Ильгар Мамедов: В Азербайджане уже давно набралась критическая революционная масса
Армения, 1 сентября, 2011, 22:07 — ИА Регнум. Слабость падающих арабских режимов, очень похожих на нынешний азербайджанский, главным образом как раз в этом - граждане не прибегут на площади с риском для жизни защищать тех, кто, купаясь в роскоши, тесно ассоциируемой с коррупцией, возомнил себя центром Вселенной. И если до сих пор казалось, что для переворота в таких странах нужно мобилизовать большие массы населения, оказывается, что заинтересованным сторонам этого может и не понадобиться.
Как передает азербайджанская служба "Радио Свобода", об этом пишет сопредседатель движения "Республиканская Альтернатива", политолог Ильгар Мамедов, который проводит в своей статье параллели между "падающими арабскими" и "нынешним азербайджанским" режимами. Как говорится, со всеми вытекающими выводами.
Мамедов отмечает, что только за последнее десятилетие во взрослую жизнь в Азербайджане вступило до полутора миллиона человек в возрасте от 17 до 27 лет, и "никакая государственная политика заманивания или запугивания не в состоянии охватить более пяти-десяти процентов этой молодёжи".
При этом он замечает, что власть, с одной стороны, "покупает лояльность большей части самых одарённых или самых политически амбициозных из них", а с другой же - вводит их в состояние политической прострации персональным запугиванием.
"Оставшийся неприкаянный миллион, а то и два, как раз и дают ту самую немногочисленную, но активную движущую силу революции. Вглядитесь в лица ливийских повстанцев. Таких в Азербайджане уже давно набралась критическая масса. Власть Алиева (президент Азербайджана
По его мнению, Запад перестал показывать религиозных активистов как абсолютное зло, а "вооружённый до зубов повстанец с возгласами "Аллах Акбар!" теперь, практически, положительный товарищ в репортажах мировых СМИ".
Как считает политолог, в Азербайджане религиозные группировки находятся как раз в том состоянии, когда они годятся для роли агентов перемен, но всё ещё не способны навязать обществу отход от светского устройства.
"Так можно ли считать власть Ильхама Алиева приговорённой историей и сильными мира? Пожалуй, просто способов самосохранения у неё осталось очень мало. Главный способ - это отказ от персонального подкупа и запугивания талантливых людей, создание системы социальной сплочённости, то есть, социальная интеграция всех и каждого, которая возможна исключительно через заметное и широко обсуждаемое освобождение общественной и экономической среды", - полагает Мамедов.
Он убежден, что "Алиеву необходимо признать, что его политика не позволила стране выйти из состояния, когда две-три тысячи плохо дисциплинированных вооружённых людей под революционными лозунгами и при информационно-моральной поддержке извне могут сделать переворот".
По словам политолога, мало кто из номинальных сторонников Алиева "выйдет защищать власть столь напыщенную, злую и кичащуюся личным богатством правителя", и более того, "из года в год пропасть между властью и народом только расширялась".
"Расширялась всякий раз, когда Министерство налогов, таможня,
Он советует Алиеву, "не дожидаясь когда к тому призовёт Эрдоган через влиятельнейшие турецкие каналы (как того же
В числе рекомендаций политолога - "дух коррупции и подчинения чиновничьему указу должен быть выжжен из этой ветви власти в кратчайшие сроки", " уволить и наказать наиболее одиозные олигархические личности во власти", "назначить новые парламентские выборы на самое ближайшее время", "отменить итоги референдума 2009 года в части, позволяющией ему (Ильхаму Алиеву - ред) выдвгаться на следующий срок", "разрешить широкую свободу слова на телевидении" и т.д.
Как он полагает, "арабские времена года продолжаются - весна Египта и Туниса сменилась летом Ливии, на очереди осень Сирии, того гляди и снежная революция случится". "Министр иностранных дел Турции на прошлой неделе в широком телевизионном интервью заметил, что все эти режимы по сути есть пережиток Холодной войны, и что время их заменять на демократические определённо настало", - заключает Мамедов.