Последние заявления вице-премьера Турции Бюлента Арынча относительно Армении более всего свойственны главе рядовой местной администрации одного из многочисленных захудалых поселков Западной Армении (ныне - Восточная Анатолия - ред.), чем лицу, занимающему один из ключевых постов такой мощной региональной державы как Турция.

"Заявления Сержа Саргсяна являются подстрекательством, и Армения этим ничего не добьется. Все знают, где расположена гора Агрыдаг (Арарат - ред.), и кому она принадлежит. Турция достаточно крупное и сильное государство. Никто не смеет играть с нами в игры и претендовать на наши территории, - отметил он. - Армения сталкивается с тяжелыми экономическими проблемами. Было время, когда она голодала, и мы отправляли туда пшеницу. Пусть руководство Армении одумается и перестанет нести чушь насчет Агрыдага".

Агрыдаг - известное в узких кругах в Турции наименование всемирно известной горы Арарат (армянское название - Масис - ред.). Оно используется лишь в псевдонаучных кругах Турции, лепящих "историю" этого народа, которая идет в разрез с представлениями исторической школы любой иной страны региона и мира в целом. Но не об этом речь. Речь о новейшей истории, когда Арынч пытается представить наследника первого в современной истории геноцида - Турецкую Республику в образе некоего гуманитария - пшеницу мол в голодную Армению поставляли. Действительно, до лета 1993 года через Турцию в голодную Армению поставлялась пшеница, прикупленная крупными бизнесменами - гражданами армянского происхождения Канады и США. С места поставки через Турцию в Армению (ж/д Карс-Гюмри) было направлено 90 тысяч тонн пшеницы, а дошло только 52. В документах было 90, а 38 тысяч тонн пшеницы в Карсе было разгружено в фуры и переправлено в напавший на Карабах Азербайджан.

Примечательны сроки - лето 1993 года. Это тот период, когда тогдашний президент Армении часто контактировал с премьер-министром Турции Сулейманом Демирелем, встречался в Турции с тогдашним предводителем Азербайджана Абульфазом Эльчибеем, запрещал деятельность Дашкнакцутюн и очень многое другое, что вписывалось в контекст армянской линии внешней политики Турции. Поставки из Турции в Армению прекратились аккурат после кельбаджарской операции, в результате которой карабахские войска заняли территории между Арменией и Карабахом - 31 марта 1993 года. Тогда посетившему в апреле Турцию президенту Армении доходчиво мотивировали сворачивание каких-либо отношений с Арменией тем, что Ереван мало контролирует ситуацию в Карабахе. Когда вопреки позиции Еревана карабахские ВС последовательно укрепляли свои позиции занятием все новых территорий.

Так что наполовину разворованная Турцией пшеница армянской диаспоры - это не турецкий бонус Армении, а попытка обнять, чтобы задушить (чтобы задушить врага его необходимо сначала обнять - относительно старая турецкая поговорка - ред.). А вся эта истерика турецкого истеблишмента является лишь признаком вины и боязнью того, что когда-нибудь придется за что-то ответить сполна. Поэтому приходится вору кричать - держи вора, и бледнеть при воспоминаниях о том, как в 1945 году Турция, будучи уверена в том, что сталинский союз по результатам победы над гитлеровской Германией возвратит Западную Армению, очистила ее от всяких войск; как в ходе карабахской войны в Нахичевани уже начали было грузить население в товарняки, чтобы возвратить область Армении без лишней крови; что нет ни одной подписи Независимой Армении под каким-либо документом, легитимизирующим аннексию Турцией Западной Армении на основе уничтожения его коренного населения. Но это - не вопросы публичной политики, публичную политику Турции лжесемантикой наполняют бредовые заявления эрдоган-арынчев, а реальная политика Турции страшна до нельзя.

Рубен Грдзелян