Иннокентий Адясов: Зона свободной торговли СНГ: смерть в утробе
Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в
15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о ЗСТ. Соглашение о ЗСТ представляло собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. По мысли разработчиков, в рамках ЗСТ СНГ государствами должна была осуществляться беспошлинная торговля, отменялись тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был.
Страны СНГ, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий и ограничений из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью. То есть ЗСТ в Содружестве была создана еще в 1994 году, но это соглашение во многом осталось на бумаге.
Параллельно с подготовкой соглашения об общей ЗСТ в СНГ Россия в 1992-1993 годах подписала соглашения о свободной торговле со всеми странами СНГ.
2 апреля 1999 года в Москве была предпринята еще одна попытка запустить реально действующую ЗСТ в Содружестве - был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ - рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников Однако и эта попытка не привела к успеху.
Наконец в ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди основных задач данной Стратегии - "Завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами
Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, которые зачастую противоречат друг другу. Соглашение о создании ЗСТ без изъятий и ограничений планировалось подписать еще в 2010 году - в год председательства России в Содружестве. Срок подписания был перенесен на май 2011 года и он назывался как окончательный. Но и на Совете глав правительств СНГ в Минске в мае 2011 соглашение о создание ЗСТ не было утверждено. Подписание этого документа, который считался, прежде всего, выгодным для Украины, заблокировали представители Узбекистана. К позиции Узбекистана присоединилась и Туркмения.
Однако ответственный секретарь комиссии
Украина последовательно лоббировала идею создания ЗСТ в СНГ начиная с 1994 года и, видимо, эту позицию Киев будет активно отстаивать на следующем Совете глав правительств Содружества в октябре.
Однако буквально в последние недели в позиции Киева в отношении ВТО наметились явные изменения (ранее Украина говорила о невозможности занять более гибкую позицию в отношении таможенных тарифов из-за ранее принятых обязательств в рамках Всемирной торговой организации).
Премьер-министр
В своем ответе на запрос украинский премьер подчеркнул, что что процедура начала такого пересмотра не требует предварительных переговоров с другими членами ВТО. В своем запросе Кинах не уточнил, по каким именно товарным группам предлагается пересмотреть таможенные ставки. Основной посыл запроса - успеть начать переговоры. "Если мы не подадим такую заявку до конца года, мы потеряем это право еще на три года, - заявил Кинах. - При этом параллельно необходимо начать консультации с производителями и экспертами, определив список товарных групп, по которым нам необходим пересмотр ввозных пошлин". По словам депутата, к таким группам можно отнести продукцию авто- и авиастроения, легкой промышленности, а также ряд продуктов питания.
Весьма примечательно, что раньше Киев вообще не допускал возможность пересмотра действующих тарифов на доступ иностранной продукции на рынки Украины. Формально начало пересмотра тарифов Киевом в рамках ВТО создает некую возможность унификации ввозных пошлин, действующих на Украине, и ввозных пошлин, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (ТС) ЕврАзЭс.
Вообще тема соотношения форматов ЗСТ СНГ и ТС
Формально Россия может продолжать переговоры о создании ЗСТ в СНГ, но интерес к этому проекту со стороны Москвы явно потерян. Кроме того, при ожидании второй волны мирового кризиса страны / интеграционные группировки стараются закрыть свои рынки от импорта.
Вряд ли можно ожидать, что Москва откажется от весьма перспективного проекта создания ТС (который выступает как первая стадия создания
Видимо, другим странам Содружества придется выстраивать свои отношения с ТС по отдельным схемам или начать движение к присоединению к данному интеграционному объединению.