Сергей Колеров: Москва дискредитировала свой статус гаранта в приднестровском урегулировании
Демарш в российском посольстве в Кишиневе, устроенный официальными представителями Бессарабии и, по утверждению ряда молдавских источников, дипломатами ЕС и США на приеме по случаю Дня России, демонстративно покинувшими мероприятие после того, как посол
Реакция на инцидент первых лиц Бессарабии - лидеров Альянса за европейскую интеграцию была следующей: "оскорбление в адрес молдавского народа" (премьер-министр, лидер Либерально-демократической партии
Подчеркнуто агрессивная реакция Кишинева на то, на что, как отметили в МИД ПМР, "ранее в аналогичных случаях молдавская сторона никак не обозначала свою реакцию", не спонтанна и не случайна, как пытается представить ее ряд бессарабских СМИ, и объяснялась не только предстоявшими вторым туром местных выборов в Бессарабии и переговорами в Москве. Здесь уместным будет напомнить, в частности, что "левоцентрист" и недавний очередной "друг России" Мариан Лупу, всего за 2 недели до происшествия в российском посольстве принял участие в саммите глав стран Центральной и Восточной Европы в Варшаве, в котором участвовала также лидер Косово
Если вспомнить заявления представителей Бессарабии, сделанные накануне, то станет очевидно, что демарш в российском посольстве - не "единичный случай" и "неприятный инцидент", а закономерность.
В начале июня в интервью польским журналистам Владимир Филат заявил, что российские миротворцы, - дислоцирующиеся в ПМР в соответствии с соглашениями, свою подпись под которыми Кишинев до сих пор не отозвал, находятся там "незаконно", - так как вместо миротворчества защищают режим Смирнова, а также призвал Германию и Францию присоединиться к переговорам в формате "5+2". Он же на встрече 2 июня со спецпредставителем литовского председателя
2 июня на встрече в Риме с председателем Палаты депутатов Италии
9 июня, за день до приема в посольстве РФ, глава бессарабской дипломатии Юрий Лянкэ заявил в Бухаресте, что Кишинев не рассматривает федерализационный вариант решения конфликта с Тирасполем, и что в ходе мартовской встречи в Москве с министром иностранных дел России
Заключительным аккордом скандала в посольстве РФ прозвучали заявления представителей Румынии, в последние месяцы активно играющей роль "посредника" в урегулировании и территории для будущей базы американской ПРО, и самих США.
11 июня глава МИД Румынии
12 июня в Кишинев, вместо обещанного Лупу
Все вышеприведенные заявления, в сумме и по отдельности, являются однозначным ответом президенту РФ
Кишинев, вопреки всем подписанным им за 20 лет урегулирования документам, по-прежнему не видит в Тирасполе равноправную сторону переговоров. Он вообще не видит в нем субъекта, а рассматривает Приднестровье лишь как объект для поглощения и ассимиляции. И теперь, когда западные патроны дали ясно понять, что Бессарабия без Приднестровья им неинтересна, и никакая евроинтеграция без "реинтеграции" Кишиневу не светит, каких-либо изменений в позиции бессарабских властей, отказа от "закона" 2005 года об "особом правовом статусе населенных пунктов Левобережья Днестра" ожидать не следует. Кишинев, Бухарест, Брюссель и Вашингтон настоятельно и недвусмысленно поставили Москву перед выбором: либо "дружба", "перезагрузка" и "безвизовый режим", либо поддержка Приднестровья. И Москва свой выбор сделала.
На четвертый день после скандального приема в кишинёвском посольстве МИД РФ, наконец, выдавил из себя комментарий следующего содержания: "В связи с появившимися в последние дни спекуляциями по поводу линии Москвы в приднестровском урегулировании МИД России подтверждает неизменность российской позиции, которая последовательно исходит из признания суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при уважении закрепленного в ее конституции принципа нейтралитета. Именно на этой основе мы выступаем за согласование долгосрочного взаимоприемлемого политического урегулирования, которое обеспечит гарантированный особый статус Приднестровья в составе Молдавского государства. Исходим из того, что предстоящая 21 июня в Москве встреча по приднестровскому урегулированию позволит достичь договоренности о возобновлении официальных переговоров между сторонами в формате "5 плюс 2", к чему призывали наши партнеры из ОБСЕ, США и Евросоюза". 16 июня официальный представитель МИД России
Из заявления министерства иностранных дел РФ следует, что оно, по сути, согласилось с тем, что российский посол и в самом деле вышел за рамки своих полномочий и "оскорбил молдавский народ", поскольку "у Республики Молдова есть всего один министр иностранных дел - в Кишиневе", а Владимир Ястребчак, соответственно, "мелкий провокатор", которого "нужно избегать", а не переговоры с ним вести. Таким образом Москва окончательно дискредитировала свой статус гаранта в урегулировании конфликта, так как гарантом она является только для одной стороны - Кишинева, а принцип равноправия сторон в переговорном процессе, о котором она до сих пор, хоть изредка, но вспоминала, отныне похоронен и забыт окончательно.
Впрочем, посольский скандал лишь расставил точки над "i". О том, что Россия - гарант не только для Кишинева, но и для Тирасполя, и для Тирасполя - в первую очередь, так как именно ПМР является жертвой вооруженной агрессии и объектом реваншистских планов бессарабских властей вне зависимости от их партийной принадлежности и геополитической ориентации (и именно по этой причине на территории Приднестровской Молдавской Республики находится миротворческий контингент России!), в Москве забыли уже давно. Если о своем уважении к "суверенитету, нейтралитету и прочая, и прочая... ", по поводу и без, неустанно заявляют все - от президента РФ до штатного комментатора в официозных СМИ, то напоминания Тирасполя, например, о том, что ни в одном из документов, подписанных за 20 лет переговоров, не говорится об урегулировании "на основе территориальной целостности Республики Молдова", а "попытки предопределить модель урегулирования до решения самих сторон конфликта в корне противоречат незыблемому в переговорном процессе принципу равноправия сторон", остаются без ответа. Ссылки на референдумы, на которых, в отличие от Бессарабии, построена приднестровская государственность, включая референдум 2006 года, на котором более 97% проголосовавших высказались за независимость от Кишинева и последующее свободное присоединение к России, так же давно уже неинтересны московским "гарантам". Хотя еще 5 лет назад в МИД РФ заявляли, что "в современной Европе вряд ли корректно и политически дальновидно игнорировать, а тем более неуважительно относиться к такой форме народного волеизъявления", что "итоги референдума, прежде всего, подтвердили верность курса руководства Приднестровья и то, что население республики поддерживает этот курс", и "это нельзя игнорировать ни в каких политических раскладах, связанных с Приднестровьем на будущее". Указания на косовский, абхазский, югоосетинский, суданский и прочие прецеденты в Москве тоже оставляют без внимания, несмотря на то, что абхазский и югоосетинский прецеденты созданы и гарантированы самой Россией.
Если прибавить к этому, что ни одно из законных условий возобновления переговорного процесса, выдвинутых Тирасполем, - выполнение Кишиневом всех ранее достигнутых договоренностей, отмена противоречащих этим договоренностям блокад, непосредственным участником которых до сих пор является второй "гарант" урегулирования Украина, - не исполнено, то встреча 21 июня в Москве и возобновление официальных переговоров попросту теряют смысл. Во всяком случае, они теряют смысл для ПМР. В ходе встречи 17 мая Лупу и вице-премьера по "реинтеграции"
Тирасполь со своей стороны подтвердил, что от подтвержденного всенародным волеизъявлением курса на независимость отказываться не намерен, а статус Приднестровья и, тем более, его статус в составе "Республики Молдова", вообще не является предметом для переговоров. Следовательно, если Москва, тем не менее, эту встречу проводит, что она подтвердила в заявлении от 14 июня, то лишь с одной целью - "дожать" и "додавить" Тирасполь и заставить его согласиться на "особый статус" в "территориальной целостной РМ", подобный статусу Гагаузии, от которого, по признанию Лаврова, сделанному всего 2 недели назад, "гагаузы уже стонут".
Исходя из вышесказанного, запланированная в Москве встреча будет проходить в формате не "пять плюс два", а "шестеро против одного". Или, допустим даже, в формате "трое воздержавшихся плюс трое против одного Приднестровья", учитывая податливую пассивность двух "гарантов" и за годы своего существования убедительно доказавшего в разных частях мира свою бесполезность и бесплодность "посредника" ОБСЕ, который, хотя и отметил недавно (на словах и в Тирасполе) важность сохранения принципа "переговоров между равными", вряд ли будет отстаивать его на практике.
Очевидно, что при таком раскладе ПМР, кроме себя, рассчитывать и надеяться абсолютно не на кого. И единственный выход в этой ситуации - отказаться от встречи и переговоров. Во всяком случае, это логически вытекает из официальной позиции Тирасполя, и из сделанного 7 июня Ястребчаком заявления о том, что представители Приднестровья "поедут в Москву, если за оставшиеся две недели не произойдет ничего экстраординарного", и что "в Тирасполе с уважением относятся к позиции Российской Федерации и Украины, но, тем не менее, исходить будут из собственных интересов и обязательств".
Отказ от переговоров тем более актуален для действующей тираспольской администрации, так как подготовка к их возобновлению происходит на фоне активных попыток Москвы воздействовать на внутриполитические процессы как в Приднестровье (предстоящие в декабре президентские выборы), так и в Бессарабии (проходящие в данный момент местные), имеющих все ту же цель - "реинтеграцию Республики Молдова". Помимо визитов единороссовских "лоббистов" из Думы, наперебой заверяющих ПМР чуть ли не в вечной поддержке, как это обычно происходит всякий раз, когда статус Москвы как гаранта в очередной раз оказывается под сомнением, и даже позволяющих себе высказывать "личные мнения" о том, что, де, Россия и Приднестровье "единое государство, единый народ", которые "разъединили временные обстоятельства", Кремль начал засылать в республику своих площадных свистунов с "лекциями", которые, "транслируя позицию российского руководства", выражают "консолидированное мнение России о том, чтобы в этом году в Приднестровье произошла преемственная смена власти". И хотя влияние этих "свистунов" и их "лекций" ограничивается исключительно девочками и ошивающимися в посольстве РФ бессарабскими "профессиональными друзьями России", чего для демонтажа "памятника"
Стоит также напомнить, что в Бессарабии, где такого единодушия относительно геополитических приоритетов, как в Приднестровье, не наблюдается, Партию коммунистов не спасли от поражения ни московские "соловьи" и "лекторы", наводнившие Кишинев в период избирательной кампании 2009 года, ни поддержка первых лиц российского государства и церкви. Поддержка же, оказанная МИДом РФ, обвинившим наблюдателей от ОБСЕ в "умалчивании фактов многочисленных нарушений", кандидату от компартии на выборах мэра Кишинева, "другу"
Праздничные по случаю Дня России выходные ознаменовались и еще одним дипломатическим скандалом, так же имеющим отношению к рассматриваемому региону. В рамках военных учений "Си Бриз - 2011", проводящихся "внеблоковой" с 1 июля 2010 года Украиной и
США, которые за выходные успели "пометить территорию" и в Бессарабии, и на Украине, не оставляя России шансов замолчать проблему и отложить осознание свершившегося унижения не то чтобы до 2020 года, но даже на день, - внесли ясность уже на следующий день. Представитель Госдепа
Возвращаясь к Приднестровью, хотелось бы высказать в заключение еще один тезис. Объявление войны, признание тех или иных государств, вступление в международные структуры и т.п. являются вопросами общегосударственного значения и в современных демократических государствах, например, в США, на которые ориентируется действующая российская власть, выносятся как минимум на голосование парламента. По поводу признания "территориальной целостности Республики Молдова" Госдума проголосовала 10 лет назад, когда ратифицировала договор "о дружбе". Однако в этом году срок действия договора истекает, "территориальная целостность РМ" за это время так и не состоялась, более того, в Приднестровье прошел референдум, на котором большинство его граждан высказалось за "свободное присоединение к Российской Федерации". По логике вещей, аналогичный ответный референдум должен быть проведен и в России, дабы все ее граждане смогли принять решение по вопросу о возвращении исторически российской территории. Также можно было бы дополнить референдум и вопросами о признании Абхазии и Южной Осетии, чтобы ни у кого не возникло претензий по поводу избирательности волеизъявления. А если вдруг кому-то этот вопрос покажется "мелким" и не имеющим общегосударственного значения, то можно расширить перечень вопросов, выносимых на всенародное голосование, и провести референдум о внешнеполитических приоритетах по таким острым дискуссионным темам, как сотрудничество с НАТО, построение общеевропейской ПРО, вступление в ВТО и т.д. А учитывая, что власть и народ в России со все большей очевидностью смотрят в противоположные стороны, вынести на референдум имеет смысл и вопросы внутренней политики, например, о программе "детоталитаризации", рожденной в недрах президентского совета по правам человека, об идентичности, национальной и языковой политике, являющихся прямым продолжением политики внешней.