Сайт Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона опубликовал пространную аналитическую статью "Последние публикации WikiLeaks и Армения".

Автор Саркис Мартиросян исследует и преподносит рассекреченные депеши американских дипломатов в ракурсе внутриполитических процессов и реалий в Армении, на основании чего и сделаны соответствующие аналитические выводы. ИА REGNUM представляет завершающую часть публикации с сайта российской научно-исследовательской общественной организации без сокращений - http://bs-kavkaz.org/.

Посольство США и его действия на внутриполитической площадке Армении

Интересная динамика отслеживается в публикациях WikiLeaks после аккредитации в Ереване нового американского посла госпожи Мари Йованович.

Вчитываясь в депеши подписанные новым послом США становится очевидно, что начало ее миссии совпало с началом "футбольной дипломатии" (осень 2008 года). В связи с этим становятся понятными инструкции, которые были даны М.Йованович в Вашингтоне. Исходя из отчетов подписанных американским послом следует, что: главной ее задачей в Армении является формирование максимально благоприятной политической обстановки, которая бы способствовала процессу нормализации армяно-турецких отношений в рамках "футбольной дипломатии", "дорожной карты" (апрель 2009г) и, наконец, армяно-турецких протоколов (октябрь 2009 г).

В рамках решения главной задачи чрезвычайно важным для М.Йованович становится два вопроса:

- всяческая поддержка и содействие администрации Сержа Саргсяна,

- сдерживание, прежде всего, внепарламентской оппозиции, которая к тому времени трансформировалась в АНК.

Исходя из депеш (16, 17) очевидно, что М.Йованович пытается использовать фактор наличия серьезной оппозиции сразу в двух ипостасях:

- a. добиться от оппозиции в лице АНК и его лидера Левона Тер-Петросяна поддержки конкретного процесса нормализации армяно-турецких отношений, который был инициирован США при поддержке ЕС и России. В данном случае речь идет о процессе, который начался с "футбольной дипломатии" и должен был завершится ратификацией "в разумные сроки" армяно- турецких протоколов подписанных 10 октября 2009 года в Цюрихе,

- b. использовать наличие сильной и консолидированной оппозиции в лице АНК для оказания давления на президента Армении в армяно-турецком процессе и в переговорном процессе по урегулированию Нагорно- Карабахского конфликта в том случае, если С.Саргсян будет сильно "упираться".

Депеши отосланные М.Йованович указывают на то, что АНК и его лидер, поддерживая в целом идею нормализации армяно-турецких отношений, отказываются следовать в фарватере американской политики по следующим причинам:

- АНК и его лидер категорически против создания армяно-турецкой комиссии историков, которая по логике составителей протоколов должна будет урегулировать спорные исторические проблемы. Оппозиция полагает, что данным пунктом ставится по сомнение сам исторический факт Геноцида армян в историков Османской Турции в годы Первой Мировой войны, что абсолютно неприемлемо для армянской стороны. Работа же комиссии приведет не к урегулированию проблем между Арменией и Турцией, а к тому, что обе стороны будут использовать ее в целях политического PR как внутри своих стран так и на внешнеполитических площадках, что также неприемлемо,

- несмотря на неоднократные заявления официального Вашингтона и его партнеров о том, что нормализация армяно-турецких отношений и урегулирование Нагорно - Карабахского конфликта - два разных и не связанных друг с другом процесса, в действительности, Анкара, используя фактор необходимости ратификации протоколов, будет требовать от Армении уступок по Нагорному Карабаху, т.е. будет связывать эти два процесса,

- используя подписанные протоколы и свой статус постоянного члена Минской группы ОБСЕ, Анкара будет предпринимать самые серьезные попытки для того чтобы войти в число стран- посредников, что абсолютно неприемлемо для Армении.

Понадобилось три года для того, чтобы американские дипломаты убедились в том, что аргументы армянской оппозиции достаточно весомы и убедительны. Однако, в начале процесса эта позиция вызывала непонимание и явное раздражение у посла М.Йованович.

Что касается вопроса использования АНК в качестве внутриполитической дубинки против президента С.Саргсяна с тем, чтобы держать президента Армении "между двух огней", то и этот проект американского посла оказался нереализованным, т.к. Л.Тер- Петросян уговорил своих сторонников осенью 2008 года сделать большой перерыв в митингах. Впоследствии, АНК, неоднократно использовал этот прием - исходя из тактических соображений, объявлял длительные перерывы в своих митингах.

Таким образом, политика посольства США в Ереване строилась все эти годы на достаточно простой схеме: поддерживая администрацию президента С.Саргсяна, одновременно, использовать для своих целей и оппозицию. Судя по тем же депешам, эта схема давала сбои по той простой причине, что априори предполагалось, что оппозиция согласится ради поддержки Вашингтона пойти на те "правила игры", который тот продиктует. Однако, когда выяснилось, что оппозиция не намерена делать ЛЮБЫЕ шаги ради иллюзорной поддержки Вашингтона, в том числе в вопросе власти, то стандартная и отработанная схема начинала испытывать проблемы.

Вопрос поддержки С.Саргсяна и его администрации постоянно находится в центре внимания посольства США. При этом, реализуя эту важнейшую задачу, американские дипломаты уделяли большое значение контактам с экс-президентом Робертом Кочаряном (18), со спикером парламента Овиком Абрамяном (19) и кланово-олигахическим пирамидам построенным в Армении. Авторы депеш откровенно указывают, что опасность для президента С.Саргсяна, прежде всего, представляют те силы которые его сделали президентом. Например, спикер парламента Овик Абрамян (20).

Фигура Р.Кочаряна и его соратников, прежде всего экс-министра иностранных дел Вардана Осканяна и лидера парламентской партии "Баргавач Айастан" /"Процветающая Армении"/, олигарха Гагика Царукяна рассматривается в привязке ко внутриполитическим процессам. При этом, достаточно интересна оценка самой парламентской партии "Процветающая Армения", которая рассматривается как креатура экс-президента Р.Кочаряна. Раскрывая этот "секрет" мы обращаем внимание на отношение самого Р.Кочаряна к этой партии. На наш взгляд он совершенно искренен, когда говорит своим американским собеседникам о том, что партия "Процветающая Армения" является партией одного человека.

Чрезвычайно интересными представляются три депеши (датированные соответственно 2003 и 2009гг) американских дипломатов об армянских олигархах и реальном структурном устройстве "партии власти" Армении (21, 22, 23). По мнению посла М.Йованович основная часть армянских олигархов сведены в две пирамиды вершинами которых являются экс-президент Р.Кочарян и действующий глава государства С.Саргсян. Самым любопытным в этих депешах является то обстоятельство, что по представленным фактам они крайне близки, в том числе и в некоторых деталях, с серией публикаций "Грабители Армении" появившихся приблизительно полтора года назад в российской прессе. Это обстоятельство подтверждает достоверность публикаций сериала "Грабители Армении".

Из депеш подписанных М.Йованович становится очевидным, что из трех президентов Армении американский дипломат отдает явное предпочтение действующему главе государства С.Саргсяну, который "намного более конструктивен, чем Роберт Кочарян" (24). Таким образом, в глазах посла США Р.Кочарян недостаточно конструктивен, а Л.Тер-Петросян - излишне самостоятелен и к тому же хитер.

При этом заметим, что одна из публикаций WiliLeaks приводит письмо Р.Кочаряна Р.Эрдогану (25), которое посвящено вопросу нормализации армяно-турецких отношений. Данный документ представляется нам достаточно сбалансированным, прагматичным и конструктивным.

Интересными представляются также оценки американских дипломатов по следующим вопросам:

- взаимоотношениям С.Саргсян - Р.Кочарян. Из публикаций следует, что президент не намерен назначать своего предшественника на пост главы правительства (26). Между тем, согласно публикациям в армянской прессе, именно такой была договоренность между Р.Кочаряном и С.Саргсяном в преддверии президентских выборов 2008г. Если все это соответствует действительности, то получается, что С.Саргсян не выполнил свою часть договоренностей с Р.Кочаряном,

- урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Из слов экс-министра иностранных дел В.Осканяна следует, что С.Саргсян был готов подписать документ о выводе армянских подразделений из 5 районов "зоны безопасности" за административными границами бывшей Нагорно- Карабахской автономной области, но этому помешала история с армяно-турецкими протоколами (27),

- фигуры премьер-министра Тиграна Саркисяна. Из депеш следует, что глава правительства пользуется доверием и покровительством США, при этом вызывает открытую неприязнь у своих партнеров, в том числе весьма высокопоставленных, по правящей трехпартийной коалиции,

- некоторых действий С.Саргсяна, которые не вызвали особого восторга у американских дипломатов. Речь идет к примеру о таких моментах как продвижение на пост мэра Еревана Гагика Бегларяна - "Черного Гаго" по протекции Овика Абрамяна (28), а также спонсирование действующим главой государства пропаганды в подконтрольной прессе "жидомасонских заговоров" Л.Тер - Петросяна (29),

- сотрудничества с НАТО. Из депеш следует, что несмотря на давление Москвы (30), концептууальное решение о курсе на углубление и расширение сотрудничества с НАТО принял Р.Кочарян, а В.Осканян вообще был сторонником вступления Армении в Северо-Атлантический блок (31).

Подводя итоги вышеизложенному заметим, что задача по поддержке администрации С.Саргсяна оказалась весьма непростой для американского посольства в Ереване. Несмотря на последовательность своей политической линии в вопросе поддержки С.Саргсяна, американцам все время приходится сталкиваться с непростыми проблемами, которые создает "клиент" и его окружение. Однако, главным в данном случае является не проблемная фигура действующего президента Армении, а его полная готовность способствовать решению геополитических задач являющихся важнейшими для США в регионе Южного Кавказа: нормализация армяно-турецких отношений и урегулирование Нагорно - Карабахского конфликта.

Некоторые региональные проблемы в свете последних публикаций WikiLeaks

Серию вопросов касающихся ряда важнейших региональных проблем в последних публикациях WikiLeaks мы постараемся разбить на несколько групп. Среди которых выделим:

- I. некоторые важные вопросы касающиеся различных сфер армяно-российских отношений. Здесь, прежде всего, мы выделим депешу подписанную послом США Джоном Эвансом 13 мая 2005 года. В документе представлен отчет о беседе с майором российской погранслужбы Бородкиным, который рассказывает американским собеседникам о том, что российские пограничники берут взятки у курдов за пересечение границы (32). Российский офицер указал также на высокий уровень коррупции на КПП в аэропорту "Звартноц". Среди тех, кто предъявляет поддельные документы - больше всего иранцев, отбывающих в США. В своих комментариях Дж.Эванс отмечает, что утверждения Бородкина о неспособности Армении контролировать свои границы является преувеличением. Однако, согласно послу, необходимо сотрудничать с русскими пограничниками, поскольку они представляют существующие проблемы и это сотрудничество истекает из интересов США,

- II. другой важный вопрос касается строительства новой Армянской АЭС. В декабре 2009 года посольство США уточнило, что международный консорциум Worley Parsons не давал рекомендаций правительству Армении по установке российского реактора АЭС - 92 для Армянской АЭС, как об этом заявил министр энергетики Армении Армен Мовсесян. В депеше в частности, говорится, что: "...такой тип реактора может быть принят к рассмотрению до завершения технико-экономического обоснования. Представитель компании также заявил, что публичных заявлений по этому вопросу не делалось - в противоположность заявлениям в российской прессе" (33). Worley Parsons отмечали, что, по их ожиданиям, в итоге Армения примет решение в пользу российского реактора, вкупе с западными системами контроля. Одновременно представители Worley Parsons высоко оценили нынешнее качество российской реакторной технологии,

- III. в вопросе армяно-грузинских отношений. Впервые грузинское официальное лицо - посол Грузии в Армении Георгий Табатадзе, сообщил послу США М.Йованович, что Тбилиси может закрыть границу со своим южным соседом. Он сослался на то, что "армяне предъявляют слишком высокие требования в переговорах о разграничении и хотят изменить границу для получения более широких территорий, не предлагая ничего взамен". Интересно, что говоря о вопросе церквей Г.Табатадзе сказал американскому коллеге, что: "Мы не хотим этих церквей. Все знают, что это армянские церкви". Таким образом, грузинский посол в приватной беседе признал, что грузинская сторона намеренно удерживает армянские церкви под своим контролем, желая при этом извлечь соответствующие политические дивиденды. Интересен комментарий М.Йованович в связи с позицией изложенной грузинским послом в Ереване, которая в довольно строгой форме высказалась о возможности закрытия Грузией границы с Арменией (34).

Интересна депеша подписанная послом США в Грузии Джоном Тефтом после беседы с главой грузинской епархии Армянской Апостольской церкви епископом Вазгеном Мирзаханяном 16 июня 2009 года. Из текста этой и других депеш отосланных в Вашингтон послом США в Грузии (35) очевидно, что американский дипломат совершенно адекватно воспринимает проблемы армян в Грузии в целом и Самцхе- Джавахети в частности:

1. Армяне Самцхе-Джавахети и представляющие их интересы социальные и политические структуры требуют от властей Грузии:

a. Прекращения политических преследований армян Самцхе- Джавахети, расширения полномочий органов местного самоуправления,

b. Предоставления армянскому языку официального статуса регионального в Самцхе- Джавахети,

c. Регистрации Армянской Апостольской Церкви и возвращения конфискованных в годы советской власти религиозных строений,

d. Создания совместного армяно-грузинского университета в Ахалкалакe.

2. Вышеизложенные требования основаны на международных обязательствах Грузии по защите прав человека и нацменьшинств. Исходя из этого, ряд авторитетных международных организаций, в том числе Комитет ООН по правам человека и Совет Европы призывают власти Грузии решать данные проблемы.

3. Правительство США, в лице сотрудников свoего посольства в Грузии, осознает, что требования грузинских и джавахкских армян являются законными и справедливыми. Также осознается, что их удовлетворение властями Грузии является единственным предусловием для укрепления доверия и успеха интеграционных процессов в Самцхе- Джавахети,

- IV. дипломатическая депеша посла США в Азербайджане Энн Дерс от 15 февраля 2008 года, отправленная по итогам беседы с руководителем Министерства национальной безопасности Азербайджана Эльдаром Махмудовым. Во время беседы руководитель азербайджанских спецслужб, оценивая предвыборную ситуацию в Армении заявил, что лагерь премьер-министра Сержа Саргсяна рассматривает возможность организации провокации на линии соприкосновения в случае, если выборы пойдут против интересов С.Саргсяна. Аналогичное беспокойство в беседе с американским послом в Баку высказал и глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Судя по комментариям посла Э.Дерс, полученная информация была принята к сведению, однако с известной долей скепсиса, т.к. серьезность и достоверность представленной информации была взята в кавычки (36).

Последующие события показали, что скепсис посла США в Баку был совершенно оправдан. Как известно, 1 марта 2008 года азербайджанские подразделения на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе провели разведку боем и даже установили контроль над одним из укрепленных участком линии обороны армянских подразделений. Впоследствии этот участок был отбит армянскими подразделениями.

Надо полагать, что "беспокойство" Э.Махмудова и Э.Мамедъярова было спланированным в связи с тем, что они оба знали что при удобной ситуации в Ереване азербайджанские подразделения проведут разведку боем, но американцев нужно убедить заранее, что это будут делать армяне. Получилось не очень убедительно, т.к. американские источники установили, что атака была именно с азербайджанской стороны. В противном случае официальный Баку поднял бы шум на всех дипломатических площадках.

Заключение

Опубликованные WikiLeaks материалы свидетельствуют о том, что:

- американские дипломаты, обладающие высоким уровнем профессионализма, крепко держат руку на пульсе всех сфер жизни Армении и других стран региона,

- представленные в депешах оценки, за редким исключением, адекватны ситуации, а комментарии, прогнозы и рекомендации сдержаны и объективны, полностью укладываются в концепцию региональной и страновой политики Вашингтона. Есть ясная и четкая фиксация и понимание как панорамы, так и контекста происходящих событий в Армении и регионе,

- для достижения намеченных политических целей, отметим как технологичность используемых США приемов, так и их проблемность. Прежде всего, поддержка президента С.Саргсяна, который был провозглашен президентом в результате сфальсифицированных, по данным посольства США, выборам, а также решения КС, которое было принято под давлением исполнительных структур. Налицо также полная поддержка со стороны США и их европейских партнеров С.Саргсяна в международных структурах с использованием тех же механизмов, которые были использованы для блокирования избрания сторонников Эдуарда Шеварднадзе в 2003 году в Грузии и Виктора Януковича в 2004 году на Украине. В случае же неожиданного отказа "политических фишек", следовать, даже в самой незначительной степени, требованиям Вашингтона или при формировании нетривиальной ситуации, отработанные политтехнологические схемы начинают пробуксовывать и барахлить,

- налицо практически полный рационализм США при принятии решений. Абсолютный приоритет политических и геополитических интересов над публично декларируемыми защитой демократии, гражданских свобод и прав человека,

- необходимо зафиксировать готовность Вашингтона осуществлять масштабные политические и иные инвестиции в самые авторитарные и коррумпированные режимы для достижения своих политических и геополитических интересов.