"Бархатный авторитаризм" Рахмона и формирующаяся нация таджиков: мнения экспертов
Таджикистан, 6 сентября, 2011, 20:47 — ИА Регнум. Возврат к авторитаризму представляет серьезную угрозу таджикской государственности. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана
Он считает, что в Таджикистане еще не полностью присутствуют элементы демократического правления и существует угроза возврата к авторитаризму. "Только в случае, если будет воспитана новая политическая элита Таджикистана, которая будет верна принципам демократического правления, можно будет противостоять угрозам авторитарного правления в нашей стране. Перед такой угрозой стоят практически все страны постсоветского пространства, за исключением прибалтийских стран", - отметил он. Эксперт считает удивительным тот факт, что "мы уже 20 лет существуем как отдельное государство. Наверное, сам Бог нас в этом поддерживает".
Он убежден, что в целом Таджикистан на пути становления в качестве демократического государства имеет достижения, которых нет даже в других странах
Сайфулло Сафаров, заместитель директора Центра стратегических исследований Таджикистана считает, что заявления об отсутствии полной независимости и демократии являются следствием игнорирования определенных успехов Таджикистана в этих областях. "При нынешних условиях, когда усиливаются информационные войны, такие заявления можно считать равносильным тому, что лить воду на мельницу врагов". Эксперт считает, что в Таджикистане есть демократия, и она развивается поэтапно. "Бархатный авторитаризм Рахмона намного раз лучше "демократических" режимов в Киргизии, Афганистане, Ираке или Ливии", - считает Сафаров.
Абдунаби Сатторзода, эксперт Центра стратегических исследований считает, что до сих пор таджики Таджикистана не достигли уровня целостной нации. "Таджиков Афганистана можно назвать нацией, а у таджиков Таджикистана все больше проявляются местничество и регионализм", - считает эксперт. Его поддержал и директор Центра исламоведения Таджикистана Муродулло Давлатов. "Если ты скажешь, что ты не таджик, никто не обидится. Но, если скажешь, что ты не мусульманин, то сразу же могут наброситься на тебя", - отметил Давлатов.
Сухроб Шарипов также согласен, что таджики еще не состоялись как целостная нация. "Мы еще не являемся политической нацией, а все еще формируемся. Для каждого их нас понятие таджикского государства должно быть одинаковым, и лишь тогда мы можем сказать, что создали устойчивое демократическое национальное государство", - отметил эксперт.
Директор Института философии Академии наук Таджикистана Абдулвохид Шамолов считает, что каждое государство, каждая нация, в том числе, таджикская, должны иметь свои символы, которые бы объединили народ. "Символы - это миф, с точки зрения науки, без которого не может существовать ни одно государства мира. Миф объединяет нацию, ее ценности на пути построения нового общества. В Америке мифом является Статуя Свободы и другие ценности, включая национальную валюту. Поэтому каждая нация, включая таджикскую, должна иметь свои символы, которые объединили бы нашу нацию", - подчеркнул ученый. При этом он считает, что ни одно общество не может существовать вечно. "Как говорил Жан Жак Руссо, после того, как пали Спарта и Рим, какое государство может говорить о своей вечности? Действительно, в сути многих развитых обществ было заложено исчезновение, и история это доказала. В частности, это мы увидели на примере Советского Союза, в котором Таджикистан был неотъемлемой частью, и который в итоге распался. Как показала история, у СССР не было той силы и идеологии, которая могла бы соединить в себе людей, лишенных своей национальной, этнической, культурной и религиозной принадлежности. Советское государство родилось, чтобы погибнуть", - отметил Шамолов.