Диалог власть-оппозиция в Армении прерван. Возглавляемый экс-президентом Левоном Тер-Петросяном оппозиционный блок "Армянский национальный конгресс" (АНК) требует отпустить на свободу одного из своих активистов - Тиграна Аракеляна, задержанного 9 августа за хулиганство.

Впрочем, контекст армянского внутриполитического процесса совершенно не зависит ни от личности Аракеляна, ни от причины, по которой его арестовали. В данном случае он был использован исключительно как инструмент для срыва переговоров, по каким-то причинам потерявшим смысл для АНК и его кураторов. Важно проанализировать - почему диалог между властью и оппозиционным блоком в свое время успешно стартовал, и почему сейчас он оказался заморожен.

В свое время представители АНК усиленно опровергали информацию ИА REGNUM о готовящемся "примирении" с властью и начале публичного диалога с ней. Хотя агентство утверждало, что обладает достоверными сведениями о том, что данный диалог поощряется и лоббируется самим послом США в Армении Мари Йованович. Американский посол провела серию встреч с руководством Армении и лидерами оппозиции по этому поводу - информация об этом общедоступна. Американское посольство не упускало случая, чтобы приветствовать сконструированный им же "внутриполитический диалог".

АНК во главе с Тер-Петросяном - плоть от плоти американский проект, финансируемый и консультируемый рядом "неправительственных" организаций, работающих под патронажем Государственного департамента США, а также различных британских фондов. Добившись в марте 2008 года с помощью проекта АНК поставленной цели - гражданских столкновений в Ереване и ослабления позиций власти, США предложили ей же (власти) простой выход из ситуации - диалог с оппозицией. Говоря проще, Вашингтон продемонстрировал Еревану угрозу "цветного" бунта в действии, а потом и свою способность снять эту угрозу. Реальные настроения и ожидания протестного электората были попросту проигнорированы.

Но это был лишь один из элементов комплексной программы по принуждению Армении к конструктивному поведению. Второй элемент был для армянской стороны поистине обескураживающим. В результате "перезагрузки" отношений с США, Москва вдруг кардинальным образом пересмотрела свой подход к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Президент РФ Дмитрий Медведев, взявший на себя с согласия США и ЕС роль главного медиатора в карабахском урегулировании, инициировал целую серию переговоров на высшем уровне, дав понять, что российская сторона отныне не заинтересована в поддержании статус-кво в зоне конфликта. Суть американской комбинации, таким образом, заключалась в следующем - Россия продавливает "дорожную карту" карабахского урегулирования, а США гарантируют внутриполитическое спокойствие в Ереване. Цена вопроса для Москвы в этом случае состояла бы в потере львиной доли регионального влияния, а для Вашингтона - в потере электоральной базы АНК. Поистине, "партнерский" обмен. Но, объективности ради, необходимо оговорить, что по итогам войны с Грузией в августе 2008 года у Москвы выбор был невелик.

Однако, как показали дальнейшие события, российский президент явно переоценил свои возможности, а также силу региональных возможностей России. Целая серия переговоров в трехстороннем формате - Медведев-Саргсян-Алиев - ни принесла каких-либо результатов. Причина проста. Россия имеет огромное влияние на Армению, но она лишена каких-либо рычагов давления на Азербайджан. Баку торпедировал переговорный процесс, выдвинув на "рубежной", по определению МИД России, встрече в Казани десяток новых пунктов. Естественно, переговоры провалились.

Важно напомнить, что своими действиями Баку провалил еще один важный процесс, следующий параллельным курсом с карабахским миротворчеством Медведева - процесс урегулирования армяно-турецких отношений. По замыслу США, разблокирование Армении со стороны Турции сделало бы для Азербайджана бессмысленной дальнейшую блокаду Армении, а значит Баку стал бы более уступчив в переговорах при посредничестве Медведева. Но в данном случае уже американцы не просчитали все возможные варианты развития событий, поскольку ввели в игру нового мощного и искусного игрока - Турцию.

В итоге, на сегодняшний день данная монументальная конструкция урегулирования нагорно-карабахского конфликта, разблокирования Закавказья и вывода Армении из под влияния России находится в шаге от того, чтобы рухнуть и похоронить все старания американцев. Во всяком случае, в переговорах в треугольнике Баку-Ереван-Москва наметился явный ступор. Основательно и, кажется, надолго заморожены и армяно-турецкие (Цюрихские протоколы). США заняты контролем и координацией "арабской весны", ЕС подсчитывает долги, а Россия готовится к смене власти.

Но американцы не были бы самими собой, если бы в столь плачевной ситуации не постарались вернуть назад свои козыри с тем, чтобы запустить их обратно в игру при новой возможности. На сцену выходят провокаторы, которые дают подзатыльник ереванскому полицейскому, и "общенациональный", "стабилизирующий" и "укрепляющий" имидж Армении диалог власть-оппозиция прерывается. Отпустите хулигана - будем говорить дальше о том, как вас сместить с правящей позиции: требует АНК.

"Если власти заинтересованы в продолжении диалога, то вполне могут одним телефонным звонком исправить положение. Речь идет об изменении меры пресечения заключенного под стражу активиста оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Тиграна Аракеляна. Власть уже сегодня может заявить: "Если это единственная причина прерванного диалога и участия (в диалоге - В.Я.) АНК, то я решу проблему и изменю меру пресечения. Дальше пусть суд определяет - виновен он или нет. А стороны должны продолжить обсуждения главной проблемы", - заявил 29 августа на встрече с журналистами член правления оппозиционного Армянского общенационального движения (АОД) Ованнес Игитян. Хочется спросить господина оппозиционера, если власть сама определяет меру пресечения, то зачем вообще нужен суд? И в чем заключается в этом случае "главная проблема" - в смене такой власти, или же в том, чтобы лишить оппозицию рычагов шантажа?

"Власть будет обязана считаться с любым представительским органом, который в том или ином виде сможет представлять общество. Сегодня общество представляет АНК, и власть должна считаться с Конгрессом", - уверен Игитян. Между тем, последние митинги оппозиционного АНК, которые проводились на фоне его же "диалога" с властью, показали, что общество не давало АНК мандата на переговоры с властью, практически не информировано о целях и предмете этого диалога. На самом деле, сегодня АНК представляет не общество Армении, а США в Армении, и поэтому армянской власти, действительно, приходится с ним считаться. В этом, собственно говоря, и причина удивительной уступчивости власти.

Но что получает и какую роль исполняет Россия во всей этой почти семейной системе взаимоотношений внутри Армении и в регионе, угадать не сложно. Она похожа на злого соседа, который машет палкой и стремительно теряет имидж полноценного и самостоятельного фактора - центра принятия тонких решений и запуска долгосрочных комбинированных технологий.