Тезисы

• Силы, стоящие на интернационалистских позициях, потерпели в Украине тяжелое политическое поражение, и это необходимо честно признать, чтобы найти выход из нынешней кризисной ситуации, которая может завершиться необратимым расколом украинского общества. В бывших советских республиках, и в первую очередь, в Украине, интернационализм не просто система взглядов, основанная на признании равных прав за различными этническими группами и уважительном отношении к культуре и традициям других народов. Интернационализм в наших условиях - это идейная платформа для политической деятельности, направленной на объединение общества, на формирование гражданской нации, способной сохранить внутреннее единство, несмотря на различия между составляющими ее этническими и конфессиональными группами. Поэтому политика, основанная на принципах интернационализма, в условиях бывших советских республик предполагает уважительное отношение к общему историческому прошлому, сохранение прочной связи с русской культурой, оказавшей влияние на мировоззрение всех народов СССР, стремление к восстановлению общего экономического и культурного пространства.

• Казалось бы, эти ценности до сих пор разделяет большинство украинского общества. Правда, с каждым годом число тех, кто придерживается интернационалистских взглядов, уменьшается. Разгул националистической пропаганды, продолжающийся вот уже два десятилетия, конечно же, не может пройти бесследно. Но, несмотря на общественную поддержку интернационалистских идей, политические силы, последовательно отстаивающие их, не представлены в украинском парламенте и не имеют не только большинства, но и сколько-нибудь влиятельной фракции, ни в одном из областных и городских советов даже в юго-восточных регионах. Более того, интернационалистские силы оказались разгромлены даже в Крыму, который в результате лишился возможности на практике осуществлять свои Конституционные полномочия, а потому больше не может играть роль региона, связывающего Украину с восточнославянским пространством. Теперь дрейф Украины в сторону евро-атлантического мира становится сегодня практически неизбежным, несмотря на то, что большинство украинского общества выступает за сохранение страны в составе восточнославянской цивилизации. Успеху такого внешнеполитического курса будет способствовать и то, что партии, ранее вынужденные изображать приверженность интернационалистским идеям, теперь открыто отказались от их реализации. Партия регионов получила власть благодаря своим обещаниям предоставить русскому языку статус государственного и проводить внешнеполитический и внешнеэкономический курс, направленный на всестороннюю интеграцию с Россией. Теперь она фактически вернулась к тому курсу, который проводился при Ющенко и постепенно начинает осваивать его внешнеполитическую риторику. При этом КПУ, которая, казалось бы, уже в силу своего названия должна была бы последовательно сражаться за восстановление единого культурного пространства и возрождение экономического и политического союза бывших советских республик, превратилась в сателлита Партии регионов и активно содействует проведению геополитического курса, противоречащего требованиям ее избирателей.

• Что же противостоит идеям интернационализма в информационном и политическом пространстве Украины? Как и в других советских республиках, это идеология этнического национализма, которую правящая элита Украины использует для оправдания своей проамериканской ориентации и своего геополитического курса, направленного на превращение Украины в периферию евро-атлантического мира.

• Советский народ никому не давал полномочий на разрушение союзного государства, но позволил разделить его на национальные квартиры, поскольку из-за экономических трудностей и политического кризиса (вызванного, в том числе и давлением извне) была утрачена идейная основа для единства советского общества. Этой ситуацией воспользовалась новая правящая верхушка, маскировавшая за лозунгами этнического национализма, свои истинные цели, состоявшие в расхищении и присвоении общенародной собственности и уничтожении социальных завоеваний советского времени. Идеологии интернационализма, на которой основывалась общественная и государственная жизнь в СССР, были противопоставлены принципы этнического национализма, предполагавшие разрыв с историческим прошлым и отказ от связи с русской культурой.

• Безусловно, в этнической идентичности самой по себе нет ничего плохого. Более того, она является неотъемлемой частью полноценной человеческой личности, и, возможна, одна из самых больших ошибок советской национальной политики состояла в том, что формированию этнической идентичности не уделялось должного внимания. Но чрезвычайно опасно, когда личность рассматривает себя исключительно в качестве представителя определенного этноса, не принимая во внимание исторические и культурные связи, соединяющие ее с другими народами и этническими группами. Именно такую личность и пытаются сформировать сторонники этнического национализма. С их точки зрения, "настоящий" украинец должен замкнуться в своих этнических традициях, запереть себя в пространстве украинского языка, искусственно отгородившись от пространства русскоязычной культуры, без влияния которой никогда бы не сложилось самостоятельное украинское государство. Здесь, кстати говоря, лежит и ответ на вопрос, почему правящая верхушка Украины на протяжении двадцати лет навязывает обществу принципы этнического национализма. Дело в том, что ей не нужно по-настоящему независимое и самостоятельное украинское государство, поскольку все свои надежду на сохранение нынешнего социально-политического строя она связывает с поддержкой извне. А потому свою цель она видит не в том, чтобы реализовывать требования украинского общества, а в том, чтобы заслужить благосклонность Брюсселя и Вашингтона, в том числе за счет торговли национальными интересами.

• Этнический национализм является главным препятствием для формирования украинской политической нации. Сегодня я со страхом наблюдаю, как сбываются мои самые мрачные прогнозы, сделанные сразу после так называемой "оранжевой" революции. Тогда я писал, что, если украинское общество не сможет преодолеть идеологию этнического национализма и приступить к формированию единой политической нации, включающей все этнические и конфессиональные группы, украинское государство ожидает тяжелый социально-политический кризис, который может завершиться распадом украинского государства. Сегодня кризисные процессы набирают все большую силу, и в распоряжении власти нет механизмов, позволяющих остановить развитие социального кризиса. Единственный выход из сложившейся тупиковой ситуации состоит в проведении государственного курса, основанного на принципах интернационализма.

• Господство идеологии этнического национализма не позволяет остановить разрушение промышленного потенциала страны, прекратить деградацию украинской экономики и приступить к созданию современных высокотехнологичных отраслей производства. Здесь дело не только в том, что украинская власть, стремящаяся разорвать экономические связи с Россией, не заинтересована в реализации интеграционных проектов, в восстановлении производственной кооперации и отвергает участие в объединительных наднациональных структурах, несмотря на очевидную экономическую выгоду. Этнический национализм по своей природе ориентирован на прошлое, а не на настоящее или будущее, к которым обращается идеология интернационализма. При этом этнический национализм обращен не к подлинному прошлому, а к историческим мифам, зачастую не имеющим ничего общего с действительностью. Эти мифы сознательно насаждаются украинской правящей верхушкой, которая использует их для манипуляции массовым сознанием с целью сохранения экономического и политического господства. Нужно сказать, что украинскую власть не останавливает даже то, что на насаждаемых исторических мифах, имеющих зачастую откровенно антироссийскую и русофобскую направленность, паразитируют откровенные нацисты, рассматривающие себя в качестве идейных наследников коллаборационистов и гитлеровских пособников. Более того, украинская правящая верхушка активно поощряет подобное мифотворчество, не задумываясь о последствиях. Чего стоит только присуждение в этом году Шевченковской премии роману Васыля Шкляра "Чорный Ворон", в котором открыто пропагандируются нацистские идеи. Причем в поддержку этого произведения выступила руководитель Главного управления по гуманитарным и общественно-политическим вопросам президентской администрации Анна Герман, которая, по ее собственным уверениям, выросла на "повстанческих песнях", т.е. на фольклоре ОУН-УПА.

• К сожалению, для роста популярности идеологии этнического национализма существуют объективные основания. В последние двадцать лет произошла люмпенизация значительной части населения, обусловленная разрушением промышленного потенциала Украины и фактическим уничтожением большинства агропромышленных предприятий. Благодаря этому манипулировать массовым сознанием, насаждать исторические мифы, провоцировать антироссийские настроения стало значительно проще. Нельзя забывать о том, что выросло целое поколение, не имевшее даже шанса узнать о принципах и идеалах интернационализма. При этом идеи этнического национализма нынешним молодым людям внушались всеми средствами, - от эстрадных песен до школьных учебников, и трудно возлагать на современную украинскую молодежь ответственность за то, что многие ее представители разделяют опасные националистические идеи или даже стоят на нацистских позициях.

• Социальная ситуация в Украине продолжает стремительно ухудшаться, и дальнейшее углубление глобального кризиса угрожает нашей стране коллапсом как экономики, так и социальной сферы. К сожалению, интернационалистские силы так и не сумели предложить альтернативу нынешнему социально-экономическому курсу, поставившему страну на грань катастрофы. Более того, мы даже не приступили к ее формированию. Поэтому, пытаясь найти выход из состояния социальной беспомощности, обрести смысл существования в нынешних тяжелых условиях, получить хотя бы иллюзорную защиту от экономических трудностей, многие украинцы невольно обращаются к идеологии этнического национализма. Интернационалистские силы, не сумевшие сформировать единую позицию по социально-экономическим вопросам, несут за это прямую ответственность. В этом же, кстати говоря, заключается одна из главных причин нашего политического поражения.

• Было бы ошибкой предположить, что сама украинская правящая верхушка разделяет искренне принципы этнического национализма. В своем большинстве она аморальна и безыдейна, и любую идеологию она рассматривает исключительно с прагматической точки зрения. Идеология этнического национализма позволяет правящей верхушке отвлекать внимание общества от социальных проблем и катастрофических провалов в экономической сфере, вызванных, прежде всего бездарным управлением и тотальной коррупцией.

• При этом правящая украинская верхушка неизменно оказывает скрытую (а подчас - и открытую) поддержку идейным националистам и даже откровенным нацистам, которых она рассматривает как своих естественных политических союзников, помогающих направить социальный протест в безопасное для власти русло. Не только в Украине, но и в других бывших советских республиках, власть сознательно содействует появлению управляемых межконфессиональных и межнациональных конфликтов. Таким образом, создаются препятствия для объединения общества и формирования массового социального протеста. Кроме того, подобная тактика используется правящей верхушкой для того, чтобы оправдать свой отказ от своих обещаний и обязательств перед обществом. Существуют все основания предположить, что антирусская истерия, развязанная нацистами, выступившими против придания русскому языку статуса государственного, напрямую инспирировалась украинской властью, противодействующей восстановлению единого культурного пространства с Россией. Понятно, что русофобские призывы, раздававшиеся в ходе этой кампании, не имеют никакого отношения к проблемам украинского языка. Власть не собирается заниматься его развитием и защитой. Тем более, что защищать украинский язык следует, не сокращая сферу использования русского, а противодействуя культурной деградации общества и снижению качества общедоступного образования. А это уже напрямую противоречит стратегическим интересам правящей верхушки Украины.

• То, что украинская правящая верхушка стремится опереться на идеи этнического национализма, свидетельствует о внутренней слабости самой украинской элиты, об ее глубокой враждебности интересам большинства украинского общества, которым она пытается манипулировать при помощи исторических мифов. Но было бы ошибкой предположить, что интернационалистским силам Украины противостоит только украинская правящая верхушка. В утверждении в украинском обществе идеологии этнического общества напрямую заинтересованы американские политические силы, выступающие за проведение агрессивного внешнеполитического курса. Превратить Украину в плацдарм для американской геополитической экспансии удастся, только расколов украинское общество. И принципы этнического национализма, исторические мифы, лежащие в его основе, являются наиболее эффективным средством общественного раскола.

• Подобными мотивами руководствуются и ведущие восточноевропейские союзники США, - Румыния и Польша, - стремящиеся вывести Украину из сферы влияния России. Разрыв украино-российских связей катастрофически ослабит украинское общество и поставит под угрозу государственное единство Украины. В результате у крупных региональных держав, к которым относятся Румыния и Польша, появится возможность для территориальной экспансии. Но украинская власть сознательно игнорирует подобные угрозы и не задумывается о том, куда может привести Украину, сформировавшуюся в нынешних границах в советскую эпоху, политика осуждения и дискредитации советского прошлого. Правящая верхушка Украины привыкла заботиться исключительно о ближайшей выгоде и не обладает навыками стратегического мышления. А потому, руководствуясь собственными интересами, проводит курс, ведущий к гибели украинское государство.

• Что могут сделать интернационалистские силы Украины, чтобы остановить этот гибельный курс? Прежде всего, приступить к объединению, - не на словах, а на деле, поставив перед собой задачу выработать согласованную позицию по важнейшим вопросам общественной и государственной жизни, предложить украинскому обществу альтернативу нынешнему социально-экономическому и внешнеполитическому курсу. Эту задачу нужно было решать много лет назад. И если мы не приступим к этой работе в самое ближайшее время, мы можем утратить шанс остановить разрушительные процессы, идущие в современной Украине.

• Кроме того, нам нужно договориться о проведении согласованной информационной политики, в том числе в Интернет-пространстве, приступить к созданию СМИ, отражающих консолидированную позицию интернационалистских сил Украины. Нужно выработать единую политическую стратегию, создать механизмы, позволяющие осуществлять координацию наших тактических действий. Очевидно, что это потребует от интернационалистских партий и общественных организаций существенных уступок, отказа от излишних амбиций, от претензий на обладание "истиной в последней инстанции". Но, если мы не сумеем объединиться в ближайшие месяцы, наше положение станет практически безнадежным, и нам останется только безучастно наблюдать за окончательным выходом Украины из восточнославянского пространства, политическим триумфом нацистов и последующим распадом украинского общества.

• Нельзя закрывать глаза на то, что судьба интернационалистских сил Украины напрямую зависит от позиции руководства России. Поэтому мы призываем все российские властные структуры, связанные с формированием и проведением внешнеполитического курса, выработать единую, ясную, последовательную позицию, поддержав объединение интернационалистских сил Украины, открыто выступив против насаждения исторических мифов и разрушения единого культурного и экономического пространства восточнославянской цивилизации.

• Мы стоим сегодня у крайней черты. Если мы не сумеем объединить украинское общество на принципах интернационализма, Украину ждет социально-экономическая и геополитическая катастрофа. У нас нет больше права на новое политическое поражение, возрождение и скорейшее объединение интернационалистских сил - это последний шанс избежать социального кризиса и распада украинского общества. Другой возможности уже не будет.