Гурам Шария: Ситуация в Грузии может обостриться в любой момент
"Принц и нищий" - это название романа
Почему "принц" в кавычках? Потому, что титул "prince" не очень грамотные тележурналисты перевели как "принц", хотя в данном случае он означает "князь". С "принцем", как говорится, разобрались, а кто же нищий? Глядя, с каким почетом и пиететом принимали главу карликового государства, как бегали за ним министры и прочие грузинские "вельможи", невольно думалось, что нищими являемся все мы, наше государство. Впрочем, это и без заезжих "принцев" хорошо известно.
Внутриполитическая ситуация в Грузии остается напряженной. Продолжается "эпопея" с режиссером
История с Робертом Стуруа еще раз показала всю абсурдность ситуации и мстительность нынешнего режима, который правит Грузией. Все прекрасно знают, что Стуруа уволили не за "разжигание розни" и ксенофобию (потому что сам
Увольнение Стуруа едва оживило "мертвый" политический сезон этого года - лето. Еще одним (и более важным) событием, которое вызвало общественный резонанс, стало принятие парламентом Грузии поправок к Гражданскому кодексу, которые касались регистрации религиозных организаций. Напомним, что подозрение и возмущение в обществе и в Православной церкви вызвало принятие этих поправок без достаточного обсуждения со стороны всех заинтересованных сторон. Масло в огонь подлил также визит армянского католикоса Гарегина в Грузию и стиль его переговоров с грузинским патриархом.
Сейчас страсти немного улеглись, но общественные деятели и представители церкви продолжают обсуждать принятый закон. Многие священнослужители среднего и низшего ранга резко критикуют закон. Их критика дошла даже до Синода православной церкви, который фактически согласился дать "добро" на вступление этого закона в силу. Например, служитель тбилисской церкви им. Иверской Богородицы, схимархимандрит Григол в интервью сайту "Грузия и мир" эмоционально заявил, что у грузинской церкви нет Священного Синода, раз он согласился с таким законом. Схожие по тональности заявления звучат довольно часто.
Много было слухов, что на том заседаний Синода присутствовали представители власти, и даже полицейские чиновники находились в том же здании, совершая психологическое воздействие на церковных иерархов. В православной пастве эти события вызвали горечь и недоумение. Также много разговоров среди обычных верующих людей, что часть епископов и митрополитов являются армянами по происхождению, поэтому они не защищают грузинскую Церковь как следует. Общественная организация "Православное собрание" передала парламенту Грузии 30 тысяч подписей с требованием отменить закон о регистрации религиозных организаций, если аналогичные привилегии не будут предоставлены грузинским церквям за рубежом. Эти же подписи были переданы в президентскую канцелярию и в Патриархию. Организация "Православное собрание" была учреждена в знак протеста, после принятия парламентом вышеназванных поправок, и намерена продолжить борьбу до удовлетворения своих требований.
Пока что в центре внимания находятся грузино-армянские церковные отношения. Почему-то считается, что главным "лоббистом" принятых изменений в законодательство была армянская церковь, следовательно, в обществе муссируются слухи о "скрытых армянах" во власти и в Патриархии. Но постепенно всплывают и другие темы. Например, вопрос с мусульманскими общинами. Как известно, еще до этих событий возник ажиотаж вокруг постройки мечети в Батуми и в других городах Грузии в обмен на восстановление грузинских исторических храмов на территории Турции. Сейчас подобные вопросы будут восприниматься еще острее. Недавно было создано "Управление мусульман всей Грузии", которое в середине июля уже прошло регистрацию в Публичном реестре Грузии согласно новому закону. Часть консервативно настроенного грузинского духовенства довольно резко выступает против строительства и регистрации мечетей в регионах Грузии, в том числе в Аджарии и в Квемо Картли. Известный своими громкими заявлениями протоиерей Д. Исакадзе заявил, что уже 200 мечетей прошло регистрацию и этого вполне достаточно для живущих в Грузии мусульман. Если строительство культовых зданий приверженцев ислама будет продолжаться, можно ожидать обострения ситуации и в этих регионах Грузии.
Многие общественные деятели и даже политики выразили свою поддержку грузинской церкви и обвинили власть в том, что она хочет подорвать позиции церкви в обществе. Гогла Жвания - брат бывшего премьер-министра Грузии
Хотя на данный момент не проходит митингов и акций за отмену скандального закона, ситуация в любой момент может осложниться. Уже началась регистрация религиозных объединений, которые получают статус юридического лица публичного права. Сама по себе регистрация вряд ли угрожает нарушить религиозный баланс в стране, но со временем может начаться активная миссионерская работа различных сект, в основном протестантских, которые будут эксплуатировать свой официальный статус. Если они получат щедрое финансирование из-за рубежа, то религиозная ситуация в Грузии может резко обостриться. Возможно, что власть готовиться именно к такому сценарию, чтобы отвести внимание общества от своих ошибок и половить рыбку в мутной воде.
А что же наши политики? Они, конечно, не упустили возможность попиариться на такой злободневной теме. Даже прозападные и либеральные политические фигуры, такие как, например,
Конечно, готовятся по-своему. Не тем, что разрабатывают реальные программы по выходу Грузии из политического и экономического тупика, а пытаясь договориться с властью о гарантиях прохождения в будущий парламент. Для этого 8 партий объединились в "восьмерку" и начали переговоры с представителями националов об изменениях в избирательный кодекс и вообще, для упорядочения так называемой предвыборной среды. Правда, вскоре "восьмерка" превратилась в "шестерку", так как две партии перестали на время изображать из себя "оппозиционеров" и прямо поддержали предложения правящей партии в этом вопросе. Оставшиеся шесть партий продолжают делать хорошую мину при плохой игре и убеждают население, что скоро заставят националов принять все их справедливые предложения. Правда, мало кто верит в это, в том числе, наверно, и сами эти "конструктивные" оппозиционеры. Но надо же изображать политическую активность и время от времени появляться на экранах правительственных телеканалов, чтобы и будущие избиратели не совсем забыли о них, и власть смилостивилась добавить пару-тройку дополнительных мест в "кутаисском парламенте".
Что касается политических партий, похоже, что из первоначальной "восьмерки", в конце концов, может получиться даже не "шестерка", а любимая Михаилом Саакашвили "пятерка". Одна из партий, Национальный Форум, объявила о намерении провести 27 сентября, в годовщину падения Сухуми 18 лет назад, так называемый "марш грузин".
Когда-то (1-2 года назад) Национальный Форум воспринимался как довольно активная и рейтинговая политическая сила. Но после неудач оппозиции, особенно краха "Народного собрания", Форум тоже сник, а некогда эмоциональные выступления его лидера Губаза Саникидзе по оппозиционным каналам и на митингах вызывают разочарование даже у многих его бывших "поклонников". "Коллеги" Национального Форума из "шестерки" отрицательно восприняли инициативу "форумчан" и обвинили их в том, что они раскалывают оппозиционное единство перед переговорами с властью. В свою очередь Саникидзе и его товарищи заявили, что объединение оппозиционных партий касалось лишь вопросов изменения избирательной среды, и они не собираются создавать предвыборный блок для участия в выборах. Поэтому обвинения в расколе необоснованны. Но помощь пришла к Форуму с неожиданной стороны. О поддержке "марша грузин" заявил председатель одного из парламентского комитета, ярый национал Ш. Малашхия. Кто знает, может в этом "марше" рядом с "обычными грузинами" будут маршировать и переодетые "штурмовики" правящей партии? В грузинской политике времен Саакашвили все возможно, даже самое невероятное.
Тем временем другие участники "шестерки" (или уже "пятерки"?) идут своими путями. Лидер партии "Свободные демократы - наша Грузия" Ираклий Аласания решил выйти в регионы и лично встретиться с населением, чтобы узнать их настроения. В интервью грузинским СМИ он заявил, что почти во всех селах, где проходили встречи, население оценивает ситуацию тремя словами: безработица, бедность, дороговизна. При этом Аласания все надежды снова возлагает на выборы и призывает население как можно активнее прийти на выборы, чтобы сменить с их помощью действующую власть. Если же власть еще раз сфальсифицирует выборы и не даст народу проявить свой выбор, Аласания неопределенно намекает на возможность революции по арабскому сценарию, хотя добавляет, что очень не хочет этого.
Трудно поверить, что нынешний режим согласится провести выборы так, как ему советует лидер "Свободных демократов". Саакашвили и его ближайшим сторонникам есть что терять. Это признает и Аласания, но возлагает надежды на здравомыслящих людей во власти, которые, по его словам, готовы были пойти на компромиссы с оппозицией. Если эти надежды не оправдаются, слабой грузинской оппозиции ничего хорошего не светит на выборах, проведенных по прежнему сценарию власти. И здесь вряд ли помогут 300 миллионов лари, которые Аласания обещал каждый год выделять на развитие сельского хозяйства Грузии. Это обещание и вообще поездки Ираклия Аласания по сельским районам показывают, что он понимает, насколько слабы его позиции именно в провинциях, где безраздельно властвуют местные начальники правящего Национального движения и население находится в информационном вакууме.
За последние недели немного в тень ушли непосредственные конкуренты "Свободных демократов" за "почетное" второе место на выборах - христианские демократы, т.е. партия "Христианско-демократическое движение". Лидер партии
В отличие от христианских демократов неугомонные лейбористы не признают сезоны в политике и продолжают почти каждый день устраивать брифинги и пресс-конференции, на которых обличают власть. Правда, эти заявления редко попадают в эфир основных телеканалов. При этом вместо лидера лейбористов
Лидер недавно созданной партии "
Интересно, что Саакашвили уже несколько раз выступал против возобновления грузинского экспорта в РФ под предлогом того, что российский рынок грузинским бизнесменам якобы не нужен, и они нашли альтернативные рынки. Даже официальная статистика показывает, что это далеко не так. Поступают сведения, что власть оказывает давление на грузинских производителей, особенно виноделов, чтобы они отказались от контактов с российской стороной. Это кажется странным, но не удивительным, потому что вся политика Саакашвили построена на конфронтации с северным соседом и создания из него образа врага. Если же сейчас возобновятся полноценные торговые отношения с РФ, усилия правительственной пропаганды пойдут насмарку и образ врага из России в значительной степени будет разрушен. Кроме того, Запад вынуждает такие страны как Грузия строить экономику, ориентированную на импорт, а не на экспорт. Открытие крупнейшего экспортного рынка для грузинских товаров противоречит этой политике. Поэтому сейчас не так легко предугадать, увидят ли наконец потребители в России на прилавках привычные когда-то их глазу грузинские вина и "
Что касается так называемой радикальной оппозиции, то после силового разгона митинга 26 мая речь уже не идет о новых уличных акциях. Много разговоров среди населения, что подобные неподготовленные акции лишь на руку власти и их устроители заодно с Саакашвили и его режимом. Правда, лидер партии "Демократическое движение - единая Грузия", и одновременно "Народного собрания" Нино Бурджанадзе пообещала присоединиться к "маршу грузин" Национального Форума и тем самым возобновить участие своих сторонников в массовых протестах. После этого, осенью, по словам Бурджанадзе, пройдут новые акции протеста, к которым подключится
Сейчас в Грузии мало кто сомневается, что если нынешнему режиму что-то и угрожает, то это отнюдь не "конструктивная" или "радикальная" грузинская оппозиция. Наоборот, она своими непродуманными действиями лишь укрепляет позиции власти. Единственное, что может покачнуть стабильность правления Саакашвили - какой-нибудь внутренний кризис или борьба за власть внутри правящей верхушки.
Это может стать неизбежным, если Грузия продолжит погружаться в тупиковое положение, связанное с потерей территории и надвигающимся экономическим кризисом. Режим Саакашвили начал продавать последние остатки государственного имущества, чтобы платить зарплаты и пенсии, и содержать высокооплачиваемую полицию, которая является основой нынешней власти. Разрекламированные "миллионы" туристов существуют лишь в воображении чиновников и лживых цифр грузинской карманной статистики. Промышленность и сельское хозяйство почти загублены и еле дышат. Все крупные экономические активы захвачены группировками, которые либо близки к власти, либо сами входят во власть. Поэтому участились случаи клановой борьбы внутри правящей верхушки.
Происходит перераспределение активов из одних рук в другие. Например, недавно поползли слухи, что один из крупных "олигархов-парламентариев" - А. Гегенава - попал "под раздачу" и у него отбирают все лакомые куски (а это контракты на снабжение армии и других структур продуктами питания, право на экспорт некоторых видов продовольствия и пр.). Слухи подтвердились, и компания Гегенавы была лишена самых "жирных" контрактов. После этого пошли разговоры, что мэр Тбилиси Г. Угулава тоже попал в "немилость". Это выглядело довольно убедительно, если учесть тесные связи между Угулавой и Гегенавой. Как известно, вся Грузия считала Угулаву вероятным преемником Саакашвили на президентском посту в 2013 году. Но теперь на первое место в списке "фаворитов" президента, по версии общественности и некоторых политических наблюдателей, вышел спикер парламента Д. Бакрадзе.
Можно сказать, что если Бакрадзе будет выбран для занятия поста президента в 2013 году, в этом будет определенная логика. Хорошо известно, что Саакашвили обладает болезненной подозрительностью и боится появления любой мало-мальски влиятельной фигуры в своем окружении, которая может в потенциале создать ему конкуренцию. Единственным исключением здесь можно считать министра внутренних дел Мерабишвили, который, хотя и является очень влиятельным человеком, но не обладает способностями публичного политика. А Угулава обладает. Что касается Д. Бакрадзе, никто в стране не воспринимает его всерьез и никаких шансов для "самостоятельного плавания" у него нет. Поэтому он был бы идеальным "карманным" президентом для Саакашвили, который явно собирается пересесть в кресло всесильного премьера. Хотя функции премьер-министра резко возрастают и даже "обгоняют" президентские полномочия, все-таки пост президента имеет большое психологическое значение и он (президент) остается главой государства. А значит - в потенциале может "взбунтоваться" против премьера.
Многие эксперты в Тбилиси заговорили о том, что на вершине власти назревают серьезные изменения. В частности, циркулируют слухи о том, что секретарю Совета безопасности Бокерия не нравится чрезмерное влияние министра
Несколько дней назад случилось еще одно событие, которое показало, что Грузия - полицейское государство. Речь идет о довольно необычном явлении для нынешней Грузии - о забастовке рабочих. Как известно, за 20 лет независимости крупная промышленность была почти уничтожена в республике. Остались лишь 2-3 завода, построенных в советские времена и прошедших некоторую реконструкцию после развала Союза. Но в прошлом году в Кутаиси, в городе, который когда-то "строил индустрию", был запущен небольшой металлургический завод, выпускающий строительную арматуру. Запуск этого завода сопровождался привычной для Саакашвили и нынешней власти пиаром и шумихой о "возрождении" грузинской промышленности. Инвестором производства выступила индийская компания. На заводе работают около 500 человек, 350 из которых - местные рабочие.
Казалось бы, надо благодарить власть и иностранных инвесторов за то, что они смогли осуществить хотя бы один промышленный проект и дали работу сотням обездоленным жителям города Кутаиси. Работу-то дали, но условия этой работы оказались ужасающими. Как говорят сами рабочие, к низким зарплатам добавляются рабские условия труда - отсутствие еды, душевых, кабин для одежды, перерыва и т.д. Наконец, персонал не смог больше терпеть эти унижения и после предупредительных акций начал забастовку.
Тут и началась жесткая "спецоперация" по подавлению бунта. Некоторых бастующих сразу уволили с работы. Когда их коллеги в знак протеста начали голодовку и новый этап забастовки, их начали арестовывать и переводить в места временного заключения. Таким образом, властям и руководству завода удалось прекратить забастовку и запугать рабочих. Но троим активистам дали еще и 10 суток ареста якобы за "сопротивление полиции". Это и есть саакашвилевская демократия и "светлое европейское будущее" на деле. Трагикомизм ситуации в том, что представители
Гурам Шария - спецкор "ТСП", Тбилиси