Зафар Сулеймани: Смерть комплиментаризма в Закавказье: нужен ли Западу "Асад" в Баку?
Москва, 19 октября, 2011, 18:30 — ИА Регнум. В октябре высокопоставленные представители ряда держав в плотном графике посетили Азербайджан. Интерес посетителей не исчерпывался региональной повесткой, в которой значится традиционная для страны проблема обеспечения юрисдикции на суше и на море. Существует ряд признаков того, что их обеспокоит степень адекватности реакции Баку на обострившиеся вызовы, а также возможность дестабилизации обстановки на западе Прикаспия по арабскому сценарию.
Опасения заинтересованных сторон, видимо, вызваны диссонансом курса Баку и тенденцией тревожного времени. Ответственный чин МИД Азербайджана
Нынешние заявки Баку на самостоятельную линию превосходят не только британские и американские проектные "допуски", но и датированные 1920 годом смелые пророчества турецкого лидера
Для решения задачи изолирования конкурентов на путях интеграции, добычи и транзита ресурсов, Западу потребуется существенно выровнять субъектность трех республик Закавказья, путем приглашения Азербайджана к исходным историческим уровням, не сильно превышавшим в 1918 году уровни его соседей. Армянский крен в повестке визита президента Франции
Термин субъектность относится к экономической составляющей скорее, чем к политической. Хорошим инструментом нивелирования может служить, к примеру, равномерно распределенная система трубопроводов, нефтеперерабатывающих и генерирующих мощностей, шоссейных и железных дорог. Запад может воспользоваться уникальным стечением обстоятельств, оказавшись триединым в одном лице. Одновременно и основной потребитель минеральных ресурсов, и инвестор, и генподрядчик - страны ЕС вправе рисовать удобную им архитектуру региона. Такая равновесная архитектура могла бы просуществовать полвека, а то и век. Анонсированный
Политическая составляющая усилий Запада на оси Москва-Тбилиси заключается в совете последнему "искать пути примирения". На оси Баку-Ереван эта составляющая проходит через Степанакерт и заключается в способности убедить местных армян в необходимости пойти на "риск мира", как назвал слом существующего положения президент Николя Саркози. Формально одинаковые тезисы Саркози и помощника госсекретаря США
Ирония заключается в том, что программа минимум ничем не проще программы максимум. Если оказавшийся в критическом (в том числе, в силу не имеющих отношения к блокаде внутренних причин) экономическом положении Ереван гипотетически можно подвигнуть к болезненным компромиссам, то процветающий Баку, как показала Казань, вполне обоснованно рассчитывает на максимум, причем на своих условиях. Их удовлетворение приведет уже к подавляющему доминированию одной части Закавказья над двумя другими. Чтоб сдвинуть карабахское урегулирование с мертвой точки и привести на уравновешивающую позицию (география плюс иностранный контингент) потребуется отделить политическую сущность Азербайджана от его "углеводородной" сущности. Такой подход вполне вписывается в императив выравнивания экономических уровней в Закавказье.
Чтоб оценить сложность стоящей задачи нужно ненадолго обернуться назад. Постепенная трансформация политического режима Баку от советского к нынешнему прошла ряд этапов, которые проецируются на экран наших дней из далекого 1918 года. Роль Баку в качестве доверенного управляющего нефтяными месторождениями (теперь, согласно заявлению президента
После развала СССР, нефтяные богатства Каспия при решающем содействии британского капитала в полном объеме обогатили экономику нового для региона государства, по первоначальному замыслу призванного ограничить реальную в начале прошлого века перспективу гегемонии всепроникающей армянской инициативы. Сейчас советско-турецко-британские по происхождению "экстра-козыри", уже в пику интересам самих "родителей", выкладываются Баку на стол торга в качестве факторов дополнительного усиления международной позиции, что не способствует выправлению и без того перекошенной картины Закавказья. Слова посла Азербайджана в Эстонии
Естественная гордость Баку за богатое наследие почившего сюзерена грозит сломать большую Закавказскую игру Запада. Но главную угрозу таит сама политическая организация государства, претерпевшая ряд существенных метаморфоз. В советский период режимы на Апшероне сменялись по законам кадровой политики ЦК
Куда более гибки, трансформируемы и управляемы постройки демократического типа. А вот тут возникают осложнения на пути вывода этой части Закавказья из опасной "зоны весны". Далеко не все социо-этнические общности готовы органически вписаться в демократическую модель. Здесь на первый план выдвигается исторический опыт государственности. Любой - независимо от конкретики его институционального оформления на протяжении веков и тысячелетий. Если опыт невелик, то попытки смены модели сводятся, увы, к той же авторитарной, наследуемой по крови, квази-монархической. И это - при самом благоприятном исходе. Такую, сотканную в разное время разными авторами из плохо стыкуемых элементов политическую конструкцию как азербайджанская и трогать страшно. Круг замыкается. Не стоит искать для этого феномена конфессиональную подоплеку. Ислам здесь не при чем. Да, приоритет коллектива относительно индивида пропитывает его и не подлежит, как и все основные установления, даже т.н. "тафсиру" - толкованию. Но коллектив, хоть и временный, необходимое условие реализации и любой западной демократической модели. Взгляните на соседние Турцию и Иран. В обеих странах преимущественно исламские общества приняли демократические "правила игры". В обеих парламентарный фундамент был возведен в оперативном порядке за год-два, и стабилизирован каркасом совершенно разных концепций первичного коллективизма. В первом случае радикально-светским тюркским национализмом, во втором - радикально-религиозным идеализмом паломников к Мешхеду и Кербале. Хоть и с большим скрипом, с чересполосицей гражданского и военного правлений, в поствыборных кризисах и затяжных войнах, но эти режимы существуют поныне и проявляют чудеса гибкого реагирования на перепады конъюнктуры. За обоими режимами - величайшие мировые нации: иранская и турецкая. От принадлежности к обеим официальный Баку в последние годы активно открещивается.
В нынешней, угрожающей срывом, ситуации естественными выглядят превентивные проработки как в русле карабахской тематики, так и демократических преобразований. Еще более естественной в качестве проводника идей выглядит роль канонизированной Западом происламской демократии Турции. Параллельно демократическим инициативам, Вашингтон и ЕС предлагают укрепление системы обороны шельфовых месторождений углеводородов и транспортных артерий на основе передовых систем вооружения, обещанных Баку. Парадоксально, но чем надежней защищена энергетическая инфраструктура на западе Прикаспия, тем менее защищенным себя должен чувствовать режим в Баку. Это совершенно иной тип опасности. Ведь военные приготовления направлены не только и не столько в сторону Армении, сколько в сторону Тегерана и, не исключено, Москвы. В Баку заметили, что вербальную острастку президента
Выдавливание России и Ирана не только с закавказской сцены, но и с геостратегически важной, протяженной широтной полосы Восток-Запад не может не вызвать их соразмерной враждебной реакции, консолидированной на направлении Юг-Север. Тогда, при условии западного контроля над оборонительным системами (а повторять ошибки 1918 года никто не собирается), режим Баку не только попадает в полную зависимость от политической воли защитников, но и теряет роль непременного атрибута энергетической схемы. В условиях гарантированной защищенности "углеводородной" сущности государства, его политические режимы могут сменять друг друга в более непринужденной, западной манере, шаг за шагом наверстывая жестокий дефицит исторической фактуры. Инструментарий реальной или виртуальной военной угрозы в отношении Баку как нельзя лучше подходит для задачи выравнивания уровней в Закавказье. Делиться божьими дарами, не выдвигая перед патронами заведомо невыполнимых условий, становится значительно проще.
Нарисованная здесь картина будущего для прекрасного своей природой и населяющими его народами уголка мира грешит однобокостью вида с парижского или вашингтонского пригорка. Наверняка последуют "вводные" и с других высот. Но, на наш взгляд, верно одно - подходит к концу период относительной аморфности Закавказья. Одинаково любимый и в Баку, и в Ереване размеренный мотив "ло-ло" (курдская колыбельная, ред.) под красивым названием "комплиментаризм", близок к исчерпанию. Вновь образованные и восставшие из исторического небытия государства должны будут дать прямые ответы на прямо поставленные внешними спонсорами проекта "независимое Закавказье", а на самом деле уже самим Временем, фундаментальные вопросы относительно защищаемых ими систем ценностей. Навыки устраивать пафосное шоу вокруг предлагаемого товара у одних, искусно прилагать к товару "даровые" довески - у других, или привычка не называть цену товара "до последнего" - у третьих, вряд ли подойдут на таком "торжище".