Официальный отказ от АЭС "Белене" будет ударом по доверию болгар - социолог
Москва, 12 июля, 2011, 16:14 — ИА Регнум. Несмотря на страхи, появившиеся после аварии на японской АЭС "Фукусима", население Болгарии по-прежнему поддерживает строительство АЭС "Белене". По сравнению с октябрем 2010 года, число сторонников строительства атомной станции значительно не изменилось. Об этом свидетельствуют данные опроса агентства AFIS, проведенного 3-8 мая этого года среди 1100 человек. 64% опрошенных хотят, чтобы АЭС была достроена, в то время как лишь 26% выступают против. Авария на "Фукусиме" не изменила мнения 43% опрошенных о разумности строительства второй атомной станции в Болгарии, в то время как 37% затруднились ответить. Результаты опроса ИА REGNUM прокомментировал социолог, директор агентства "Медиана" Кольо Колев: "Все больше и больше становится болгар, которые четко понимают, что "Белене" не является лишь деловым договором между Болгарией и Россией. Все больше становится болгар, которые осознают, что есть противная сторона - США (Westinghouse), которая не хочет, чтобы Россия продавала свои ядерные технологии в Европе и мире. Все больше становится болгар, которые понимают, что американцы используют политические инструменты, чтобы компенсировать технологическое отставание в этой области от России, они хотят (политическими средствами) задержать выход России на рынок. Все больше болгары осознают, что США использовали все средства в этом отношении - политические партии, экодвижения, гражданские форумы, обещание увеличения добычи сланцевого газа, грубое и бестактное вмешательство американского посла в Болгарии и так далее".
" Большинство болгар считают, что мы можем получить что-то реальное со стороны России - скидки по строительству АЭС, финансированию, кредиту, может быть, какие-то договоренности по газу. Большинство болгар считают, что американская сторона может только похлопать по плечу - "молодец, ты очень красивый, демократический, евроатлантичный наш новый брат". Короче говоря, ничего, кроме воодушевления! Одним словом - мотивы болгар прагматичны. Россия может дать нам что-то реальное, США будут обманывать их, делая реакторы и бизнес. Соответственно, и страхи прагматичны. Люди, естественно, понимают, что должны быть переговоры - что даете вы, а что мы. Но я опасаюсь, что если переговоры слишком затянутся, в конце концов никто ни от кого ничего не получит. А еще, невозможно уступать до бесконечности - потому что в конце концов "большому медведю" можно надоесть, и, соответственно, стать неинтересными для США... И тот, кто сидит на двух стульях, упадет на землю", - отметил эксперт.
"Вот основные результаты результаты этого исследования, переведенные на обычный язык. Болгары хотят, чтобы АЭС "Белене" была построена. Естественно, хотят гарантий, что это новое поколение максимально технологически безопасных реакторов, возможно, это вполне логично после Фукусимы. Обслуживащие Америку стороны (политики, аналитики и т.д.) непрерывно пускают слухи, что это устаревшая технология, которую русские "хотят на нас испробовать", морально и технологически устаревший "Москвич" в атомной энергетике. Официальный отказ от "Белене" будет ударом по доверию болгар. Болгары тяжело переживают потерю химической, кораблестроительной и ряда других отраслей промышленности. Болезненно переживают потерю океанского флота, закрытие четырех реакторов на АЭС "Козлодуй", превратившее Болгарию в технологически низкоразвитую страну. Для многих граждан Болгарии АЭС "Белене" - это не только атомная станция, но и символ: "Мы не просто крестьяне в Европе, которые могут выращивать помидоры и огурцы да обслуживать иностранных туристов! У нас могут быть высокотехнологические производства!" Официальное принятие и запуск проекта будет принято с грохотом и воем справа - предательство, русские имперские амбиции, "Новое русское рабство" и плакаты против правительства. Возможно, именно поэтому (помимо естественного торга) для действующих властей положение двусмысленно. Возможно, им просто не хватает мужества, чтобы принимать решения и нести за них ответственность",- заключил социолог.