть на его стороне в геополитике. Весь набор отношений между Россией и Азербайджаном сводится к разнообразным и, конечно, взаимовыгодным двухсторонним отношениям. В то же время фактом является и то, что именно российский фактор является сдерживающим, когда в Азербайджане раздаются голоса о возможности начать победоносную войну для "освобождения Карабаха". В результате сложилась любопытная политико-информационная "вилка": Баку, с одной стороны, не отказывается от стремления поддерживать реваншистские настроения среди населения страны, а с другой - указывают ему на факт российско-армянского военного сотрудничества, который мешает им начать такую войну. Именно в таком психологическом синтезе скрывается потенциал устойчивости нынешнего политического режима. Но в этом и его слабость, которая неизбежно даст о себе знать в результате набирающих силу интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Неслучайно в бакинских СМИ стали появляться публикации о том, что участие Армении в интеграционных проектах на пространстве СНГ направлено якобы на то, чтобы "настроить Россию против Азербайджана". Каким образом? Вот что заявил по этому поводу директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу: "Россия, стараясь реализовать различные интеграционные проекты, пытается усилить свое влияние на пространстве СНГ. Иногда это напоминает неоимпериалистические замашки. Целью предложенных Россией проектов является установление на пространстве СНГ единой валюты в виде рубля. Идеи "Таможенного союза", "Евразийского союза", "Свободной экономической зоны" носят именно такой характер". Но эти упомянутые структуры носят открытый для других стран характер, и Азербайджан волен самостоятельно принимать решения участвовать в них или не участвовать. "Премьер-министр Армении Тигран Саркисян на заседании российско-армянской межправительственной комиссии в Екатеринбурге заявил о желании его страны войти в Таможенный союз, - отметил Ахмедоглу. - Через несколько месяцев тот же Тигран Саркисян, выступая в Европарламенте, привел унизительные для России причины вступления Армении в Таможенный союз". Какие? Оказывается, "структура экономики Армении, взятые ею перед Западом обязательства и приоритеты стратегического развития таковы, что не позволяют вхождение этого государства в рублевое пространство. Армения взяла в долг у Всемирного банка и Международного валютного фонда 4,5 миллиарда долларов. Это 46 процентов ВВП Армении, или 250 процентов ее годового бюджета, и Армения в настоящее время занимается снижением доли России в своей экономике и расширением доли Запада". Исходя из этого, Ахмедоглу делает поразительный вывод: "Если Азербайджан присоединится к этим проектам (российским - С.Т.), то образуется единое интеграционное пространство, и Армения в этом случае сможет более эффективно принимать участие в этих проектах. Но Азербайджан не может участвовать в одних и тех же с Арменией экономических проектах, в первую очередь, из-за фактора оккупации. Таким образом, недовольство России будет направляться против Азербайджана". То есть, Баку намекает на готовность поддерживать "проекты Путина", но только при условии, что Армения решит фактор оккупации в его пользу. Но все выглядит как раз наоборот. Участие в совместных интеграционных проектах на постсоветском пространстве открывает огромный коридор возможностей взаимовыгодно решить проблемы карабахского урегулирования. Именно на это намекает президент России Дмитрий Медведев, когда говорит о том, что "карабахский конфликт - один из немногих замороженных конфликтов в Европе, которые можно решить". К тому же ставка Баку на то, что сложное экономическое и демографическое положение Армении "должно побудить Ереван поумерить свои аппетиты в вопросе Нагорного Карабаха", если не сработала ранее, то не сработает и сейчас, когда Армения почувствует прилив новых сил от "проектов Путина".