"Жесткая кредитно-денежная политика - это и есть "шоковая терапия". Фонд действительно ее предлагает", - об этом 14 июня заявил корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Злотников, комментируя перспективы получения Белоруссией кредита МВФ по итогам окончания работы миссии фонда в Минске.

Эксперт полагает, что миссия Международного валютного фонда (МВФ) во главе с Кристофером Джарвисом, закончившая свою работу в Минске 13 июня, вполне ясно дала понять официальному Минску: кредит фонда выделен не будет. "Джарвис на пресс-конференции 13 июня прямо ответил на вопрос о кредите фонда, который запрашивает белорусская сторона: сначала должна быть согласована программа реформ, предполагающая структурные изменения в экономике, либерализацию - прежде, чем начнутся переговоры о выделении фондом кредита. На подготовку программы необходимо время, на ее обсуждение также необходимо время. Пока не будет подготовлена и обсуждена программа - речи не может идти о кредите", - отметил Злотников. - "В кредите отказано. Джарвис прямо сказал: сейчас нет смысла говорить о сумме кредита и об условиях его предоставления пока не будет такой программы".

Злотников полагает, что решение вопроса о выделении кредита "зависит от белорусских властей, от президента", а не от миссии, осуществляющей текущий мониторинг. При этом белорусский экономист обратил внимание на следующее обстоятельство: от мнения экспертов фонда также многое зависит, и при их негативном заключении положительное решение фондом не может быть принято. Однако, констатировал Злотников, прежде всего важна решимость официального Минска, в частности, Александра Лукашенко, идти по пути рыночных преобразований, в чем фонд может лишь помочь.

Эксперт напомнил заявление главы миссии МВФ о противоречиях во властных структурах Белоруссии, отметив, что Джарвис имел в виду, скорее всего, "противоречия между Администрацией президента и правительством" относительно мер, необходимых для выхода из кризиса. "Будет воля президента - антикризисная программа будет разработана, не будет такой воли - значит, кредитов тоже не будет", - сказал Злотников.

По мнению эксперта, последние заявления Лукашенко и действия властей Белоруссии "прямо противоречат представлениям МВФ о том, как должна работать экономика". Злотников обратил внимание на тот факт, что эксперты фонда могли лично убедиться в решимости властей проводить курс либеральных реформ не только со слов членов правительства во время консультаций о выделении кредита - работа миссии МВФ шла параллельно с антирыночной политикой белорусских властей, реализуемой на глазах экспертов фонда: "Например, во время пребывания миссии власти принимают решение ограничить вывоз товаров из республики, установить пониженные (по отношению к рыночным) цены на ряд товаров, директивно устанавливают валютный курс и т.д. Во время нахождения здесь миссии МВФ "ручное управление" экономикой усиливалось у них на глазах. Всё это не могло не повлиять на мнение членов миссии".

Злотников затруднился пояснить, с чем связаны такие действия властей во время работы миссии МВФ в Минске и как они сочетаются с заявлениями официального Минска о стремлении получить кредит фонда. Эксперт предположил, что такое поведение имеет "глубокие корни" - идеологические (приверженность модели командной экономики и отрицание "соблазнов" рыночной экономики), боязнь потерять политическую власть. "Левое окружение президента не желает перехода к рыночной экономике, убеждает его в том, что командная экономика может быть не менее эффективной, нежели рыночная", - заявил Злотников. - "Президент опасается, что он со временем потеряет политическую власть. Если чиновники перестанут диктовать предприятиям контрольные задания, если он перестанет требовать от "вертикали" ежеквартальных отчетов о том, как эти планы выполняются и т.д., то политическая власть может уменьшиться. В таком случае доходы бюрократии и других слоев населения не так уж сильно будут зависеть от президента".

Кроме того, Злотников обратил внимание на еще одну причину - "теорию заговора". "Теория заговора более развита в России, но здесь она тоже нашла благоприятную почву с помощью российских консерваторов. Согласно этой теории, Запад хотел бы выкачать все природные ресурсы из стран СНГ - но не с помощью войны, как это было ранее, т.к. у России есть ядерное оружие, а с помощью организованной здесь "пятой колонны", которая агитирует за переход к рыночной экономике. И вот если страна переходит к рыночной экономике, включается в мировые экономические отношения - в это время опытные жулики из развитых стран обыгрывают "новичков" и выкачивают ресурсы. Можно было бы и не упоминать об этой странности, но поскольку сам президент говорит о том, что "мы не поддадимся проискам пятой колонны" и т.д., то, наверное, этот фактор тоже следует рассматривать. Мол, Белоруссия сопротивляется мировому заговору "мировой закулисы", представителей которой можно видеть на страницах журнала "Форбс", - сообщил Злотников. - "Такие теории развиваются на страницах журнала "Беларуская думка" - это печатный орган Администрации президента. Ученые российские и местные пишут различные статьи на тему теории заговора, что, видимо, имеет влияние на президентское окружение, на принятие управленческих решений".

По мнению Злотникова, МВФ не позволит себе решительно отказаться от сотрудничества с политическим режимом, открыто заявляющим об отрицании принципов рыночной экономики, т.к. "МВФ всегда отличала склонность к дипломатичным заявлениям", дистанцирование от политических процессов, сосредоточенность на экономической проблематике. "Однако с этого года контекст отношений Белоруссии с западными странами изменился. Если раньше страны Запада еще пытались нас соблазнить переходом к демократии, рыночной экономике различными видами поддержки, контактами, снятием ограничений и прочими стимулами, то теперь они поняли, что данные меры не помогают. В этом году произошла смена парадигм", - сообщил эксперт, отметив весомость мнения стран Запада при принятии решений МВФ.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, не означают ли рекомендации МВФ приговор так называемой "белорусской модели", Злотников ответил: "В рекомендациях фонда говорится и о приватизации, и о реструктуризации, свободном валютном курсе и т.д. И если обобщить все сказанное в адрес белорусских властей, то, конечно, так оно и есть". Белорусский эксперт согласен с мнением о том, что фонд предложил официальному Минску провести "шоковую терапию" как условие получения кредита. "Жесткая кредитно-денежная политика - это и есть "шоковая терапия". Фонд действительно ее предлагает", - отметил белорусский эксперт.

В то же время Злотников отметил запоздалость рекомендаций экспертов фонда и часть вины международной организации за белорусский кризис. "МВФ несколько отстает от событий. Нынешние радикальные предложения МВФ следовало делать раньше. Вспомним, что еще в начале года фондом предлагалось расширять валютный коридор на несколько процентов, хотя уже тогда следовало переходить к свободному курсу, т.к. у Белоруссии уже в начале года не было валюты, чтобы поддержать эти проценты. Надвигалась девальвация, а в это время МВФ принимал наши отчеты и прогнозы о высоком росте ВВП, другие показатели официальной статистики - фонд верил им, считал, что белорусская экономика устойчивая", - сказал Злотников. - "В то же время независимые аналитики Белоруссии (я себя могу к ним причислить) говорили о том, что возможности исчерпаны, что необходимо переходить к свободному курсу... МВФ уже тогда отставал от событий и помог Белоруссии зайти в нынешний кризис - тем, что не добивался выполнения условий первого кредита (2009-2010 гг)., тем, что "проспал" ситуацию на финансовом рынке Белоруссии и не давал более жестких рекомендаций - о переходе к свободному курсу он говорит только теперь, когда события состоялись. Так что есть вина и МВФ в том, что Белоруссия вошла в состояние финансового кризиса".

Злотников, высказывая свои критические замечания относительно отношений между МВФ и Белоруссией, напомнил о неоднозначном опыте сотрудничества фонда с Россией: "Вспомним главу Минфина РФ Федорова: он также констатировал тот факт, что фонд помог России своими кредитами дойти до дефолта в 1998 году". По мнению белорусского эксперта, опыт предыдущего сотрудничества официального Минска с МВФ в рамках программы stand-by также заслуживает критичной оценки: "МВФ выделял кредиты в прошлый раз Белоруссии, выставляя определенные требования. Белорусская сторона их не выполняла, но фонд продолжал выделять транши. В итоге наши долги теперь больше на $3,5 млрд., а ситуация - хуже, чем до того, как МВФ выделил предыдущий кредит. Чего добился фонд? Он помог Белоруссии еще глубже опуститься в яму".

Как сообщало ИА REGNUM, миссия Международного валютного фонда (МВФ), возглавляемая Кристофером Джарвисом, работала в Белоруссии с 1 по 13 июня 2011 года с целью "проведения постпрограммного мониторинга и обмена мнениями с властями страны о возможных последующих шагах в ответ на их просьбу о поддержанной МВФ программе". Члены миссии МВФ провели ряд встреч и консультаций с правительственными чиновниками и независимыми экспертами. В итоговом заявлении 13 июня глава миссии отметил, что "экономический кризис в Белоруссии носит серьезный характер" и предложил властям осуществить ряд шагов в направлении жесткой монетарной политики, сокращения госрасходов, осуществить структурную перестройку белорусской экономической системы. При этом Джарвис не дал никаких гарантий рассмотрения вопроса о выделении официальному Минску кредита МВФ.

Также напомним, что в 2009 году Белоруссия получила кредит МВФ в размере $3,6 млрд. по программе stand-by, которую реализовала к апрелю 2010 года. Летом 2010 года официальный Минск заявил об отсутствии необходимости в кредитной поддержке со стороны МВФ, приступив к размещению государственных ценных бумаг на европейских и российских площадках. Осенью 2010 года власти Белоруссии начали переговоры о получении кредитной поддержки со стороны правительства РФ и фонда ЕврАзЭС. Решение о выделении Белоруссии $3 млрд. по линии Антикризисного фонда ЕврАзЭС в течение 3 лет будет рассматриваться на заседании фонда 4 июня в Киеве.