"Белоруссия желала получить дешевый газ, а Россия - контроль над "Белтрансгазом". В итоге каждая сторона от этого что-то получила: Белоруссия - выгоды сейчас, а "Газпром" - выгоды в перспективе ", - заявил 16 августа корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Злотников, комментируя итоги переговоров Союзного Совмина в Москве.

"Разговоры о том, чтобы снизить цену на поставляемый в Белоруссию российский газ Минск с Москвой ведет давно. В одном таможенном пространстве, естественно, должны быть одинаковые условия для конкуренции - возможно, за исключением транспортной составляющей и ряда подобных оговорок. Почему цена на газ не должна быть одинаковой для всех? Вопрос со стороны Минска был, белорусская сторона его отстаивала, пыталась решать.

Решение снизить цену на газ для Белоруссии - политическое, а не экономическое решение. Оно увязано с решением о продаже второй части акций "Белтрансгаза",- сказал эксперт. По его мнению, Россия получит выгоды от принятого сейчас решения снизить газ для Белоруссии лишь в будущем: " Белоруссия желала получить дешевый газ, а Россия - контроль над "Белтрансгазом". В итоге каждая сторона от этого что-то получила: Белоруссия - выгоды сейчас, а "Газпром" - выгоды в перспективе. Россия становится собственником "Белтрансгаза" и, соответственно, собственником прибыли этого предприятия".

"Решение по ценен на газ для Белоруссии - это, прежде всего, политическое решение. При его принятии не смотрели на то, кто выиграет больше, а кто меньше", - уверен белорусский экономист. При этом он затруднился в ответе на вопрос, почему российская сторона стала увязывать продажу "Белтрансгаза" с условиями поставок российского газа в Белоруссию.

"В настоящее время значимость Белтрансгаза" не так уж велика, чтобы использовать его как козырь в политической игре. Газопровод с Севера по дну Балтики ("Северный поток"), газопровод с Юга ("Южный поток"), договоренности с Украиной о модернизации ее газовой системы - всё это говорит о том, что белорусская транспортная система не столь актуальна для России, чтобы обсуждать покупку остатка акций "Белтрансгаза" на столь высоком уровне. Мне лично непонятно, почему этот вопрос выносится на столь высокий политический уровень", - сказал Злотников.

По мнению эксперта, есть резон в словах посла России в Белоруссии Александра Сурикова и ряда российских экспертов о том, что выкуп Россией второй половины акций белорусского газотранспортного предприятия является своего рода "братской помощью в условиях кризиса": "Возможно, это так. Можно сказать, что покупка Россией "Белтрансгаза - это и форма, и реформа экономической помощи. Стоит сказать, что Россия просто так не оказывает финансовую помощь. В то же время Россия не всегда руководствуется меркантильной выгодой - в отличие от Запада, где перед заключением каждой сделки детально все высчитывается. Россияне не так считают деньги, как западные бизнесмены".

Как сообщало ИА REGNUM, 15 августа в Москве прошло заседание Совета министров Союзного государства, а до заседания состоялись переговоры между премьерами Белоруссии и России. По итогам переговоров премьером Владимиром Путиным была заявлена общая позиция российского руководства об условиях поставок газа в Белоруссию: "В России принято решение со следующего года, с 2012-го, ввести в газовую формулу для Белоруссии интеграционный понижающий коэффициент". Путин отметил, что энергетика в процессе союзной интеграции играет важную роль: "Исходим из того, что в рамках интеграционных объединений мы должны выйти на условия равной конкуренции".