"Россия, как каспийская страна, против прокладки по дну этого уникального водоема трубопроводов и газопроводов, которые могут навредить экологическому состоянию Каспия", - заявил 8 июня на пресс-конференции в Баку посол РФ в Азербайджане Владимир Дорохин, комментируя позицию Москвы относительно планов прокладки газопровода из Туркменистана в Азербайджан.

"В проект Конвенции о правовом статусе Каспия включена статья относительно строительства транскаспийских трубопроводов. Россия и Иран считают, что при строительстве газопроводов на Каспии, экологические вопросы должны согласовываться и приниматься всеми 5 прибрежными государствами", - заявил российский посол. "Наша позиция не меняется, и мы ее будем отстаивать на переговорах по Каспийскому морю или в каком-то другом формате, другом уровне", - сказал Дорохин.

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, по словам Дорохина, считают, что эти вопросы должны согласовывать только страны, вовлеченные в строительство трубопровода.

Почему Россия занимает такую позицию в отношении каспийских трубопроводов, когда на других морях (Черном и Балтийском) РФ сама реализует подводные проекты? На этот вопрос Дорохин сказал, что он констатирует позицию России конкретно по Каспию и "не комментирует верность тех или иных позиций".

Касаясь российско-азербайджанского сотрудничества в области газа, Дорохин подтвердил позицию руководства "Газпрома" о готовности покупать у Азербайджана столько газа, сколько он готов продать. "Уникальность двустороннего соглашения в том, что в нем определен нижний предел объема поставок в 0,5 млрд. кубометров", сказал Дорохин. Вместе с тем, он подчеркнул, что Россия не против того, чтобы Азербайджан поставлял свой газ по трубопроводу NABUCCO, или другим маршрутам.

Отметим, идея Транскаспийского газопровода состоит в том, чтобы подключить к NABUCCO газовые запасы Туркмении. Президент этой страны Гурбангулы Бердымухамедов считает, что строительство такой трубы - вопрос двусторонней азербайджано-туркменской повестки. Тем не менее, в переговоры между Азербайджаном и Туркменией по данному проекту активно лоббируются Европейским Союзом и США. На Западе понимают, что без доступа к среднеазиатской ресурсной базе проект NABUCCO лишается всякого смысла, если, конечно, к нему не привлечь запасы газа Ирана. Последняя перспектива неприемлема для Вашингтона.