Проект "Борьба за Арктику": О перспективах использования открытой модели инновационной деятельности в Арктике
Продолжается проект ИА REGNUM "Борьба за Арктику". Следующей мы публикуем статью советника Федерального информационно-аналитического центра Олега Ерохина под названием "О перспективах использования открытой модели инновационной деятельности в Арктике", которая опубликована в журнале "Арктика и Север". В своей статье автор говорит о том, что ускорить развитие научно-технического потенциала Арктики позволяет применение открытой модели инновационной деятельности, основанной на широком международном сотрудничестве и активном использовании внешних интеллектуальных ресурсов. Для успешного решения проблем модернизации промышленности и инфраструктуры полярных регионов может быть полезно расширить взаимодействие с международными инновационными посредническими фирмами, которые оказывают другим компаниям помощь в приобретении и внедрении новых технологий, и приступить к созданию такой посреднической бизнес-структуры в России.
"Необходимость обеспечивать безопасное и устойчивое развитие местных сообществ в экстремальных природных условиях традиционно обуславливает повышенный спрос на технологические и институциональные инновации в Арктическом регионе. В эпоху глобализации одним из наиболее эффективных способов укрепления научно-технического потенциала становится применение открытой модели инновационной деятельности, базирующейся на активном привлечении внешних интеллектуальных и кадровых ресурсов через систему международного обмена [1].
В целях практической реализации этого подхода в ведущих индустриальных странах с начала 2000-х годов активно формируется сеть инновационных посреднических компаний, предоставляющих предприятиям-клиентам комплексные услуги по решению актуальных научно- технических и производственных проблем с применением технологий, приобретаемых на мировом рынке. К настоящему времени в США, ЕС и Канаде создано около 50 таких бизнес структур, которые в отличие от традиционных служб технологического обмена не только организуют коммерческий обмен научно-технической информацией, но и непосредственно участвуют в инновационном процессе, повышая его результативность [2]. В частности, они инициативно определяют перспективные потребности рынка в новых наукоемких товарах и услугах, выявляют приоритетные области инновационной деятельности с высокой окупаемостью инвестиций, генерируют идеи и формулируют четкое описание будущего продукта или услуги, подбирают оптимальные технические решения, осуществляют комплексное экспертное сопровождение внедренческих проектов, оценивают риски и возможные результаты. Особое значение придается накоплению баз данных передового научно-производственного опыта, а также определению группы производственных предприятий - потенциальных клиентов, заинтересованных в получении дополнительных доходов от нововведений, занимающих или способных занять доминирующее положение на отдельных сегментах рынка и получить максимальную прибыль. Большое внимание уделяется обучению персонала компаний - клиентов и созданию типовых моделей инновационного бизнеса для малых и средних предприятий.
Ключевая роль отводится формированию международного сетевого сообщества ученых, конструкторов и технологов для согласованной работы над решением технических задач. Их взаимодействие осуществляется через площадки в Интернете, где организован сбор информации о существующих проблемах предприятий-заказчиков и предложений специалистов по их решению [3]. Пользователям этих ресурсов предоставляется доступ к экспертным базам данных, техническим форумам и электронным биржам технологий. Применение передовых информационных технологий позволило ведущим международным посредническим компаниям Innocentive, Yet2.com, NineSigma привлечь к выполнению работ более 200 тысяч специалистов из 190 стран.
В целях противодействия тенденции к монополизации рынка услуг международного технологического трансфера и инженерно-технического консалтинга североамериканскими и европейскими фирмами правительства Японии и Индии приступили к созданию национальных инновационных посреднических компаний. Кабинет министров Японии признал освоение открытой модели инновационной деятельности одним из важнейших направлений государственной научно-технической политики и учредил Инновационную сетевую корпорацию [4]. Обеспечить конкурентоспособность новой организации планируется за счет предоставления ей финансовых ресурсов для поддержки внедренческих проектов. На формирование собственного инвестиционного фонда корпорации из бюджета страны выделен 1 млрд. долларов, вклад частных компаний составил 100 млн. долларов. Государственные органы непосредственно участвуют в управлении корпорацией, ориентируя ее на реализацию национальных приоритетов промышленного развития и международного научно-технического сотрудничества.
Основной задачей индийской инновационной посреднической компании Elephant Design стало содействие выходу национальных фирм на международный рынок информационных технологий и инженерно-технических услуг. Особое значение придается коммерциализации интеллектуальной собственности государственных университетов и научно- исследовательских центров.
Ведущие международные посреднические компании, как правило, ведут работу по широкому спектру технологических направлений. Их постоянными партнерами стали предприятия фармацевтики, электроники, судостроения, нефтегазового комплекса, машиностроения, энергетики, информационно-коммуникационной индустрии и сферы экологических услуг. В последнее время новые формы инновационной деятельности все более активно осваивают компании средне и низко-технологичных отраслей. Услуги международных инновационных посредников позволяют предприятиям-клиентам избавиться от необходимости выполнять полный комплекс НИОКР и осуществлять конкурсный отбор оптимальных технических решений из набора вариантов, предложенных исполнителями. В результате сокращаются сроки создания новых наукоемких изделий, значительно повышается конкурентоспособность продукции. Коэффициент окупаемости инвестиций при реализации ряда проектов достигает 180 процентов. Использование электронных систем документооборота и унифицированного порядка обращения с интеллектуальной собственностью привело к сокращению среднего срока передачи технологических лицензий с 12 до 3 месяцев. Средняя стоимость комплекта услуг при реализации инновационного проекта составляет около 25 тысяч долларов, что делает его доступным для малого и среднего бизнеса.
По данным зарубежной статистики, открытую модель инновационной деятельности уже освоили более 51 процента промышленных компаний Северной Америки и Европы, что позволило им опередить соперников, применяющих традиционные закрытые системы инноваций по темпам роста производительности труда и валового производства [2]. С посредническими компаниями активно сотрудничают государственные организации, в частности, Американское аэрокосмическое агентство
Максимальная эффективность деятельности посреднических структур достигается при использовании комплексного регионально-отраслевого подхода. Например, концентрация усилий на проблемах агропромышленного комплекса Центральной Европы позволила успешно решить 86 процентов поставленных задач, 8 процентов полученных результатов имели прорывной характер [2].
Анализ основных направлений и принципов работы международных посреднических компаний показывает, что имеются возможности наладить взаимодействие с этими организациями при решении большинства перспективных задач социально-экономического развития Российского Севера, определенных в таком программном документе, как "Основы государственной политики РФ в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу" [5]. Предлагаемые международными посредниками услуги могут быть востребованы, в частности, при осуществлении проектов модернизации энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, системы здравоохранения, а также навигационно-гидрографической, коммуникационной и транспортной инфраструктуры приполярных районов России. Значительный потенциал кооперации имеется также в сфере рационального природопользования, ресурсосбережения и экологической санации индустриальных территорий.
Вместе с тем представляется, что особый вклад в активизацию научно-технического сотрудничества циркумполярных стран могло бы внести создание специализированной региональной посреднической компании, способной осуществлять комплексное экспертно-информационное обеспечение инновационных проектов в Арктике на основе системного учета ресурсных, природных и этнокультурных особенностей региона. Формирование такой организации в России позволило бы обеспечить наиболее благоприятные условия для выхода отечественных компаний на международные рынки технологий и инженерно-технических услуг, усовершенствовать механизмы заимствования наиболее перспективных зарубежных технических решений и использования интеллектуального потенциала ведущих иностранных специалистов, повысить эффективность расходов на модернизацию промышленности и инфраструктуры, создать предпосылки для нейтрализации негативного действия высоких производственных издержек и укрепления конкурентоспособности хозяйственного комплекса Крайнего Севера".
Литература
1. Семенова Н.Н. Инновационная политика в контексте глобализации / Наука. Инновации. Образование. Выи 8. М.: Языки славянской культуры, 2009.
2. Kathleen Diener, Frank T. Piller. The Market for Open Innovation: Increasing the efficiency and effectiveness of the innovation process / Aachen: RWTH Aachen University, 2010.
3. Open Innovation in Global Networks. Paris, OECD, 2008.
4. The Innovation Network Corporation of Japan. URL: http://www.incj.co.jp/english/index.html (дата обращения: 23.05.2011). яч 5. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 23.05.2011).