Правозащитник: "Выборы президента Киргизии могут быть сорваны или опротестованы любым из кандидатов"
"Выборы президента Киргизии могут быть сорваны или опротестованы любым из кандидатов" - известный в республике правозащитник, директор правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова поделилась с корреспондентом ИА REGNUM своим видением ситуации вокруг киргизских выборов.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в Киргизии?
Полный штиль при абсолютно скандальной ситуации, бессмысленности предстоящего мероприятия под названием "выборы президента Киргизии". На общество каждый день вываливают кучу грязи и скандальных разоблачений, касающихся кого-то из кандидатов в президенты, но народ совершенно на это не реагирует. Общество лишено чувствительности к скандалам, что является показателем полного недоверия к институту выборов и к кандидатам на главный пост республики, да и вообще к политической элите страны. И потеря этой чувствительности вызывает тревогу.
Несовершенное, противоречивое законодательство, разрушенные институты, которые будут осуществлять правосудие, оценивать честность и прозрачность избирательного процесса, делают бессмысленными выборы вообще. Все кандидаты идут абсолютно обреченно. Если их лишили правовых инструментов для оппонирования, то существует большой риск того, что кандидаты вынуждены будут обращаться за неправовыми способами оспаривания или защиты голосов своих избирателей.
ИА REGNUM: Какие неправовые способы оспаривания могут быть?
Выбор широк: от перекрытия дорог, митингов, пикетов, черного пиара и до очередной революции.
ИА REGNUM: Насколько сегодня эффективны неправовые способы?
Очень эффективны.
ИА REGNUM: Власти обещают провести "честные, демократические выборы", насколько вы верите данным обещаниям?
У тех, кто сегодня стоит у руля, весьма длительный опыт оппонирования властям. И все это время оппонирование велось вокруг результатов выборов. Они все шли под лозунгом "чистота", "прозрачность", "законность", "честность"... Но теперь они создают совершенно такую же систему, какая была до них, но при этом используя гораздо более грязные методики и совершая гораздо более страшные ошибки. В такой обстановке идти на выборы под лозунгом чистоты и прозрачности - демонстрация огромного неуважения к гражданам.
ИА REGNUM: Почему новые власти, пришедшие на смену
Жадность фраера сгубила. Изначально они стали заложниками ситуации, которую сами же и создали: вогнали себя во временные рамки. Им был дан срок - полтора года, - а потом - битва за первый пост в государстве. Сколько бы ни говорили, что сейчас президент по закону маломощный, номинальная фигура, ничего не решающая, и так далее, однако, посмотрите: все силовики находятся под контролем главы страны.
За отведенный срок им надо было быстро накопить деньги на проведение этой кампании, повсеместно посадить своих людей, потому что это - административный ресурс, надо было быстро распилить все, что можно, так как нужны финансы под предстоящие выборы. И вместо того чтобы заниматься государственным строительством, экономикой и прочими вещами, они вели страшную битву за выборы. Киргизия фактически полтора года находится в ситуации выборов. И эта бессовестная полуторагодичная кампания привела к тому, что граждане сейчас вообще в выборы не верят.
ИА REGNUM: Как, по вашему мнению, изменилась страна и люди в ней за последние полгода?
В значительной мере увеличилось количество граждан, у которых революционеры вызывают лютое неприятие.
ИА REGNUM: По Бишкеку или по регионам?
Киргизия страшно разделена. Поэтому ситуация в Оше или Джалал-Абаде - одна, обстановка в Нарыне и Таласе - другая. В Бишкеке - третья. Неприятие и недовольство, я думаю, есть в целом по стране. Однако Юг и ранее не возлагал на новых правителей надежд, они, скорее, испытывали огромную горечь от того, что им пришлось пережить, и от того, что никто не хочет отвечать, хотя бы перед Богом, за то, что произошло на юге. Причем эта мотивация есть и среди узбеков, и среди киргизов. Потому что и у тех, и у других - боль от несправедливости, что никто их не защитил. Их отдали на поругание и, нисколько не смущаясь, те же политики идут на следующие выборы.
А вот в Таласе и Нарыне (северная часть Киргизии. - ИА REGNUM) уровень ожидания значился высоким, потому что люди, проживающие в этих областях, были их сторонниками. Их надежды не оправдались, их постигло ужасное разочарование. И интересно то, что у активных приверженцев временщиков не осталось ни одного аргумента в защиту их деятельности.
Почему регионализм сейчас усилился? Потому что временщикам нечем хвастаться, их единственный аргумент - это региональный фактор. И в этот раз он муссируется не южанами, а северянами. Это единственное, чем они могут оправдать собственное присутствие в политике и почему они идут на выборы.
ИА REGNUM: Почему вы говорите, что может быть скандал, завязанный на юридических проблемах?
Скандал уже идет. Разве не скандальна та ситуация, когда не успевают высохнуть чернила под принятыми законами, утвержденными также с передрягами, с подковерными играми - и по отбору судей, и вообще по всему, что регламентирует так называемую судебную реформу или избирательный процесс, - а власти уже инициируют внесение изменений в эти законы.
Скандально, когда президент сегодня вносит 14 кандидатов на утверждение судьями в парламент страны, а завтра отзывает этот список. Скандально, когда судьи Верховного суда не знают собственный статус - действующие ли они судьи, поскольку их места объявлены свободными. Но судья не может быть произвольно отстранен от должности просто объявлением в газете! Все кричат, включая моих собратьев по правозащитному сектору, что судейский корпус коррумпирован. Но в законодательстве прописаны мера ответственности и процедура отстранения судей. Должна быть законодательная база. В противном случае это - нарушение презумпции невиновности, потому что весь судебный корпус обвиняется голословно.
По сути дела, скандально, что в государстве, которое объявляет себя правовым, которое называет себя альма-матер революций в борьбе за демократию и против тирании не только в регионе, но и во всех арабских странах, принцип независимости судебной системы нарушается столь нагло и откровенно; когда даже не "революционным декретом", а простым объявлением в газете безосновательно освобождают всех судей Верховного суда - 35 человек. Из них 27 действующих были отправлены в отставку. Верх унижения, что они стали участниками шоу "Экзамен у президента". Меня учили, что судьи - это цвет юридического сообщества. Они прекрасно понимают всю бессмысленность ситуации, но подают документы на прохождение экзамена и начинают его сдавать. Это абсурд, когда президент, явно не читая Конституцию, проводит это испытание. Если бы она не принимала участия в этом дешевом шоу для обывателей "Экзамен для судей", то сейчас можно было бы сказать, что Совет по отбору судей превысил свои полномочия, дав это объявление, потому что акта об освобождении судей не было. Но нет же, она начала этот экзамен. Сейчас они не знают, что делать в создавшейся ситуации, потому что, с одной стороны, места объявлены вакантными, с другой - отстраненные судьи вершат правосудие до сих пор. А ведь одно с другим не сочетается.
Скандальна ситуация вокруг формирования Конституционной палаты, потому что по законодательству они должны были ее сформировать в течение 60 дней после принятия закона о статусе судей. 60 дней давно прошли, а палаты нет.
ИА REGNUM: Как власти это объясняют?
Никак. Сейчас, кроме "революционных" лозунгов и взывания к какому-либо историческому или доисторическому прошлому, ничего нет. Хотя слово "духовность" вообще не применимо к данной ситуации.
Им надо было четко определиться - есть в Киргизии Верховный суд или нет. Они должны либо дезавуировать объявление о том, что места вакантны, либо принять решение, что такового суда нет. Они должны хотя бы сделать какое-то политическое заявление по этому поводу, потому что Верховный суд каждый день рассматривает дела и выносит решения.
Я не могу понять: судьи Верховного суда действующие? Их решение легитимны? Открытое обращение Совета судей к президенту и спикеру содержало четкое обоснование данного вопроса. Однако судейское сообщество так и не получило ответа на него. Это говорит о том, в каком состоянии судьи выносят решения: их "посадили на крючок". И решения судьи выносят выгодные людям, от которых они зависят.
ИА REGNUM: От кого они зависят?
От органов исполнительной и законодательной власти - парламента и правительства. Еще и от Совета по отбору судей. К тому же судьи боятся митингов, организованных против них. Однако по Конституции, по положению Закона "О статусе судей" судья никому не может быть подотчетен, у него никто не имеет права требовать объяснений по делам, которые он рассматривал в прошлом. Никому не подотчетен и судейский корпус. Есть четко прописанные процедуры. Например, если вы утверждаете, что некий судья коррумпирован, то пишите об этом в Совет по отбору судей, представляете им доказательства, на основании которых они выносят свое заключение. Вот это и есть гарантии независимости судебной системы.
ИА REGNUM: Нынешняя ситуация, выходит, выгодна кому-то, кто стоит за толпой митингующих?
Она невыгодна самой толпе, за исключением некоторых желающих попасть в Совет по отбору судей или в судейский корпус. Но их не так много. Толпа просто имеет деньги с таких проплаченных акций. А вот политикам эта обстановка очень выгодна - это хорошо проверенный способ уходить от ответственности и при этом сохранять лицо. В данном случае - прекрасная возможность спрятаться и выставить крайним судейский корпус. "Судьи - коррумпированные сволочи", - скажут они, и народ выплеснет весь свой гнев на судейский корпус. А те законодатели, которые звонят и, "выкручивая руки", заставляют судейский корпус принимать выгодные им решения, остаются в тени.
Это также крайне выгодно некоторым политическим кругам, потому что если их не будут устраивать результаты президентских выборов, то можно будет поставить под сомнение их легитимность по той причине, что все возникающие в ходе выборов споры разрешаются только в двух инстанциях - суд первой инстанции и Верховный суд. А Верховный суд у нас в непонятном качестве и статусе. Проигравшим кандидатам фактически вручают в руки оружие, чтобы они могли сказать: "А Верховный суд вообще имеет право выносить решения?"
Дело даже не в давлении на судебный корпус. Что такое легитимность? Легитимность - это согласие в обществе относительно результатов. Они сами своим "нормотворчеством" создают такие зацепки для вполне обоснованных правовых сомнений, создают систему, при которой возможен судебный произвол.
ИА REGNUM: Зачем?
Мне кажется, что делается это для того же, для чего и все остальное - на всякий случай. Вспомните, как создавался Совет по отбору судей. Меня многие упрекали, что я ушла от работы в нем, но я не уходила. Я предупреждала, что при таких методах отбора они получат множество скандалов и гуттаперчевый судебный корпус. Я сказала, что не буду участвовать в этом из-за их неправильной методологии. На меня тогда все кричали, а через две-три недели пришли именно к такой ситуации.
ИА REGNUM: А кто разрабатывал эти методы?
Законотворцы. Взять, к примеру, вопрос о представителях гражданского сектора в Совете по отбору судей. Поначалу набор делали политические партии, выбирая лояльных к себе кандидатов. В итоге мы получили скандал, но их это устраивало, потому что они были членами правящей коалиции. Они думали, что все будет "тип-топ", и никто не обратил внимания на вопли Джакуповой по поводу плохой методологии. Они спохватились и стали говорит про методологию только после того, как получили совет и судебный корпус, переставший их устраивать. Это говорит о том, что они создают законы под себя - на всякий случай. Они на каждом шагу продумывают для себя "мягкие подушки". Но они забывают о том, что их оппоненты тоже не идиоты и тоже могут воспользоваться этими же "подушками", а в результате страдает все общество. Потому что это ситуация хронического дурдома и нестабильности.
ИА REGNUM: Что, помимо Верховного суда еще де-факто уничтожено?
Центральная избирательная комиссия. Это второй институт, в легитимности которого также очень сильно сомневаются. Как ЦИК была сформирована? Половина - по одному закону, половина - по другому.
ИА REGNUM: Насколько допустимо создавать некую организацию одновременно по двум законам?
Недопустимо. Это возможно только в том случае, если есть временной разрыв. А у нас формирование Центризбиркома по двум законам прошло практически единовременно.
Если изначально заложены сомнения в легитимности решений, принимаемых двумя основными игроками, отвечающими за предстоящие выборы, то могут ли эти выборы быть признаны легитимными? Я не могу понять, почему кандидаты тратят деньги, будучи не уверенными в легитимности итогов выборов.
ИА REGNUM: Может, кандидатов не волнует легитимность?
А возможна ли легитимность в неправовом государстве, коим является Киргизия? Президент и ее соратники по Временному правительству ставят себе в заслугу то, что, по их утверждениям, они первые в истории Киргизии проводят чистые, прозрачные, честные выборы. Других заслуг у них нет. Это единственная заслуга, которой они машут, как пионеры флажком. А я сейчас вам красочно обрисовала, насколько это соответствует действительности.
ИА REGNUM: Почему молчат международные организации?
Они в оценке ситуации демонстрируют двойные стандарты. Если бы такое с судебной системой совершил
Чем дальше я наблюдаю за дифирамбами, за тем, как приветствуют "усилия властей Киргизии по построению демократии", тем больше я сомневаюсь, действительно ли мое представление о демократии совпадает с их представлением о демократии и законности? Или я начинаю подозревать, что это какой-то дикий заговор против моей страны, чтобы ее расчленить, разбомбить... чтобы она перестала существовать.
ИА REGNUM: По-вашему, то, что сейчас происходит, ведет к уничтожению страны?
А разве страна может существовать без правосудия? Даже в доисторические времена правосудие было. Не может быть такого, чтобы не существовало суда. Государство без суда не государство.
ИА REGNUM: Какие последствия для Киргизии влечет длительное отсутствие
Не случайно во всех предшествующих Конституциях результаты выборов легитимировались через Конституционный суд. Сейчас эту норму убрали. Достаточно того, что ЦИК вынесет решение и все.
С Конституционной палатой - скандальная ситуация. Начнем с того, что граждан лишили права отстаивать свои интересы. Конституционное судопроизводство в Киргизии отсутствует, так как Конституционный суд разогнали "революционным" декретом, а Конституционную палату еще не создали. Тем самым киргизстанцев лишили возможности признать некие законы, нормативно-правовые акты неконституционными. Например, декреты по национализации частной собственности.
ИА REGNUM: Декреты отменить нельзя?
Да, их нельзя отменить. Нет института, который будет это делать. Фактически киргизстанцев лишили доступа к справедливому правосудию. Это страшнейшее, я считаю, нарушение конституционных прав. И уже почти 2 года мы живем в этой ситуации.
По новой Конституции у президента нет права представлять судей Конституционной палаты парламенту, однако, все же представив двух человек, Отунбаева превысила свои полномочия. Это тоже скандальная ситуация.
ИА REGNUM: Давайте вернемся к теме о срыве выборов. Вы говорите: "Нынешний состав Центризбиркома несколько сомнителен и, возможно, нелегитимен". А есть ли вероятность, что за несколько дней до голосования о себе напомнит предыдущий состав ЦИКа и, к примеру, заявит, что именно он легитимный?
Может быть. У нас сейчас много псевдополитиков, не государственников. Очевидно, есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы выборов не было.
ИА REGNUM: Смысл? Не менять ситуацию в стране?
Продлить полномочия действующего президента, а, возможно, и совершить третью революцию.
ИА REGNUM: Тогда речь может идти и об очередном мародерстве вместе с переделом собственности?
Да.
ИА REGNUM: Когда возможна третья революция?
При таком дурдоме и неразберихе в законах она возможна каждый день.
ИА REGNUM: А повод?
Результаты выборов.
ИА REGNUM: Допустим, возникает альтернативный ЦИК, сообщает, даже документирует, предположим, подделки, объявляет победителем другого человека?
Да.
ИА REGNUM: И радостные толпы его сторонников выходят на улицу доказывать свою правоту?
Да. Одной из стратегических ошибок, которые были допущены так называемыми революционерами, являлось то, что, дорвавшись до власти, вместо того чтобы объединить и увеличить количество своих сторонников, они сделали даже из симпатизирующих им людей врагов.
Как много сейчас новых ярлыков. Только от них "снесет голову": "реваншисты", "сепаратисты", "националисты", "бакиевцы", "акаевцы". Они сделали всю политэлиту, не входящую в узкий круг временщиков, "врагами народа".
А что есть политэлита? Она определяется в общем развитии страны. Нынешняя "элита" выбрала тактику превращения друзей во врагов при явной слабости институтов власти, в том числе и правоохранительных, и тем самым лишилась социальной базы. Она даже из правоохранителей умудрились сделать врагов, публично подвергая экзекуции их представителей то по событиям 7 апреля, то из-за трагедии на Юге.
Как будут себя вести органы правопорядка в случае возникновения очередной революционной ситуации, было продемонстрировано, когда на глазах у стражей порядка избивали двух депутатов - Равшана Джеенбкова и Садыра Джапарова. Находясь от побиваемых в трех-четырех шагах, милиционеры даже не шевельнулись.
Когда "альфовцев" (сотрудники управления специальных операций "А" ГКНБ Киргизии, обвиняемые в убийстве 84 человек во время смены власти 7 апреля 2010 года. - ИА REGNUMM), еще до судебного процесса над ними, отправили следить за обстановкой во время выступления Урмата Барыктабасова, они поехали. И на юг они ездили. Сейчас, уже после позорного судебного процесса, бойцы вряд ли будут выполнять закон и инструкции: их ведь судят именно за законопослушание и выполнение служебного долга. Кроме того, они каждый день вспоминают те события и рассказывают, как их избивали, калечили. С какими страшными побоями они попадали в больницы. Кто после такого пойдет защищать власть?
Эта "революционная" толпа ничто по сравнению с одним подразделением профессионалов. Они же раскидают их, как котят, при желании. Потому что это целая армия. Вы поймите, если поднимется система
ИА REGNUM:... Или если появится человек, который будет иметь право отдавать им приказ?
Да. Либо то, либо другое. Вот и все. Поэтому не случайно уже два-три генерала вырисовывается среди кандидатов в президенты. И гражданских, и военных достал весь этот бардак. И как вы думаете, они испытывают к революционерам благодарность, любовь, теплоту? Они чувствуют горечь от того, что их предали.
ИА REGNUM: Все-таки предали?
Да, это предательство. Потому что судить за то, что ты исполнял предписание закона, устава, - это предательство. Мы их предали.