Белорусское общество не готово к переходу на платное образование, а государство - к существенному повышению материального стимулирования труда педагогов. Об этом заявил 29 августа Александр Лукашенко, выступая в Минске на совещании педагогического актива Белоруссии, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Лишних денег нет, особенно сейчас", - сказал Лукашенко, обращаясь учителям. Вместе с тем он подчеркнул: государство выделяет министерству образования достаточно средств на то, чтобы подчиненные ему учреждения работали с хорошим результатом, "вкладывает огромные средства". Реформа системы образования нужна, отметил он, однако положение дел в белорусской экономике не располагает к массированной финансовой помощи со стороны бюджета.

"Для того чтобы стабилизироваться, нам ни в коем случае нельзя с финансами шалить. Все должно быть жестко и под контролем. Шаг влево, шаг вправо по тонкому льду - провалимся", - отметил руководитель республики.

Участницы совещания подняли вопрос об оплате труда белорусских педагогов, чьи доходы резко упали в период кризиса. "А деньги где? Мы столько выдали в свое время денег на руки обществу, что сегодня пожинаем плоды такой политики, - ответил Лукашенко. По его словам, в настоящее время денег на повышение зарплат учителям у государства нет: "Поэтому будут деньги - будем двигаться в этом направлении, денег не будет - печатать мы их не будем. Их надо заработать".

"Я понимаю, что в связи с нынешней ситуацией мы никуда не денемся. Хоть от нас все мировые финансовые структуры и кредиторы требуют ни в коем случае не повышать зарплату, пенсии и пособия. В какой-то степени они правы. Но у нас социально ориентированная экономика, и я понимаю, что каждый хочет кушать каждый день, маломальские условия мы всегда должны создавать. Поэтому мы и идем путем повышения пенсий, стипендий, и будем это делать", - заявил Лукашенко. Он пообещал рассмотреть вопрос о выделении учителям пособий в размере 400-600 тыс. белорусских рублей в месяц (около $50-75).

По мнению Лукашенко, социально-экономическая ситуация в Белоруссии не настолько плоха, чтобы сокращать госрасходы за счет учителей: "Кому надо гайки закручивать - закручивайте, кому надо пояса зажимать - зажимайте. Но в масштабах государства мы это делать не намерены, - сказал он. - Мы должны осуществлять ту политику, за которую мы ответственны, и не хвататься за все сразу, как это было 10-15 лет назад".

Лукашенко отверг перспективу коммерциализации системы образования за счет перевода его на платную форму. "Наше общество выдержит это? Не выдержит", - сказал он. При этом руководитель Белоруссии подчеркнул: доступное бесплатное образование за счет госбюджета - высочайшее достижение, которое нельзя потерять.

Как сообщало ИА REGNUM, 29 августа Александр Лукашенко, выступая в Минске на совещании педагогического актива Белоруссии, заявил о нетерпимых недостатках в системе образования, озвучил намерение "встряхнуть всю педагогическую общественность страны", реформировать систему воспитания и образования в Белоруссии. "Все политические кампании, все направления деятельности в стране так или иначе опираются на вас. Вы как были в советские времена, так и остаетесь основными проводниками идей нормального развития нашего государства и основой, если хотите, стабильности", - заявил он учителям.

Напомним, 9 августа Александр Лукашенко во время встречи с министром образования Белоруссии подверг резкой критике состояние дел в системе высшего образования. "Мы знаем, тут скрывать нечего: в вузах многие студенты отдельные предметы изучают просто так. Практически не изучают". По словам Лукашенко, студентов в белорусских вузах "обучают пустоте", "тому, что потом абсолютно не пригодится в жизни", вопрос подготовки кадров в стране по-прежнему не решен. Кроме того, в пересмотре нуждаются устаревшие вузовские программы. Он призвал к модернизации белорусской системы высшего образования. По итогам встречи с министром образования Сергеем Маскевичем и первым заместителем главы Администрации президента Александром Радьковым (до 2011 года возглавлял Минобраз РБ) было принято решение провести республиканские совещания с участием президента и обсудить на них проблемы педагогики.