Димитрий Кленский: Всё на продажу? Как МИД России реализует призыв Медведева отказаться от госкапитализма
Или как само государство лоббирует интересы коммерсантов, нанося ущерб российскому туризму, казне, соотечественникам и нацбезопасности
В Таллине официально и со скандалом открыли Визовый центр для обслуживания желающих посетить Россию. Хотя посол РФ в Эстонии
Исполнительный директор российского Визового центра в эстонской столице - Иван Бреганов. Он работал на местном радио, имел бизнес по аренде офисной техники. В штате Центра - 9 человек, обучал их тренер из Москвы, практику прошли в Консульском отделе посольства РФ в Таллине. Заявлено, что их ничто не связывает с диппредставительством.
И сегодня не утихают страсти. Не зря местный еженедельник "День за днем" пишет, что Сергей Степанов "не спешит с выводами, объясняя, что хочет дать визовому центру поработать и показать какие-то первые результаты".
Говоря иначе, с клиентами проводят непродуманный до конца чиновничий опыт? И довольно масштабный. В год в Эстонии выдают около 70 тысяч российских виз. И, если новая услуга стоит 21 евро, то в год это - приличный куш: 1,5 миллиона евро!
Вот и весь сыр-бор, но последствия - не только финансовые.
Поспешишь - людей насмешишь?
Пресса выяснила: в момент открытия в конце июня, российский Визовый центр принадлежал зарегистрированному в Эстонии паевому товариществу INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ. Эту фирму учреждала, кстати, 9 ноября 2010 года, другая - местная LEXCOM Õigusbüroo OÜ. И теперь, внимание! Уже через два дня (!) все ее паи были проданы трем частным лицам. Это - москвичи Фарид Таривердиев, Александр Белобородов, Тимур Абрамов.
Отчего такая спешка и смена декораций? Элементарно: скрыть следы, чтобы не светиться. Но зачем? По словам Ивана Бреганова, участвовавшего в пресс-конференции, посвященной открытию возглавляемого им Центра, российский МИД полгода проверял фирму INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ, ее руководство - не связаны ли они с туристическим бизнесом? Откуда взялось это условие? Об этом - чуть позже.
Так что таллинским Визовым центром владеет фирма, формально к турбизнесу никакого отношения не имеющая. А вот москвичи, купившие Центр по цене бутерброда (пай каждого - 852 евро, а ожидаемый доход, как сказано выше - полтора миллиона в год), имеют к турбизнесу прямое отношение. Это показывают данные, взятые из открытых источников эстонской фирмой AS Krediidiinfo.
Итак, председатель правления INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ - Тимур Абрамов, члены совета - его отец Александр Кароевич Абрамов, упомянутые пайщики Александр Белобородов и Фарид Таривердиев, а также Индира Лемберанская, кстати, востоковед, доктор наук, выходец из Баку. И все они, как выяснили эстонские туроператоры, работают еще и в российской туристической фирме "Иналекс".
В Интернете значится, что
Домашняя страничка "Иналекса" сообщает: компания успешно работает на туристическом рынке России, с 1991 года предоставляет услуги в области туризма, клиенты фирмы - правительственные организации, благотворительные фонды, банки, телекоммуникационные компании, торговые дома, иностранные представительства, фирма организовывала чартерные зарубежные перевозки по заказу Госдумы РФ.
Так спрашивается, что и как проверял в течение полугода МИД РФ в отношении собственников Визового центра в Таллине? Кто кого обманывает? И верна ли в современной России пословица: поспешишь, людей насмешишь? Интернет-портал rus.Delfi.ee сообщает: такие доходные центры хотят открыть также в Латвии и Литве.
Явление Визового центра Таллину
Ничто не помешает Визовому центру, минуя эстонские турфирмы, самому озаботиться и туристическими ваучерами. Для этого достаточно, чтобы засевшая в кустах фирма "Иналекс" договорилась с одной из самых сговорчивых туристических фирм Эстонии.
А ведь еще недавно выдачу российских виз осуществлял в соответствии с законом только Консульский отдел российского диппредставительства в Таллине. Исключение делалось для туристических фирм, которые, выступая в роли посредника между Консульским отделом и клиентом, вручали визу туристу без того, чтобы тот посещал этот самый отдел.
Так или иначе, но никаких проблем или жалоб на очереди с оказанием этой услуги давно нет. Год назад в посольстве даже открыли специальный, просторный визовый зал.
И теперь вдруг, объявился "генеральный" посредник - амбициозный монстр-монополист.
И тут же последовали нововведения. Раньше, как правило, все, кто получал визу, платил консульский сбор 35 евро. И всё! Платить его надо и сегодня. Но теперь - в придачу надо выложить еще и плату за оказанные Визовым центром услуги. Заявлено, что "ноу-хау" облегчит обслуживание клиентов - исчезнут очереди за визами, хотя их давно нет.
Упреждая недовольство, в СМИ последовало "дипломатичное" разъяснение: пользование услугами Центра - сугубо добровольное. Мол, не хочешь платить лишние 21 евро - иди в Консульский отдел, но, если вам деньги некуда девать, то загляните в Центр и потратьтесь, так как тут услуга, оказывается на европейском уровне. Но тогда вопрос: а в Консульском отделе, на каком?
Треть российских виз в Эстонии оформляется при посредничестве туристических фирм. Помимо приема документов необходимых для получения виз, тут заодно оформляют обязательный для туриста ваучер и страховку. За эту комплексную услугу турфирмы суммарно брали "символически" от 3 до 7 евро. Перед открытием Визового центра им объясняли, что смогут оформлять туристические визы, как в новом сервисном центре за плату, так и бесплатно в Консульском отделе. Но уже на второй день работы Центра им безапелляционно отказали в приеме документов в отделе посольства.
Это значит, что теперь клиент должен платить турфирме помимо привычных 3-7 евро еще и мзду Визовому центру в размере 21 евро за... полностью подготовленные турфирмой документы. Это, естественно, вызвало недовольство, но в ответ снова последовал совет - не хотите, пусть клиент сам решает, куда ему идти за оформлением визы: в турфирму, Центр или Консульский отдел посольства.
Взбесились и потенциальные туристы, всполошились СМИ. И вскрылись любопытные обстоятельства этой коммерческой операции во главе с МИД РФ и посольством в Эстонии.
Тендер не тендер, откатов нет
Как пояснил интернет-порталу rus.Delfi исполнительный директор Визового центра Иван Бреганов, его учреждение - это аутсорсинг (делегирование полномочий) Консульского департамента МИД России. И новый Центр по сути - "окошки консульского отдела".
Он пояснил: "Используем программное обеспечение МИД РФ. Наши операторы станут принимать визовые анкеты, проверять комплектацию документов, визовое обоснование, заполнять электронную анкету, распечатывать ее, брать у клиента подпись. И тут же электронная анкета будет уходить в Консульский департамент МИД РФ, наш (в Таллине - прим. авт.) консульский отдел получит ее оттуда".
При этом никто не задается принципиальным вопросом: на каком основании функции Консульского отдела передаются коммерческой структуре? Но и на вопрос Маргариты Корнышевой - корреспондента эстонского интернет-портала rus.Delfi.ee, во сколько обошлось создание визового центра, член правления фирмы-собственника Тимур Абрамов дал странный ответ: "Не могу сказать, потому что это настолько размыто".
Другой пайщик Александр Белобородов был еще менее вразумительным: "На этот вопрос однозначно ответить не получится. Это коммерческий проект, частные инвестиции, нормальное полноценное предприятие на территории Эстонии, которое плюс ко всему, может, побольше защищено в информационном плане. Тут больше времени, денег и сил отдается безопасности". Стоп! Но на территории Эстонии действует закон о защите личных данных и контроль за ним осуществляет спецслужбы ЭР, а не России.
Этому же корреспонденту rus.Delfi посол РФ в ЭР Юрий Мерзляков сказал: "Прежде чем прислать нам название фирмы и дать ей карт-бланш на открытие такого центра здесь, МИД в Москве проводил тендер. Я к нему никакого отношения не имел".
Посол не знает, сколько фирм участвовало в тендере. Ситуацию "прояснил" Тимур Абрамов: "Боюсь, на этот вопрос вам никто не ответит, потому что эта информация закрыта была". Но кем, от кого, на каком основании "закрыта"? Далее: "Не было тендера, был отбор обратившихся. Было несколько организаций, которые обратились в МИД с предложением открыть визовый центр, проводились проверки, в результате которых была выбрана фирма INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ".
Подтвердил это порталу rus.Delfi и Иван Бреганов - никакого конкурса на оказание данного вида услуг не объявляли. Никто не назвал и "обратившихся" в МИД РФ фирм.
После таких разъяснений корреспондент не мог не спросить: последуют ли откаты МИДу? Александр Белобородов: "Я читал интернет. Так понимаю, что это любимое слово пользователей. Если Россия, то все время ассоциируется с откатами или чем-то еще. Есть тендер, он проходит на особых условиях, это не базар, не вокзал, это серьезное мероприятие. Поэтому вопрос об откатах не просто не стоит, он не существует".
Концы с концами не сходятся
"Зашкаливает" противоречивость доводов инициаторов создания в Таллине Визового центра. Его руководитель Иван Бреганов так комментирует прямой контакт его центра со Смоленской площадью: "Видимо, таким образом МИД хочет отсечь все разговоры о возможной коррупции, чтобы именно консульский работник не контактировал с заявителем лично, не брал мзду, дабы ускорить процесс в рамках своих возможностей". Но по закону РФ такой контакт обязателен, ведь законодатель эту норму не отменял!
Тот же Иван Бреганов рассказывает корреспонденту портала rus.Delfi, что фирма INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ была учреждена специально под Визовый центр. И уточнил: "Одно из существенных требований, которые выдвигает МИД для компаний-операторов визового центра - это то, что они ни в коем случае не должны были когда-то быть туристическими. И мы не имеем права заниматься туристической деятельностью". И это притом, что фирма, которая стоит за Визовым центром - насквозь туристическая!
Но журналист Ирина Каблукова в корреспонденции в еженедельнике "День за днем" сообщает, что до Таллина докатились слухи, мол, Визовые центры России - "это лобби какого-то высокопоставленного чиновника российского МИДа, чей родственник имеет туристический бизнес". И еще! Эстонские турфирмы выяснили: "Визовый центр в Таллине возник на базе российской турфирмы "Иналекс", которая в прошлом году активно рассылала эстонским туроператорам коммерческие предложения для оформления разовых, годовых и прочих виз". Подписывал их Александр Белобородов, будущий пайщик INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ - фирмы-хозяина Центра в Таллине.
Не прибавляли убедительности, доказывающим целесообразность Визового центра, высказываниям, как посла РФ в ЭР, так и заведующего Консульским отделом.
Посол Юрий Мерзляков порталу rus.Delfi: "Консульский отдел практически не будет больше заниматься или с каждым днем будет все меньше заниматься визами, это будет прерогативой визового центра". Заведующий Консульским отделом Сергей Степанов еженедельнику "День за Днем": "Никто никого не загоняет в центр. Речь идет только о турфирмах. Остальные, как приходили к нам, так и будут".
Юрий Мерзляков поначалу заметил порталу rus.Delfi, что центр возник планово, а не в результате критики, которая часто звучит в адрес Консульского отдела и посольства, когда речь идет об обслуживании граждан РФ, обменивающих свои паспорта.
Речь, между прочим, о жутких очередях по замене паспортов гражданам РФ, живущим в Эстонии, а также грубости и равнодушии к согражданам, о чем сообщало и ИА REGNUM. И Сергей Степанов, отвечая на вопросы корреспондента еженедельника "День за днем", дал понять, что Визовый центр как раз поможет оптимизировать это направление работы.
Но тогда что (или кто?) мешало увеличить штат Консульского отдела в Таллине на те же девять человек и самому отделу, без Визового центра, "оптимизировать работу отдела", по выражению его заведующего Сергея Степанова?
Нужен был сговорчивый партнер
Посол Юрий Мерзляков, отвечая на вопрос портала rus.Delfi, изменит ли открытие Центра что-то в обмене загранпаспортов граждан РФ, заявляет: "Я надеюсь, что изменит. То, что консульский отдел практически не будет больше заниматься или с каждым днем будет все меньше заниматься визами (это будет прерогативой визового центра), во-первых, высвободит людей, и заведующий консульским отделом сможет легче маневрировать ими и направлять на участки, связанные с паспортным обменом. А второе - я надеюсь, что в дальнейшем, со второй половины года, подготовка всех анкет по обмену паспортов, других документов будет тоже поручаться центру".
Развил эту мысль исполнительный директор Визового центра Иван Бреганов, он так ответил корреспонденту портала rus.Delfi: "По паспортам мы оказываем лишь услугу по подготовке анкеты, комплектации необходимых документов и бронированию времени приема в консульстве через специально созданную для этого на сайте нашей компании www.global-ifs.com систему онлайн-записи. Принимать сами паспорта на обмен мы по российскому закону права не имеем".
Что ж, нет худа без добра. Но на самом ли деле так есть заинтересованность в улучшении работы с клиентами? Тут стоит вспомнить историю с аналогичным, просуществовавшим меньше года и закрытым этой весной Центром по подготовке документов для посольства РФ в ЭР. Этот центр занимался тем же, о чем говорят Юрий Мерзляков и Иван Бреганов.
Этот центр по договоренности с посольством создала год назад старейшая в Эстонии юридическая фирма, обслуживающая в основном российских соотечественников. Она предложила обслуживать живущих в Эстонии российских граждан (каждый третий неэстонец) бесплатно, а еще - минимальные расценки за услуги, но и это отвергли.
Не найдя общего языка консульские работники стали возвращать этому центру, якобы неправильно оформленные его сотрудниками документы. Но консультации с ведущими российскими специалистами подтверждали правильность оформления документов. То есть налицо - саботаж со стороны работников Консульского отдела.
Хотя российские дипломаты в Таллине и по сей день посылают посетителей посольства к юристам этой фирмы за консультациями по российскому законодательству, ее Центр (несговорчивый?) пришлось закрыть. Зато осенью прошлого года возникла та самая фирма (сговорчивая), открывшая в Таллине гарантированно прибыльный Визовый центр.
Отказ от создания Визового центра увеличил бы госрасходы, но избавило бы не потерявших связей с Россией жителей Эстонии (в массе своей соотечественников) от новых, невнятных визовых поборов - полтора миллиона евро в год! Перефразировав советский стих о партии невольно кликнешь: "Спасибо Родине за это!".
"Бухгалтерия" визового бизнеса
В интервью еженедельнику "День за Днем" заведующий Консульским отделом российского посольства Сергей Степанов так объяснил стоимость услуги по оформлению виз (21 евро): "Такая сумма взимается во всех визовых центрах Европы. Равно, как и 35 евро консульских сборов, которые придумали не мы. Они определены в ходе переговоров
Но в многостраничном "Соглашении между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и
Вопрос в другом - почему именно столько, ни меньше, ни больше? Каковы реальные расходы на оформление визы? Об этом Сергей Степанов умалчивает.
Известно, что МИД РФ выборочно, но соблюдает и Визовый Кодекс Евросоюза. Цель понятна: унификация подходов к решению визовых проблем, чтобы, в конце концов, и вовсе отказаться от выдачи виз гражданам Российской Федерации и Евросоюза,
В документе есть такая норма: размер услуг по оформлению визы не должен превышать половины суммы консульского сбора. Установлен и предельный его размер - 60 евро в тех случаях, если Евросоюз не заключил специального договора с третьей страной об облегченном визовом режиме. С Россией такой договор заключен, и консульский сбор установлен в размере 35 евро.
Так, каков должен быть предельный размер услуги за оформление российской визы? В данном случае: не более 50% от 60 или 35 евро? Вопрос открытый. Установленная в Визовом центре стоимость услуги (21 евро) явно больше половины консульского сбора России, но меньше, если брать за основу консульский сбор в странах Евросоюза.
Но, судя по всему, нарушен сам дух Визового кодекса ЕС и договора между РФ и ЕС. Ведь что получается? Все названные цены включают в себя налог с оборота (НСО), и, если в данном случае был взят за основу расчет 50% от консульского сбора России - 35 евро, то плата за услугу при оформлении визы должна составить не установленные 21 евро, а 17,5. И примечательно, что НСО (20%) от этой стоимости составляет 3,5 евро. А сложив слагаемые, получим тютелька в тютельку знакомые уже нам 21 евро.
Если так все и было, то таллинский Визовый центр дважды накинул НСО для улучшения доходности своего бизнеса. На рынках такое называют недовес, и для этого применяли хитрый способ - под чашу весов прикрепляли магнит, вес которого уменьшал вес груза.
Так или не так, но удивление (возмущение) у всех вызывает разница между стоимостью услуги, которую оказывают туристические фирмы и Визовый центр. Теперь турфирмы взыскивают с клиента помимо "своих законных" (от 3 до 7 евро в зависимости от фирмы) еще и сумму, выставляемую Визовым центром. Разница в ущерб клиенту - от 4 до 8 раз!
Туристический бизнес в бешенстве
Вот почему 20 турфирм обратились в российское посольство за разъяснениями. На руках у них - действующие, но теперь никчемные договора с диппредставительством. Оно, являясь госструктурой, "отфутболило" турфирмы к Визовому центру. Но с ним, кстати, коммерческой структурой, у турфирм нет правовых отношений. Нонсенс!
У туристического бизнеса Эстонии несколько причин для возмущения и обжалования действий Визового центра, российского посольства в Таллине и МИД РФ.
Это - нечестная конкуренция, когда чуть ли не на парашюте на туристический рынок спускается фирма-посредник и объявляет себя монополистом, навязывая всем свои цены. Это - существенное подорожание въезда в Россию для лиц, которым надо оформлять визу, что может отрицательно повлиять на туристические потоки из Эстонии в Россию. Это - передел туристического рынка. Он был давно поделен, каждая фирма создавала свою клиентуру. И тут, уподобляясь кукушке, весь рынок прихватывает некий посредник.
Претензии серьезные. А потому Сергей Степанов со страниц еженедельника "День за Днем" грозит пальчиком: "Между тем я считаю, что в работе турфирм, которые предоставляют услугу по оформлению виз, нужно наводить порядок".
Он имеет в виду, что уже более 10 лет Россия закрывает глаза на то, что люди из ближнего зарубежья, отправляясь в Россию по личным делам (например, навестить родственников), оформляют т.н. туристический пакет услуг. Хотя формально таких любителей посетить Россию с помощью турфирм можно считать и туристами-одиночками, но, тем не менее, жестко объявлено, кто в доме хозяин.
Однако недовольство Визовым центром обнаружилось не только в Эстонии. По данным интернет-портала RATA-news после открытия таких центров в Мадриде и Барселоне испанские туроператоры лишились аккредитации в российском консульстве и встали в одну очередь с частными заявителями и нетуристическими организациями.
21 июля Российский союз туриндустрии (Ростуризм) направил в МИД РФ письмо, в котором были изложены все возникающие проблемы, и предложил создать рабочую группу с участием представителей МИД РФ, Ростуризма, отраслевых общественных организаций и других заинтересованных сторон - для совместного решения проблем и обсуждения перспектив развития въездного туризма в России.
А еще по данным RATA-news руководитель Ростуризма
Если так, то не понять, с чего это Визовые центры взимают плату за услуги, тем более, что турфирмы, как готовили для Консульского отдела документы для оформления визы, так делают это и теперь, но уже для Центра. Притом посольство на мзду не претендовало.
Беспредел: что хочу, то и ворочу
Все отмечают, что в принципе Визовые центры имеют право на существование. Тем более, если МИД РФ сам не справляется с растущим потоком посещающих Россию лиц. Но директор таллинского правового бюро "Маркус" Александр Кустов подчеркивает, что правовой основой создания Визовых центров посольств любой страны-члена Евросоюза, в том числе и в Москве, является Визовый кодекс Евросоюза. Он определяет принципы создания и функционирования этой структуры только для участников Евросоюза.
А вот в Российской Федерации организационные вопросы выдачи виз зафиксированы в Административном Регламенте исполнения государственной функции по оформлению приглашений, а также принятию решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденном приказом МИД РФ от 10 мая 2008 года за нр.7203 и подписанный министром
Так что передача этих функций коммерческим структурам противоречит и Консульскому Уставу, и Административному Регламенту МИД РФ, даже, если принять во внимание Визовый кодекс Евросоюза и упомянутое Соглашение РФ и ЕС об упрощении выдачи виз.
Но, кстати, и Визовый кодекс предполагает создание таких центров, только, как "последнее средство", и при определенных условиях!
Юрист Кустов также отметил, что, при этом надо соблюсти пункт 3 статьи 40. При создании Визовых центров надо исходить из а/ особых обстоятельств и причин, обусловленных местной ситуацией (спрос превышает предложение), а также b/ отсутствия в стране удовлетворительного географического покрытия этой консульской услугой.
Спрашивается, когда в МИД РФ решали вопрос о сотрудничестве с фирмой, создавшей Визовый центр в Таллине, какими такими особенностями и местной спецификой руководствовались учредители? В Таллине проблем с оформление виз нет. Так что, если такой Центр создали бы, скажем, на периферии (Пярну или остров Сааремаа), то понять инициаторов можно. Но нет, и не предвидится оттуда потока людей, рвущихся в Россию.
Далее, обязательны еще два, предусмотренных законом условия - соблюдение, во-первых, существующих договорных отношений и, во-вторых, принципа конкуренции.
Пункт 7 статьи 43 говорит о том, что в случае сотрудничества дипломатического представительства с внешним поставщиком услуг прилагаются усилия, не наносящие ущерб правилам публичных сделок и конкуренции. Юрист Александр Кустов полагает, что в споре турфирм с посольством "налицо конфликт интересов и стремление коммерческих ставленников МИД РФ монополизировать предоставление визовых услуг".
Наконец, избранное российской стороной для организации таллинского Визового центра паевое товарищество INVISA FIDUCIARY SERVICES OÜ было зарегистрировано всего-то чуть более полугода назад - 9 ноября 2010 года. Согласно той же статьи 43 Кодекса при выборе внешнего поставщика услуг заинтересованное государство не только проверяет платежеспособность и надежность организации, прочие позиции, но удостоверяется и в отсутствии конфликтов интересов.
А потому, у юриста Александра Кустова есть вопросы к тем, кто дал всему "зеленый свет": "Каким образом фирма с нулевым балансом могла стать лучшей среди участников тендера, если он вообще был? И почему игнорируется вопиющий конфликт интересов?"
Обдираловка соотечественников
По мнению турфирм, отнесись МИД РФ к проблеме в интересах дела, а не бизнеса, не было бы гиперцены услуги, неприемлемого обслуживания, отсутствия выбора у клиента. Более того, по мнению юриста Александра Кустова, при государственном подходе, наверное, следовало бы так организовать эту деятельность так, чтобы отчисления от доходов Визовых центров направлялась на финансовую помощь российским соотечественникам, обеспечивали их правовую защиту.
То есть деньги шли бы на то, на что сегодня выделяются огромные средства из госбюджета России (то есть российских налогоплательщиков), причем все чаще используемые малоэффективно или не по назначению. Наконец, российских соотечественников можно было бы и вовсе освободить от визовой платы.
Вместо этого, как уже открыто говорят в Эстонии, вырученные Визовым центром деньги пополнят карманы ушлых коммерсантов, напоминающих больше хапуг и барыг, а уплаченные с полученных доходов налоги - казну Эстонского государства.
Даже цента не достанется Российскому государству! Проиграют и российские соотечественники за рубежом, а их банальная обдираловка московскими коммерсантами сопровождается красивыми речами о необходимости крепить "Русский мир".
Руководимые МИД РФ организации соотечественников в Эстонии - Союз организаций российских соотечественников Эстонии (СОРСЭ) и Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) даже не пикнули по поводу визового скандала. Что ж, такое молчание привычно, когда надо хотя бы реагировать на ущемления интересов соотечественников, не говоря о защите их интересов.
Безобразная реализация соотечественной политики в той же Эстонии создает нервозность в русской общине. Ее не перестают дергать непрофессиональной "координацией", ее трясут скандалы, которыми активно заняты "координаторы" в Эстонии и в МИД РФ.
Все это воспринимается местным русским населением куда более чувствительно, чем его дискриминация и унижение эстонскими властями, СМИ и обществом.
Неэстонцы представляют собой две большие группы населения. Первая - чуть более 100 тысяч граждан РФ. И вторая - 125 тысяч, имеющих гражданство ЭР плюс еще чуть более 100 тысяч "серопаспортников" (лиц без гражданства). Именно они, почти 350 тысяч эстоноземельцев, представляет собой костяк живущих в Эстонии российских соотечественников, и на которых направлены усилия России по оказанию им всевозможной (включая финансовую) помощи и внимания.
Увы, данная "визовая" история, как и продолжающаяся многомесячная эпопея с обменами паспортов живущих в Эстонии российских граждан, дискредитируют государственную политику РФ в отношении российских соотечественников за рубежом и, вольно или невольно это приводит к тому, чего так добиваются... противники России, а именно к системному ослаблению и уничтожения "Русского мира".
И не потому ли недавно авторитетный деятель российских соотечественников в Словакии Александр Викторович Чумаков обратился к российским соотечественникам всего мира начать все с чистого листа - создать без указки Москвы новую организацию - Всемирную ассоциацию общественных объединений российских соотечественников (ВАООРС)?
Россия: неужели всё на продажу?
Столь подробное расследование проблемы обусловлено тем, что она, как видно, по большому счету носит не столько туристско-дипломатический, сколько политический характер и выводы просятся нелицеприятные, даже жесткие.
Наивно думать, что запевалы коммерциализации госдеятельности в России - МИД РФ, его корыстолюбивые чиновники. Проблема шире и глубже. Сегодня уже и за пределами России видно, что всю российскую государственную систему управления, подобно лианам-паразитам, обвивающим стволы тропических великанов и питающихся за их счет, пронизывает дух коммерциализации, корыстолюбие алчных чиновников.
История с созданием в Таллине Визового центра вполне типичная в плане того, как российское государственное ведомство и его сотрудники озабочены не столько решением проблем людей, отстаиванием их интересов, сколько удовлетворением бюрократического "хобби" - превращением службы в доходное место.
Напоследок еще один очень важный нюанс. Предоставление виз - дело государственное, и в наше время, когда на каждом углу говорят о терроризме и экстремизме, должно всячески усиливать контроль за теми, кто въезжает на территорию России.
Поэтому странно, что МИД РФ, взявший курс на создание сети центров по оформлению документов для выдачи виз, передает важную функцию государства коммерческим структурам, которые, фактически действуют в обход Консульских отделов российских посольств, несмотря на заключенные с посольствами договора.
Если учесть, что основная задача любой коммерческой структуры - получение прибыли, то в ситуации, когда местные посольские чиновники, так или иначе оказываются вне самого процесса оформления виз, можно априори утверждать: защита интересов государства не станет первой задачей чиновника или будет формальна.
При участи внешнеполитическим ведомством РФ создан реальный механизм выкачивания легких денег, то есть государство лоббирует коммерческие интересы частных лиц и фирм. Это - неслыханно! Такая беспочвенная, но трогательная забота о доходах коммерческих структур объяснима лишь в одном случае, если этими доходами делятся.
Одним из основных вопросов последнего саммита "Россия-Евросоюз" были проблемы безвизового режима. Но случившееся в Эстонии позволяет евро-чиновникам, и политикам Евросоюза, усомниться: способна ли Москва решать такие проблемы цивилизованно?
Итоговый вывод юриста Александра Кустова: "Если все делалось бы по закону, а не по понятиям, тогда не смотрелись бы столь издевательскими заверения и обещания посла Юрия Мерзлякова и заведующего Консульским отделом посольства Сергея Степанова о том, что Визовый центр открывается чуть ли не в помощь турбизнесу, с целью цивилизованного обслуживания клиентов. Ведь уже на второй день работы "по-новому" эстонские турфирмы обратились с протестами и жалобами в Департамент конкуренции, российское посольство и МИД ЭР. И руководители России могут сколько угодно говорить о необходимости безвизового режима со странами Евросоюза, но практические шаги заставляют все больше сомневаться в успехе".