Татьяна Полоскова: Запад начинает понимать имперский и советский опыт России
19 августа 2011 года многие влиятельные российские и зарубежные информационные издания вспомнили о событиях двадцатилетней давности. По оценке The Financial Times, "Россия ныне восстанавливает на постсоветском пространстве свое военное, дипломатическое и экономическое влияние". При этом "Россия не скрывает, что обширная территория царской и советской империй имеет для нее жизненно важное стратегическое значение". Подтверждением данной тенденции британская газета считает тот факт, что Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Такой подход кажется весьма продуктивным, а главное, он позволяет вывести наконец-то обсуждение темы независимости Абхазии и Южной Осетии с западными партнерами из традиционного формата российско-грузинского конфликта, обозначив ее как начало собирания осколков некогда единого пространства в новую сеть. В новый экономический, военный, а в перспективе, возможно, и политический союз. В такой союз независимых государств, который предполагает опору на волеизъявление народов, их населяющих; учитывает как негативный, так и позитивный опыт не только
Отметим при этом, что британцы, имеющие огромный опыт работы в масштабах "имперских" проектов способны грамотно и компетентно оценить риски и плюсы подобных сетевых альянсов. Подчеркнем, тревоги по поводу начала собирания "осколков постсоветского пространства" британские эксперты из The Financial Times не высказали. И это тоже важная, новая тенденция.
Это говорит также и о том, что среди части западных экспертов есть понимание - стабильность в регионе реально может обеспечить только та страна, которая считает этот регион своей Родиной, а не просто местом для расширения "национального присутствия" и демонстрации своей "демократической крутизны".
Что касается Абхазии и Южной Осетии, о которых упомянуто в материале британской газеты, то лично я не считаю, что несколько приостановившийся процесс признания международным сообществом этих государств есть сугубо следствие влияния северо-американской, тем паче - грузинской позиции по данному вопросу. К Абхазии и Южной Осетии пока просто присматриваются. Будет выгодно, в том числе, в экономическом аспекте - признают. И Грузия тому помехой не будет.
Все зависит от того, как будет наращиваться внутренний потенциал, экономическая привлекательность этих стран. А вот для этого им нужна внутренняя стабильность. Поэтому хочу подчеркнуть: любая попытка дестабилизации, в том числе, в пылу предвыборных баталий, поставит под угрозу не только независимость этих стран, но и тот большой проект по восстановлению единого пространства, о котором мы только что упомянули. Допустить этого не только нельзя, но и преступно, прежде всего, по отношению к собственному народу.
Тем же, кто продолжает запугивать ужасами "советского периода", "Россией - тюрьмой народов" и т.п., скажем, что союз государств отнюдь не означает формирования его на тоталитарных принципах. То, что было - наша история, общая история, отрекаться от нее нельзя, но надо смотреть в будущее и если кто-то видит реальные риски от развития союзнических отношений между государствами постсоветского пространства, то эти риски надо озвучивать, исходя из сегодняшних реалий, а не апеллируя к теням прошлого. Таких "скелетов в шкафу" полно и в истории страны, претендующей на "эталон государства" и образец демократии.
Кроме того, союзнические отношения совсем не означают поглощения одним государством другого, могут строиться независимыми образованиями на основе и вполне прагматических интересов, и ответственности за будущее, и доброй исторической памяти. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM вице-президент Абхазии, один из кандидатов в Президенты Абхазии
Начало положено...