Ашот Манучарян: "Сегодняшней России завтра может и не стать"
Интервью ИА REGNUM с экс-советником первого президента Армении по вопросам безопасности, армянским политическим, государственным и общественным деятелем
ИА REGNUM: Прошло 20 лет со дня провозглашения независимости Республики Армения. За двадцать лет в стране сменилось целое поколение, однако в целом и в истории армянского народа в частности 20 лет достаточно малый срок. Г-н Манучарян, как вы оцениваете пройденный путь? Какие серьезные приобретения были у Армении, какие ошибки были допущены за этот период?
20 лет - очень малый срок, если сопоставить эти 20 лет с предыдущими 20-летиями истории. Сейчас все двигается намного быстрее, даже планета вращается быстрее...
Все меняется, и современный человек уже не тот человек, который жил размеренной жизнью 50-100 лет назад. Сегодня это уже совершенно новый человек, который на все смотрит по-новому. Также и независимость, которая была 50 лет назад, и сегодняшняя независимость - это совершенно разные вещи. То есть то, что сегодня называют независимостью, можно назвать худшим видом порабощения. Мы искали чего-то лучше того, что было. Человеку присуще искать лучшее. Нация хотела найти свой путь развития в условиях большей свободы. Но, если в поисках независимости человек попадает еще в худшую зависимость, то это уже проблемно.
Все страны бывшего соцлагеря, получив формальную независимость, потеряли независимость человека в глубинном плане. Произошла потеря национальной системы ценностей, своей культуры, своей идентичности. Представители других культур на базе всего этого добились своих целей, своего развития, но даже эти культуры сегодня достигли своего предела, они уже в кризисе, они ищут нового. А мы, утеряв свое, пошли к чужому, которое уже несло в себе угрозу. Одновременно в воздухе висит некое обещание. Вопрос кроется в том, насколько мы сможем реализовать себя. Новое поколение находится в поисках. Для него что-то замаячило, но реального пока что ничего нет. Вот это обещание, этот маяк - практически единственное позитивное явление не только для Армении, но и для многих других постсоветских стран.
ИА REGNUM: Как вы считаете, целесообразно ли постоянно употреблять выражение "двадцатилетнее государство", отрывая эти 20 лет от многовековой истории Армении и армянского народа?
Для человека точкой отсчета служит страна, а не государство. Страна - это родина и люди, проживающие там, люди, являющиеся носителями определенной культуры. Как таковая, Армения существует действительно очень давно. И она была независимой в себе, так как она определяла свою сущность даже в те периоды, когда находилась в составе империй, будь это Римская империя, Византия, Османская империя, вплоть до советских времен. Это способствовало развитию собственной культуры, собственной личности. На протяжении своей истории армянский народ прошел через многое, и конечно на базе своих цивилизационных ценностей нельзя говорить о двадцатилетнем развитии. Именно в эти 20 лет мы обрели формальную свободу, но потеряли свою систему ценностей, свою идентичность.
ИА REGNUM: Армения фактически является единственной страной в Закавказье, которая не понесла территориальных потерь за последние 20 лет. Как вы прокомментируете это?
Кавказский регион очень специфичен. Здесь проживает множество народов. За советский период здесь выросло очень образованное и умное поколение людей, которое начало поиски лучшего, эти люди стали замечать множество недостатков в советском режиме. Как определились народы в Азербайджане и в Грузии? Там правящие элиты пытались навязать уже по-новому мыслящим народам старые устои, занялись грабежом собственного народа. Это было свидетельством появления нового типа людей - хищников, главной целью которых являлось накапливание богатств.
Народы, проживающие в Грузии и в Азербайджане, хотели жить своей жизнью, но им навязали откуда-то привнесенную и навязанную на эти государства модель. Естественно, это привело к столкновению. Сегодня, например, Грузия внедряет новую стратегию по отношению к Южной Осетии и Абхазии, предлагая им максимально благоприятные условия существования в своем составе, пытаясь тем самым привлечь их в свою сторону. Если бы это имело место до конфликта, то, возможно, можно было бы избежать потери целостности страны.
ИА REGNUM: Однако многие эксперты считают, что Грузия достигла значительных успехов во многих сферах, и Армении следует брать пример с нее...
Предложенные нам Западом положительные проявления развитого мира, такие, как действие закона и равенство людей перед законом, были внедрены в Грузии президентом Саакашвили. В этом плане он оказал огромную услугу своему народу. Но философия Запада неприемлема для его государства. Грузия имеет другую историю, другие ценности, другие подходы. Сложно сейчас утверждать, что из этого получится что-то положительное. Правящие элиты плохо представляли тот путь, по которому пойдут страны постсоветского пространства. Они не определились в том, что им нужно сказать своим народам. Я считаю, что потеря Грузии произошла по решению той Грузии, которая оказалась под чарами извне. Саакашвили стал инструментом для решения крупных задач. Выбор пути развития у Грузии не тот.
ИА REGNUM: Есть мнение, что
СНГ сейчас можно назвать организацией, функционирующей по инерции. Страны взаимодействуют сами по себе, а деятельность СНГ малоэффективна. И опять по той же причине - нечего сказать. СНГ нужно найти пути развития в новом мире. Пока мы не найдем этих путей, СНГ будет называться в лучшем случае инерционной, а в худшем случаи - умирающей.
ИА REGNUM: Армянский политолог Александр Искандарян считает, что армяно-российские отношения являются безальтернативными. Как вы прокомментируете это?
В узком смысле слова - безальтернативности нет. В этом отношении любая страна заменима. В широком плане - не существует альтернативы России, так же как и Армении. То же самое можно сказать и об отношениях Армении с любым другим государством. Эти взаимоотношения фундаментальны, они взаимообогащают народы. Когда-то в Армении был распространен такой лозунг: "Навеки с Россией!". Думаю, нужно заменить его на "Навеки с Вечной Россией!", а не с той, которая сегодня есть, а завтра ее может не стать. Вот с "Вечной Россией" отношения будут безальтернативными.
ИА REGNUM: В данных политических реалиях как долго, по вашему мнению, будет длиться процесс решения карабахского вопроса?
Нет карабахского вопроса в том виде, в котором он представляется. А решение здесь может быть одно - управление внешними силами и превращение народа в "пешку" в руках мировых сил. Решение вопроса, как ни странно, было актуальным в 1991-1993 годы. Уже тогда было очевидно то, что путем войны данный вопрос не решить. Я в частности взаимодействовал с Алиевым-старшим. Мы искали пути мирного решения, но, к сожалению, вмешательство крупнейших мировых сил и, в частности, США не позволило нам завершить эту "картину". В этом плане сейчас нам дано больше возможностей, и, если мы все осознаем правильно, то придем к решению.
ИА REGNUM: Если сравнить пройденный Арменией за эти 20 лет путь с развитием сопоставимых по территории и численности населения постсоветских стран, к примеру, с Молдавией, к каким выводам можно прийти?
Армения - крайне специфическая страна. История нашего народа принесла нам много несчастья, но в то же время сделала нас носителями не только своей, но и всех культур мира. Армянский народ обладает огромным потенциалом. А наше единство может послужить огромным потенциалом не только для армянского народа, но и для всего человечества. Возможно, это и есть наш крест. Это и отличает нас от других постсоветских стран, в то числе и Молдавии.
ИА REGNUM: Какой вы видите Армению через 10-20 лет?
Армения - часть человечества, и она находится во всеобщем поиске новых смыслов, целей и новых путей. Я вижу Армению, нашедшую эти пути и реализовавшую их. А ее находка станет подарком для всего человечества.