Петербургские реставраторы обнаружили расстрелянную живопись
Санкт-Петербург, 2 августа, 2011, 11:30 — ИА Регнум. Реставраторы-позолотчики, которые работают в Агатовых комнатах Государственного музея-заповедника (ГМЗ) "Царское Село" (Санкт-Петербург), завершили реставрацию позолоты в Агатовом кабинете. Как сообщила сегодня, 2 августа, корреспонденту ИА REGNUM руководитель бригады реставраторов-позолотчиков
"Мы производим консервацию сохранившейся исторической позолоты и снимаем поверхностные загрязнения, которые накопились за 150 последних лет, - рассказывает руководитель реставраторов-позолотчиков Наталья Фомичева. - Вот видите - тут не хватает лепки - это стреляли немцы... В 1958 году эти следы войны были закрыты картоном с условными рисунками. Мы картон сняли - а тут все прострелено".
При реставрации специалисты увидели, что в позолоту добавляли металлы, чтобы придать фактурность лепке и выделить живописные панно. Так удалось добиться различных оттенков позолоты: в Большом зале позолота двух цветов - зеленая, которая получается при добавлении в сплав серебра, и желтая. В Агатовом кабинете использована позолота трех оттенков - белая, желтая и зеленая, в Яшмовом кабинете и в Овальном - два цвета позолоты. Наталья Фомичева подчеркнула, что в Екатерининском дворце Царского Села такой прием не применяли - там для придания фактурности и объема использовали игру матовых и полированных позолоченных поверхностей. Павильон Холодных бань, где находятся Агатовые комнаты, не был разрушен во время
В "Холодных банях" в нижнем этаже помещались оловянный бассейн, "жаркая баня" и "отдыхательная комната". Второй этаж - Агатовые комнаты - личный заказ императрицы
Работы ведут петербургские реставраторы
Отметим, что Наталья Фомичева является единственным в Санкт-Петербурге методистом по реставрации позолоты. Она воспитала свыше полутора сотен учеников, многие из которых ныне работают бригадирами реставрационных бригад. Она считает, что современная реставрация должна быть отделена от строительства и выделена в самостоятельную отрасль под контролем государства, чтобы при реставрации памятников применялись единые сертифицированные технологии и методики: "Больше нет аттестационной комиссии - некому присваивать специалистам квалификацию "реставратор высшей категории", реставрация относится к строительству, а проводимые конкурсы позволяют выигрывать тем, у кого основная заслуга - сделать быстрее, дешевле, а потом убежать, вопрос качества далеко не на первом месте".
Фомичева в профессии почти 43 года, когда-то ей даже предлагали уехать из России и работать в
Галина Артеменко