Ариэль Коэн: 2012 год: политика США в отношении России не зависит от Медведева или Путина
Федеральный еженедельник "Российские вести" в рубрике "Точка зрения" публикует специально написанную для издания
"С приближением президентских выборов становится все более очевидно - демократизация России, которую так ожидали в администрации
А ведь начиналось все действительно многообещающе. С самого начала Медведев позиционировал себя как адепта свободы и демократии. Обещание перемен сквозило и в речи президента в Красноярске ("Свобода лучше, чем несвобода"), и в эссе "Вперед, Россия" 2008 года, и в речи на Ярославском форуме в 2009 году. Все ждали, что за словами последуют дела.
Однако гора намёков родила политическую мышь. Сегодня, как будто забыв о риторике начала своего президентского срока, президент Медведев следует линии Путина почти в каждом политическом решении. Он разделяет позицию своего предшественника в вопросе выборов в Думу по партийным спискам и запрете одномандатных округов, которые укрепили бы связь между избирателями и их избранными представителями.
Вполне очевидно, что Кремлю гораздо легче контролировать политические партии, которые выставляют кандидатов по национальным партийным спискам, а не одномандатников, зависящих от и представляющих своих местных избирателей.
Медведев также не возражает против семипроцентного барьера для прохождения в Госдуму, хотя ранее намекал на возможное снижение барьера до пяти процентов, что облегчило бы прохождение в законодательный орган небольших партий.
В 2009 году президент сказал, что еще 100 лет в России не будет выборов губернаторов. Теперь он говорит, что вроде переборщил, и сегодня бы такого не заявил. Ну, и где эти выборы? И почему страна не может выбирать сенаторов в Совет Федерации. Демократии от этого убудет? Или сенаторы могут оказаться слишком самостоятельными? И кому хуже от этого будет?
Доходит до курьезов. На недавнем саммите
Приходится констатировать - во время своего президентского срока Медведев не использовал шансы на демократизацию политической системы в России. Видать, не мог. А жаль.
К примеру, вопреки ожиданиям, он так и не ослабил правительственный контроль над главными телеканалами, и не позволил появления новых, частных телекомпаний, готовых хотя бы на "шаг вправо, шаг влево" отступить от генеральной линии.
Президент так и не назначил по-настоящему независимых судей в Верховный и
Зависимость судов стала очевидна после приговоров вынесенных владельцам нефтяной компании "ЮКОС"
Кстати, недавно второй канал российского телевидения, который, как считается, симпатизирует президенту Медведеву, посвятил опальному олигарху масштабный сюжет. В нем экс-владелец ЮКОСа был представлен чуть ли не монстром и вором, причастным к страшным убийствам. Считать появление такого сюжета на федеральном канале в предвыборный период случайным наивно. Скорее всего, заказ пришёл не из Кремля, и не мог быть Кремлем остановлен.
Не лучше обстоит дело и с пресловутой борьбой с коррупцией, которая заявлялась приоритетным направлением политики Медведева. Хотя президент часто выступает на тему приватизации государственных компаний и борьбы с коррупцией, реальные шаги предприняты достаточно незначительные и неспособные повлиять на начинающую давать сбои систему госрегулирования экономикой.
На исходе президентского срока Медведева концентрация огромных денежных потоков в руках коррумпированного бюрократического аппарата, в том числе и силовых ведомств, напрямую ведет к ослаблению государства. Малоэффективные государственные корпорации, от "
Увы, Медведев упустил уникальную возможность содействовать изменению российской действительности. Возможно, это произошло, потому что он просто не в состоянии изменить статус-кво. Или обязан играть прописанную ему роль преемника, который уйдет на второй план, когда основное действующее лицо решит вернуться.
Неслучайно, в конце августа российский президент назначил
В преддверие вероятного возвращения Путина в президентское кресло для Медведева, очевидно, уже не столь важно выполнять свои декларации. Похоже, в Вашингтоне стали, наконец, это понимать. Возвращение же Путина в 2012 году окончательно развеет иллюзии тех, кто продолжает связывать реальные результаты политики "перезагрузки" в российско-американских отношениях исключительно с Дмитрием Анатольевичем. Например, прорывная сделка между
Кто бы ни стал президентом России (и США) в будущем году, там, где отношения обеих стран будут удовлетворять их национальным интересам, сотрудничество будет продолжаться, а там где будут разногласия, придётся соглашаться или не соглашаться. То есть, как всегда: хотеть мы будем, как лучше, а получаться будет - когда как".