Увеличился импорт туркменского бензина в Таджикистан
Таджикистан, 10 июня, 2011, 20:59 — ИА Регнум. За последние два дня в Таджикистане вновь отмечен резкий скачок цен на горюче-смазочные материалы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, со вчерашнего дня цена литра бензина марки 92 на автозаправочных станциях Душанбе поднялась с 5.25 сомони до 6 сомони ($1 - 4.72 сомони). Поставщики ГС в росте цен винят увеличение экспортных пошлин на вывоз светлых нефтепродуктов из России и рост стоимости валют в Таджикистане.
Накануне в Душанбе состоялся круглый стол на тему "Рынок ГСМ Таджикистан: проблемы и пути их преодоления", на котором главный специалист управления министерства экономического развития и торговли Таджикистана Бозорали Бегматов сообщил, что за последние месяцы увеличился объем поставок нефтепродуктов в Таджикистан из Туркменистан. По его данным, если в январе-мае 2010 года из Туркменистана было импортировано всего 1,2 тыс. тонн горюче-смазочных материалов, то в аналогичном периоде нынешнего года завезено почти 28 тыс. тонн. При этом, как отметил Бегматов, российский бензин даже с учетом российских экспортных пошлин, на $7 за тонну дешевле туркменского. Он добавил, что в целом в январе-мае нынешнего года в Таджикистан импортировано 215 тыс. тонн нефтепродуктов на общую сумму $200 млн. Этот объем ниже прошлогодних показателей на 8,2% или на 19,3 тыс. тонн.
Гендиректор ОАО "
Как уже сообщало ИА REGNUM, некоторые таджикские эксперты считают доминирующее положение "Газпромнефть-Таджикистан" на бензиновом рынке опасным для национальной безопасности страны. В частности, об этом заявлял директор Центра стратегических исследований при президенте РТ Сухроб Шарипов, указывая на тот факт, что антимонопольное ведомство Таджикистана не предпринимает меры для исправления ситуации.
Начальник управления антимонопольной службы при павительстве Таджикистана Акбар Ходжаев на данном круглом столе заявил, что наличие доминантов на рынке, это не основание для того, чтобы говорить, что на рынке существует монополия. По его словам, законодательство Таджикистана допускает наличие доминирующих компаний на рынке. "Да, нам надо искать пути диверсификации поставок - это вопрос экономического блока республики. Необходимо решить, откуда будет выгодно завозить топливо. И надо отдать должное сегодня нашим бизнесменам: ведь они идут на риск, но завозят и обеспечивают наш рынок ГСМ", - отметил Ходжаев. Почему у нас из Казахстана завозится твердая пшеница, почему с других регионов мы не импортируем эти сорта пшеницы?! А потому, что нам выгодно. А ведь аналогичная российская пшеница дешевле, чем казахская, но мы ее не завозим. При обсуждении таких вопросов необходимо более масштабно мыслить", - подчеркнул Ходжаев.