В конце апреля на проходившей в Москве выставке "ТрансРоссия" был представлен новый эстонский бренд: "Эстония - рай для бизнеса". Как бы в подтверждение этому, несмотря на все сложности отношений между Россией и Эстонией, российская компания "Трансгарант", входящая в группу FESCO известного российского предпринимателя Сергея Генералова, подписала с дочерней компанией Эстонской железной дороги (Eesti Raudtee) AS EVR CARGO, трехлетний рамочный договор транспортно-экспедиционных услуг. По договору "Трансгарант" предоставляет эстонскому оператору универсальный и специализированный подвижной состав для перевозки грузов и контейнеров на "пространстве 1520". Стороны сообщили, что их производственные и финансовые возможности дают им основание установить долгосрочное сотрудничество в области взаимного использования подвижного состава.

Данный договор является естественным развитием победы в марте этого года российского транспортного холдинга Rail Garant, аффилированного со структурами Сергея Генералова, в конкурсе на строительство контейнерного терминала в эстонском порту Мууга. Согласно бизнес-плану, Rail Garant намерен превратить контейнерный терминал Мууга в опорный контейнерный перевалочный пункт для российского экспорта и импорта. Председатель совета Таллинского порта Нейнар Сели, объясняя это решение правления, сказал, что "при принятии решения определяющим фактором стал инновативный бизнес-план Rail Garant, согласно которому терминал будет использоваться прежде всего для нужд российского экспорта, что в свою очередь означает новые возможности для российских импортеров, поскольку это позволит перевозить полностью загруженные контейнеры в обоих направлениях".

Примечательно, что в конце прошлого года Сергей Генералов встречался с министром экономики и коммуникаций Эстонии, одним из лидеров радикальной русофобской партии "Союз Отечества и ResPublica" Юханом Партсом. На этой встрече присутствовал член совета Таллинского порта, однопартиец Юхана Партса, Индрек Раудне. Тогда эстонский портал delfi.ee сообщил, что интерес российского бизнесмена касался конкурса на статус оператора Муугаского контейнерного терминала Таллинского порта. Очевидно, что именно эта встреча во многом определила успех структур Генералова, в конкурсе за практически монопольное положение в транзите российских контейнерных потоков через Эстонию.

Компания FESCO, основным активом которой является Дальневосточное морское пароходство, имеет разветвленную сеть контейнерных терминалов, как на Дальнем Востоке, так и в Европейской части России. Однако после выхода FESCO из масштабного проекта развития российских портов на Балтике Сергею Генералову понадобилось персональное окно в Европу. С победой Rail Garant в конкурсе на оперирование контейнерным терминалом в порту Мууга и договором с Эстонской железной дорогой российский предприниматель создает транзитный коридор Тихий океан - Балтийское море в обход российских портов. Кроме того, при определенных усилиях по перераспределению финансовых потоков, участие в работе эстонских портов позволит вывести из России в Эстонию значительную часть прибыли от перевозок по тихоокеанско-балтийскому торговому пути, значение которого для России уже в ближайшей перспективе будет стратегическим, в значительной мере определяющим геополитический статус России в мире.

Учитывая то, что Rail Garant победил в эстонском конкурсе, даже не имея опыта оперирования контейнерными терминалами, Эстония - действительно рай для бизнеса Сергея Генералова, однако эстонские СМИ сообщили, что на министра экономики и коммуникаций Юхана Партса, оказывают внутрипартийное давление с целью расторгнуть сделку с российским холдингом Rail Garant.

СМИ сообщили, что члены правления Таллинского порта, куда входит и порт Мууга, депутаты эстонского парламента и однопартийцы Партса Тынис Пальтс и участвовавший во встрече Генералова и эстонского министра Индрек Раудне, требуют отправить в отставку правление Таллинского порта, так как оно предпочло отдать новый терминал в "руки российского транспортного гиганта", вместо того что бы обеспечить переход терминала в руки китайцев. Но вскоре более влиятельный Пальтс отозвал свою претензию - можно допустить, что "пояснения" министра экономики и коммуникаций его удовлетворили. В этом сообщении важным является не то, что конфликт вроде бы пока улажен, важно то, что в соответствии с эстонской политической культурой была обозначена позиция для политического контроля за российским инвестором и давления на него - угроза расторжения сделки, оправданная интересами эстонской нации. Участие в этом действе "перевертыша" Раудне крайне показательно.

Примечательно и то, что в 2006 году Сергей Генералов уже делал попытку войти на эстонский транзитный рынок - он пытался купить у американской компании Baltic Rail Service (BRS) Эстонскую железную дорогу, однако, тогда возможной сделке помешала влиятельнйшая в стране спецслужба - Охранная полиция Эстонии (КАПО - KaPo), которая посчитала переход Эстонских железных дорог в собственность российского предпринимателя угрозой безопасности Эстонии.

Это уже не первый случай, когда не только российский бизнес в Эстонии становится заложником игр эстонской национальной элиты. По иронии судьбы, первой жертвой эстонской этнократии стал печально известный олигарх Михаил Ходорковский, за освобождение которого сегодня ратуют эстонские политики, а между тем, в начале 90-х прошлого века Михаил Ходорковский вынужден был обанкротить эстонское подразделение банка "Менатеп", так как оказался под угрозой ареста эстонскими правоохранительными органами, кстати, по причине уклонения от налогов. Но эстонские СМИ смаковали именно политическую подоплеку этого дела - мол скупка "Менатепом", распоряжающимся по версии эстонской прессы "золотом КПСС", земель выводимых из Эстонии российских военных частей была явной угрозой независимости Эстонии.

Спустя всего несколько лет был вынужден с огромным трудом и значительными финансовыми потерями вывести сделанные в Эстонию инвестиции, основатель египетского курорта Хургада Эрнесто Преотони. Он так же, как Ходорковский, был объявлен эстонскими властями налоговым преступником и в случае прибытия на территорию Эстонии должен был быть арестован. Однако, есть данные что и в деле Преотони была существенной именно политическая составляющая - эстонская фирма Преотони, неожиданно выступила в роли правозащитной организации и инициировала в европейских судах ряд успешных процессов против Эстонии, так как, по мнению итальянских инвесторов, языковые требования, которые эстонское государство выдвигало к деятельности иностранных компаний, наносило ущерб свободе предпринимательства. Но перед эстонской этнократией оказался бессильным даже представитель весьма уважаемой сицилийской семьи.

В середине 2000-х годов на протяжении трёх лет продолжалась скандальная эпопея в Эстонии исполнительного директора российской транспортной компании "Северстальтранс" (ныне Н-транс) Андрея Филатова.

В 2006 году Андрей Филатов - руководитель компании, монополизировавшей, по оценке эстонского аналитика Райво Варе, почти 90% транзита российских энергоносителей в Европу, неожиданно высказал намерение отказаться от российского гражданства и дать клятву верности Эстонской Республике. Председатель Центристской партии Эстонии Эдгар Сависаар, занимавший в то время пост министра экономики и коммуникаций, в письме, отправленном в МВД Эстонии с просьбой рассмотреть вопрос о предоставления эстонского гражданства Филатову, называл российского бизнесмена "главным разработчиком и реализатором новой нефтетранзитной стратегии Эстонии".Марко Померанц и Андрес Херкель обратились к премьер-министру Эстонии Андрусу Ансипу с призывом отказать в предоставлении эстонского гражданства Андрею Филатову. Авторы заявления утверждали, что Филатов участвовал в "пропагандистской атаке на эстонское государство", финансируя документально-публицистический фильм "Эстония - перекресток истории", который "искажает исторические события, происходившие в Эстонии". Главным действующим лицом фильма был Герой Советского Союза, председатель Антифашистского комитета Эстонии Арнольд Мери, отрицавший "факт советской оккупации" Эстонии. И хотя Андрей Филатов заявил, что не разделяет изложенные в фильме идеи, мечта стать эстонцем для российского предпринимателя, входившего в тогда в список богачей журнала Форбс, осталась неосуществленной.

Крушение надежд Андрея Филатова перейти в эстонское подданство развивалась на фоне более серьезных проблем, возникших у дочерней компании "Северстальтранса" Speiscom обеспечивавшей грузовые перевозки на прибалтийском направлении. В 2004 году Эстонская железная дорога перекрыла компании с российским капиталом доступ к инфраструктуре железной дороги. В 2005 году КАПО-KaPo на двое суток задержала главу Spacecom Олега Оссиновского, обвиняя его в картельном сговоре. В 2006 году в своём ежегоднике КАПО-KaPo обвинила "Северстальтранс" в попытке подрыва экономической безопасности Эстонии.

Эстонская эпопея для Андрея Филатова, как и других транзитных бизнесменов, закончилась, когда эстонское правительство демонтировало в центре Таллина памятник Советским воинам-освободителям - 27 апреля 2007 года. Началось резкое падение транзита российских грузов через Эстонию, последствия которого сказываются и по сей день.

Стоит особо отметить, что во всех перечисленных историях политическими заказчиками преследований бизнесменов и инвесторов выступали видные деятели радикальной националистической партии "Союз Союза Отечества и ResPublica", в политическом арсенале которой громкая русофобская, антироссийская риторика и открытое прославление эстонских пособников нацистов, причастных к уничтожению евреев и многих других в концентрационных лагерях, войск Waffen SS, участвовавших в боях с Красной Армией. Исполнителем политико-экономического заказа эстонских радикалов всегда становились эстонские силовые структуры, в первую очередь, КАПО-KaPo. В современной Эстонии эта структура сравнима с НКВД в 1930-е годы, как по методам работы, так и по и влиянию и могуществу, а по неподконтрольности другим государственным институтам существенно превосходящая сталинские репрессивные органы.

Удивляет что бывший министр Российской Федерации, известный бизнесмен Сергей Генералов решается во второй раз наступать на те же грабли... Но вполне возможно допустить, что на этот раз, - доказывая личным примером верность принципам честной конкуренции, транспарентности и антимонопольному законодательству, - он получил определенные особые гарантии от эстонского правительства.

В свете перечисленных фактов прецедент внутрипартийного конфликта министра экономики и коммуникаций Юхана Партса со своими соратниками по русофобии и героизации нацистских пособников, высвечивает ряд вопросов, на которые сегодня нет ответа.

В первую очередь возникает вопрос об условиях сделки Сергея Генералова с эстонскими радикальными националистами - непонятно, что мог пообещать им российский предприниматель для того, что бы Охранная полиция Эстонии изменила свое негативное заключение о его присутствии в эстонском транзитном комплексе?

Второй вопрос возникает о возможном выводе в Эстонию транзитных доходов от тихоокеанско-балтийского торгового пути, полностью проходящего через Россию.

Третий вопрос: кто попытается и посмеет дать гарантии, что создаваемый Генераловым на территории Эстонии "опорный пункт" не станет средством контроля над важнейшим для России транспортным коридором, опорным ресурсом для геополитического шантажа России прибалтийскими радикальными националистами.

Так уже было: и до начала работы портов по перевалке энергоносителей с российской территории, и до газовых кризисов с Украиной и Белоруссией, эти попытки транзитного шантажа. Кто заплатит сегодня - теперь уже за эстонский бизнес экс-министра Генералова?