Станислав Тарасов: Турция - страна со сместившейся внешнеполитической осью
Победа в парламентских выборах Турции партии
Такая оценка связана с отсутствием по внешнеполитическим проектам турецкого правительства национального консенсуса, хотя нервы внешнеполитических экспертов страны сладостно щекочет ощущение не только роста геополитического влияния Турции в регионе, но и прорыв в лагерь "двадцатки", прямой диалог Анкары с лидерами ведущих государств мира и многое другое. Да и в Европе стали вроде бы посматривать на Турцию другими глазами. Если премьер-министру Турции Эрдогану удастся реализовать свои планы, прежде всего, во внешней политике, то страна, как считает германская газета Frankfurter Rundschau, "приблизится к новой вехе в своей истории".
Это - так, и - не совсем так. Турция сейчас переживает непростой период "ломки", как во внутренней, так и внешней политике. До определенного момента всех интересовало, вступит ли Турция в
Кстати, это - одна из неразгаданных загадок в новейшей истории Турции. Современные исследования показывают, что в этой стране так называемые исламисты всегда составляли меньшинство. Их оплотом были наиболее отсталые сельские районы страны, чье население находилось вне информационного поля и не влияло на ход политических процессов в стране. Тем не менее, Турцию всегда под разными предлогами держали на задворках Европы, хотя она продолжала развиваться по европейской модели, была готова "пожертвовать частью своего суверенитета в пользу коллективного европейского правительства". Именно в таких традициях десятилетиями воспитывалась турецкая дипломатия: главная инициатива во внешней политике принадлежит западным партнерам, а сама она занимается только "зачисткой общего международного пространства".
Однако, по мере того как становилось очевидным, что принципиальное решение о членстве Турции в ЕС связано исключительно с геополитическими факторами в Евразии и на Ближнем Востоке, Турции пришлось менять свои действия. К этому ее подтолкнули и такие события, как вооруженная интервенция США и их союзников в Ирак, становление на севере этой страны государственности Курдистана, ход событий в Афганистане, и озвученные Вашингтоном различные сценарии ухода из региона. Речь идет, конечно, об американском проекте "Большой Ближний Восток", который предусматривает фрагментацию геополитического пространства региона, включая и Турцию. Когда такие сценарии стали превращаться в реальность, тогда, как считает доктор политических наук Александр Шумилин, "внешнеполитический курс Анкары стал решительно отклоняться от кемалистского принципа - ориентация только на Запад - в сторону активного развития отношений с государствами Ближнего Востока".
Но этому предшествовали другие важные события. Дело в том, что после развала СССР Анкара предприняла попытку "въехать" в бывшие советские республики с помощью общетюркской идеи. Тут просматривался взаимный интерес: Турция укрепляет свое политическое и экономическое влияние на постсоветском пространстве, в то время как некоторые бывшие советские республики - на "плечах" Турции и с ее помощью - не только получают кредиты, но и прорываются на Запад в обход России. Но Турции для осуществления этого проекта не хватило экономической мощи и поддержки Запада. К тому же Анкара столкнулась с неожиданным для себя феноменом в Азербайджане. Нужно отдать должное президенту Азербайджана
Теперь, когда Эрдоган публично отрекся от политики ассимиляции проживающих в Турции народов, мир узнал, что эта страна - неоднородная по национальному составу. Именно в этом главная особенность ситуации, которая стимулирует отход Турции от доктрины тюркизма в сторону неоосманизма (напомним в скобках: Турция на протяжении своей новейшей истории дрейфовала по спирали: космополитический османизм - тюркизм - османизм). Вот почему сейчас многие эксперты анализируют возможности современной Турции реализовать стратегию восстановления влияния в пределах бывшей Османской империи.
Как известно, большинство балканских стран, входивших некогда в состав Османской империи, уже являются членами ЕС или дожидаются свой очереди, что означает: возможности Турции на европейском направлении усилить своё влияние практически ограничены, если вообще не сведены к нулю. Что же касается Ближнего Востока, то Турция не имеет достаточной экономической мощи для броска и в это геополитическое пространство. По мнению экспертов, об этом можно будет серьезно рассуждать лет через 20-30, и то при условии, что Турции удастся максимально использовать в экономических интересах свою географию и геополитическую конъюнктуру.
Пока же ей грозит опасность оказаться в жерновах между арабскими странами - тоже бывшими провинциями Османской империи - и Ираном, который давно готовится к геополитическому ренессансу. Вот почему все рассуждения многих экспертов о неоосманизме как о реальной доктрине внешней политики Турции - носят умозрительный характер. В лучшем случае, для турецкой дипломатии это лозунг, которым она пытается прикрыть свою тактику "малых шагов" - осуществления мирных посреднических услуг. Как это получается на практике, видно на примерах попыток интегрироваться в процесс ближневосточного урегулирования, наладить отношения с Арменией, использовать "элементы давления" в ливийском конфликте, а сейчас и в сирийском кризисе.
Известный турецкий политолог Барыш Достер предупреждает, что проблема Анкары в том, чтобы "не утрачивать понимание реалий мира", поскольку ресурс прежней стратегии - быть союзником западного блока, и пытаться выступать с самостоятельной ролью в других частях мира - уже исчерпан. К тому же далеко не факт, что следствием бурной "арабской весны" станет, как часто пишут турецкие СМИ, "усиление геополитической роли Турции в регионе". "В Ливии, Йемене и Сирии, - пишет The Foreign Affairs, - не "арабская весна", а "арабская осень". Когда "борцами за свободу" провозглашаются бенгазийские повстанцы, сирийские "Братья-мусульмане" и старейшины йеменских племен, никто уже не воспринимает всерьез разговоры о "ветре демократических перемен"..."
Пока же фактом является то, что сирийский кризис привел к военной эскалации у самых границ Турции. Если события в Сирии будут развиваться по ливийскому сценарию, то Турции реально грозит "импорт дестабилизации". Поэтому главной проблемой очередного 61-го правительственного кабинета Турции в выстраивании контуров внешней политики в новых геополитических условиях должно стать искусство маневра между ведущими государствами мира, включая и Россию. Особенно это важно в ситуации, когда Анкара, отчалив от берегов кемализма, еще не пристала к новой идеологической гавани. Поэтому Турцию сейчас и называют страной со "сместившейся внешнеполитической осью".