ГКНБ Киргизии: Деструктивные узбекские группировки намеревались создать автономию
"В апреле - мае 2010 года были факты, явно указывающие на активную подготовку деструктивных узбекских группировок к силовому решению вопросов по достижению их целей вплоть до создания собственной автономии путем отторжения Ошской и Джалал-Абадской областей", - говорится в отчете "О деятельности ГКНБ за период апрель-июнь 2010 года", распространённом сегодня, 2 июня, среди СМИ, Государственным комитетом национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии, передает корреспондент ИА REGNUM.
Отчет приводим полностью.
"В связи с опубликованием отчета временной депутатской комиссии
Следует отметить, что данная информация направлялась в адрес депутатской комиссии, однако не нашла отражения в ее отчете.
О деятельности ГКНБ КРза период апреля-июня 2010 года
I. Общая характеристика ситуации в стране за период апреля-июня 2010 года
Начало 2010 года для Кыргызской Республики ознаменовалось углублением кризисных явлений в обществе, экономике и системе государственного управления. В результате узурпации государственной власти семейно-клановым режимом К.Бакиева, рейдерских захватов и незаконной приватизации ведущих отраслей экономики, банковской системы, необоснованного повышения тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги и мобильную связь, полного невнимания к разрешению социальных проблем населения, разгула преступности и ее сращивания с властными структурами, погрязшими в коррупции, республика и ее народ оказались на грани социальной катастрофы. Сложившаяся ситуация стала основным катализатором стихийного выступления населения, возникновению массовых акций протеста по всей стране и дальнейшему свержению преступного режима К.Бакиева.
На фоне общего кризиса общественно-политической и социально-экономической обстановки в республике, особенно остро обозначились все проблемы и противоречия на юге страны, обусловленные отсутствием должного внимания прежнего руководства к социально-экономическому развитию южных областей КР. Это привело к значительному снижению жизненного уровня населения, росту безработицы, бедности, внешней и внутренней миграции жителей Ошской и Джалал-Абадской областей, особенно сельских районов. Положение усугублялось ростом межэтнической напряженности, сохранившейся после трагических событий 1990 года, перекосами в кадровой политике и слабостью властных структур всех уровней на местах. Отсутствие юридического оформления госграницы КР с соседними государствами, нерешенность вопросов по спорным территориям, совместному водопользованию и гидроэнергетике порождало частые конфликтные ситуации в приграничных районах, в том числе на межнациональной почве.
После событий 6-7 апреля 2010 года, с приездом К.Бакиева в Ошскую, а затем Джалал-Абадскую области, обстановка на юге резко обострилась, и началась силовая фаза противостояния прежней власти и Временного Правительства, в которую были вовлечены радикально настроенные лидеры узбекского населения, имевшие поддержку как извне, так и, неофициально, со стороны ряда политических партий.
Дальнейшие неправомерные действия, высказывания на митингах родственников и сторонников К.Бакиевых, а также и некоторых лидеров узбекской общины еще больше усилили межнациональную напряженность наюге страны.
II. Характеристика состояния органов ГКНБ в дореволюционный и предконфликтный периоды
В сложных условиях динамично изменяющейся общественно-политической ситуации, вследствие допущенных при прежних режимах явных ошибок и просчетов в организационно-управленческой и, особенно, кадровой деятельности, органы национальной безопасности были достаточно ослаблены, деморализованы и не могли в полном объеме осуществлять функции, присущие спецслужбе. Практически до апрельских 2010 года событий основное внимание органов ГКНБ было сконцентрировано на политическом сыске, преследовании оппозиции и обеспечении безопасности личных интересов правящих семейств. При этом практически на втором плане оказались присущие специальной службе полномочия по добыванию и обеспечению политического руководства страны актуальной упреждающей информацией о нарождающихся негативных процессах и противоречиях, в том числе в сфере межнациональных отношений, внутри страны и за ее пределами.
В кадровой работе ГКНБ участились факты зачисления на службу малокомпетентных лиц по протекции высокопоставленных госчиновников либо по рекомендации (давлению) прежнего руководства. Выдвижение на руководящие должности либо повышение по службе осуществлялось без конкурсного отбора и учета профессиональных качеств и срока службы, а по принципу личной преданности руководству, что не способствовало сплочению коллектива, улучшению морально-психологического климата в подразделениях и повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности чекистов.
Был серьезно нарушен принцип преемственности поколений, что привело к отсутствию наставничества и снижению общего уровня профессиональных и морально-этических качеств молодых военнослужащих. Прежнее руководство вынуждало опытных, профессионально подготовленных и принципиальных сотрудников увольняться со службы по разным мотивам. В частности, в период с 2007 до 2010 год было уволено 330 военнослужащих, в основном опытные, добросовестные и патриотично настроенные сотрудники, обладавшие институциональной памятью и занимавшие в основном должности среднего звена. В результате, на начало 2010 года во многих подразделениях ГКНБ из опытных сотрудников был только руководящий состав, пользующийся доверием членов правящего клана, оперативный состав был в основном представлен вновь зачисленными молодыми сотрудниками, не обладавшими необходимыми знаниями и опытом. Практически отсутствовала основополагающая часть коллектива в лице института старших оперуполномоченных, на которых всегда возлагаются функции воспитания, наставничества и обучения молодых кадров, а также выполнение основных направлений агентурно-оперативной работы. К июню 2010 года в ГКНБ преобладали сотрудники со стажем работы менее 5 лет, что не способствовало проведению качественной оперативно-розыскной работы, присущей профессиональным сотрудникам спецслужб.
Одновременно, с апреля 2010 года значительно участились нападки на Госкомитет со стороны ряда политиков, депутатов, правозащитных НПО, ангажированных СМИ. При этом необходимо отметить, что больше всего нападок и критики исходило от лиц, некогда состоящих в руководстве правоохранительных органов и спецслужбы, либо подразделений Администрации Президента и Аппарата Правительства КР, при бездействии и молчаливом согласии которых в свое время были значительно ослаблены силовые структуры государства. Данные факторы вкупе с возбуждением уголовного дела и судебным процессом в отношении сотрудников УСО "А" негативно повлияли на психологический и морально-боевой настрой личного состава.
Однако, несмотря на сложившуюся в ГКНБ ситуацию, уже 8 апреля 2010 года под руководством Временного Правительства КР и новых руководителей Госкомитета личный состав был мобилизован на решение прямых обязанностей по защите конституционного строя, сохранению суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, выявлению, предупреждению и пресечению нанесения ущерба национальной безопасности в результате возможного воздействия внутренних и внешних угроз.
В частности, в результате принятых организационно-управленческих решений была оптимизирована организационно-штатная структура ГКНБ в целях совершенствования деятельности разведывательных и контрразведывательных подразделений, а также подчинения проводимых оперативных мероприятий единым замыслам. С учетом единой специфики выполняемой работы, по согласованию с руководством страны выполнен комплекс организационных, юридических и технических мероприятий по передаче в состав ГКНБ КР бывших Пограничной службы и Службы государственной охраны КР. Благодаря этому удалось сократить дублирующие подразделения и повысить эффективность оперативно-розыскных мероприятий за счет исключения распыления имеющихся сил и улучшения взаимодействия между оперативными подразделениями и войсками.
III. Действия и принятые ГКНБ меры в предконфликтный период
Принятые меры позволили в достаточно сжатые сроки активизировать и переориентировать деятельность оперативных подразделений ГКНБ с учетом динамично изменяющейся обстановки.
После событий 7 апреля 2010 года, ГКНБ в основном проводил работу по обеспечению общественно-политической стабильности и территориальной целостности Кыргызстана.
Оперсостав ГКНБ, наряду с исполнением возложенных на него обязанностей по ведению разведывательной и контрразведывательной деятельности (в том числе по борьбе с терроризмом и экстремизмом, оргпреступностью, наркобизнесом и коррупцией), был задействован в мероприятиях по стабилизации ситуации в стране, укреплению новой демократической власти, особенно на юге республики в связи с наличием там мощной поддержки клана Бакиевых, в том числе среди сотрудников правоохранительных и силовых структур.
В этих условиях ГКНБ была налажена работа по добыванию актуальной информации о планах и намерениях реваншистских сил, противодействию их попыткам захвата власти в стране, включая в Джалал-Абадской и Ошскойобластях в апреле и мае 2010 года. В частности, пресечение сотрудниками ГКНБ попытки К.Бакиева занять южную госрезиденцию не позволило ему придать себе видимость легализации на юге страны и путем организации митингов захватить власть в указанных областях. Во взаимодействии с местными органами власти и правоохранительными структурами были проведены агитационно-пропагандистские мероприятия, в результате чего большая часть населения южных областей поддержала Временное Правительство, вытеснила сторонников Бакиева К.С. с площади г.Ош и тем самым не допустила захвата власти Бакиевыми в южной столице. В мае несмотря на предупреждения ГКНБ о недопустимости привлечения представителей узбекской диаспоры к мероприятиям по противодействию реваншистским устремлениям, отдельные руководители местных органов власти и функционеры политических партий обратились к их лидерам. В последующем, участие представителей узбекской диаспоры во главе с К.Батыровым 14 мая 2010 года в освобождении от бакиевцев госадминистрации Джалал-Абадской области и сожжение ими домов Бакиевых в с.Теит, не без вмешательства реваншистов, было интерпретировано как их выступление против кыргызской части населения. Это послужило толчком к резкому обострению межнациональной ситуации сначала в Джалал-Абадской, затем и в Ошской областях.
В связи с указанным, наряду с организацией оперативных мероприятий по противодействию реваншистским устремлениям, розыску и задержанию лиц, причастных к попыткам захвата власти в южных областях, в том числе членов семьи К.Бакиева ГКНБ осуществлялись мероприятия по нормализации межнациональных отношений и недопущению ее обострения. В частности, с 10 апреля 2010 года в УГКНБ КР по г.Ош и Ошской области была создана оперативно-розыскная группа, которая осуществляла ночные дежурства и реагировала на все поступающие сигналы от граждан для пресечения и локализации межнациональных и других конфликтов.
2 мая 2010 года по инициативе областного УГКНБ был разработан совместный межведомственный план правоохранительных и оборонных структур г.Ош и Ошской области, утвержденный губернатором Ошской области и мэром г.Ош. В результате был создан оперативный штаб по стабилизации ситуации, предупреждению и недопущению акций антиобщественного и антиконституционного характера, оперативного реагирования на бытовые конфликты, провоцирующие межнациональные и межконфессиональные противостояния, пресечение сепаратистских и националистических настроений. По инициативе органов УГКНБ при мэрии г.Ош был создан наблюдательный совет, для контроля работы по освещению событий и фактов через СМИ и ТВ (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 18.02.11 г. за №2815).
По рекомендации областного УГКНБ в г.Ош были созданы 7 блокпостов, размещенные на стыках границ компактного проживания узбекской части населения. Вместе с тем, на устное обращение губернатора области о привлечении тяжелой бронетехники на блокпосты не было принято руководством южной группировки войск МО КР. 3 мая 2010 года на имя мэра г.Ош направлялись предложения по стабилизации межнациональной обстановки (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 18.02.11 г. за №2815).
Принятыми 18 мая 2010 года мерами ГКНБ было предотвращено 5 случаев межнациональных столкновений кыргызской и узбекской молодежи в г.Ош. Были проведены профилактические мероприятия в отношении руководства "Ош ТВ" и "Мезон ТВ" в целях прекращения трансляции националистических выступлений К.Батырова. Однако не всегда вносимые рекомендации воспринимались адекватно.
19 и 21 мая 2010 года на имя губернатора области направлялись предложения УГКНБ по организации постоянно действующего оперативного штаба при облгосадминистрации с участием руководителей силовых структур и правоохранительных органов, четкой координацией и распределением функций задействованных ведомств. Предложения УГКНБ были приняты во внимание, однако губернатор области С.Жээнбеков не сумел добиться выполнения запланированных мероприятий в полном объеме. УГКНБ по г.Ош и Ошской области с конца апреля по 10 июня 2010 года губернатору области было направлено 8 информаций, мэру г.Ош 4 информации о складывающейся межнациональной ситуации с предложениями по стабилизации ситуации (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 18.02.11 г. за №2815).
В апреле - мае 2010 года в 9 информациях ГКНБ, направленных Временному Правительству указывалось о тревожных факторах нарастания межэтнического противостояния между узбекской диаспорой и кыргызской частью населения юга страны. Давалась информация о фактах, явно указывающих на активную подготовку деструктивных узбекских группировок к силовому решению вопросов по достижению их целей вплоть до создания собственной автономии путем отторжения Ошской и Джалал-Абадской областей. Аналогичная информация направлялась и в июне, вплоть до 10 числа (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 11.02.11 г. за №2373 и 18.02.11 г. за №2815).
Во исполнение решений Временного Правительства, в интересах обеспечения общественной безопасности и правопорядка инициирована подготовка и трансляция по местным ТВ 36 телепередач, публикация 30 статей и интервью в местной прессе. Рассмотрено 107 заявлений и жалоб граждан по различным вопросам.
Наряду с указанным, в целях недопущения эскалации обстановки и предотвращения межнациональных столкновений, в г.Ош ГКНБ совместно с местными органами власти проведено более 100 разъяснительно-профилактических мероприятий по обеспечению межнационального согласия. Локализовано 41 межэтнических конфликтных ситуаций, по фактам которых объявлено 10 официальных предостережений, проведено 60 частных и 11 общих профилактических мероприятий.
В Кара-Суйском, Араванском, Ноокатском и Узгенском районах Ошской области организовано 136 разъяснительно-профилактических собраний и 161 сельских сходов.
По инициативе УГКНБ КР по Джалал-Абадской области был создан координационный совет по противодействию антиобщественным проявлениям и организованы ДНД. Через СМИ с участием авторитетных лиц кыргызской и узбекской национальностей, представителей мусульманского духовенства были проведены разъяснительно-профилактические мероприятия по снятию межнациональной напряженности. Еще в период майских событий были инициированы предложения о создании межведомственного штаба и введении комендантского часа. Инициировано подготовка и трансляция 5 телепередач и пропагандистских видеоматериалов в сети Интернет с выступлениями авторитетных и влиятельных лиц кыргызской и узбекской национальностей. Пресечено 6 антиобщественных проявлений (акции протеста и митинги) в период комендантского часа.
Кроме этого, по инициативе УГКНБ КР по Джалал-Абадской области через возможности авторитетных и влиятельных лиц "верхней" зоны Сузакского района 19 мая 2010 года были проведены разъяснительно-профилактические мероприятия среди населения, что послужило сдерживающим фактором по недопущению возникновения массовых беспорядков и межнационального столкновения во время митинга 20 мая 2010 года, организованного кыргызской частью населения на ипподроме "Тел-Тору" г.Джалал-Абад.
Проведенный комплекс разъяснительно-профилактических мероприятий позволил положительно повлиять на складывающуюся ситуацию в Джалал-Абадской области в плане межнационального согласия. Кроме этого, в стабилизации обстановки положительную роль сыграли оперативно-розыскные мероприятия по задержанию организаторов и активных участников майских массовых беспорядков, из числа родственников и сторонников К.Бакиева, а также К.Батырова.
IV. Действия и принятые меры ГКНБ в период межнациональных столкновений и после них
В ночь с 10 на 11 июня 2010 года был по тревоге поднят весь личный состав ГКНБ и для локализации массовых беспорядков в Ошскую и Джалал-Абадскую области откомандировано более 140 сотрудников центрального аппарата и областных управлений ГКНБ, из которых были сформированы оперативно-боевые и следственные группы (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 11.02.11 г. за №2373). Для общего руководства и координации их деятельности заместитель Председателя полковник Мусаев К.А. был назначен старшим начальником подразделений ГКНБ по Ошской области.
Справка: полковник Мусаев К.А. был представлен личному составу ГКНБ КР в должности заместителя Председателя 24 мая 2010 года. С 26 по 28 мая находился в г.Ташкент, где сдавал документацию по месту прежней работы в Региональной антитеррористической структуре (РАТС) ШОС. С 31 мая по 5 июня находился в г.Екатеринбург РФ, где участвовал на заседании Совета руководителей органов безопасности (СОРБ)
В ночь с 10 на 11 июня 2010г. сотрудники ГКНБ участвовали в эвакуации в более безопасные места, в том числе в здание Ошской ОГА, около 4 тысяч студентов ОшГУ, проживающие в общежитиях вблизи гостиницы "Алай". На следующий день многие студенты были отправлены по местам жительства с целью исключения их участия в массовых беспорядках. По нашей рекомендации были отменены занятия в ВУЗах, СУЗах и средних школах.
Организована охрана и доставка в аэропорт г.Ош порядка 1,8 тысяч иностранных граждан, из них более 1,5 тысяч трудовых мигрантов (в основном граждане КНР) и 340 студентов, для последующего вылета из г.Ош. Взяты в оперативную охрану офисы иностранных и международных организаций. Был усилен личный состав УГКНБ в Узгенском, Араванском, Карасуйском, Ноокатском, а также в других районах Ошской области и г.Ош. Через возможности районных отделов УГКНБ было максимально минимизирован выезд конных и других групп населения из районов Ошской области в г.Ош для вывоза своих детей и родственников, обучающихся и проживающих в городе, с целью не допущения их возможного участия в межнациональном конфликте.
По рекомендации ГКНБ в городе Ош существенно усилены созданные ранее 7 стационарных блокпостов, которые были размещены на стыках границ компактного проживания узбекской части населения, с вертолета по г.Ош сбрасывались листовки на кыргызском и узбекском языках с призывом прекратить кровопролитие, не поддаваться панике и начать примирение (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 18.02.11 г. за №2815).
Сотрудники ГКНБ были привлечены в составы созданных по июньским событиям оперативно-следственных групп по Ошской и Джалал-Абадской областям и по г.Ош. По всем возбужденным уголовным делам обыски и обследования жилищных помещений проводились на основании постановлений, санкционированных органами прокуратуры. Подозреваемым и обвиняемым согласно законодательства КР были предоставлены защитники (адвокаты).
В целом, с целью локализации событий сотрудниками ГКНБ осуществлено более 130 оперативно-боевых и следственных выездов для предотвращения массовых противостояний и оказания неотложной помощи гражданам, освобождено 61 лицо разных национальностей, оказавшиеся в зоне очагов непосредственного конфликта, в том числе заложников, проведено 86 разъяснительных общепрофилактических мероприятий. Сотрудники ГКНБ участвовали в обеспечении комендантского часа, за нарушение требований которого задержано 37 человек. Предотвращено более 10 случаев готовящихся мародерств на территории г.Ош со стороны различных молодежных группировок. О получаемых данных об обстановке на конкретных территориях г.г.Ош и Джалал-Абад, прилегающих к ним населенных пунктов Ошской и Джалал-Абадской областей своевременно сообщалось в штабы комендатур и органы местных властей для экстренного реагирования (в адрес депутатской комиссии информация направлялась 11.02.11 г. за №2373).
В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, в т.ч. по возбужденным уголовным делам, выявлены, обнаружены и изъяты: 1 крупнокалиберный танковый пулемет; 1 пулемет Калашникова; 15 автоматов Калашникова; 3 снайперских винтовок; 4 пистолета Макарова; 1 винтовка "ТОЗ-8"; 5 оптических прицелов; 24 различных магазинов к огнестрельному оружию; 1 подствольный гранатомет с 13 боевыми выстрелами; более 8400 патронов; 26 боевых гранат РГД-5 и Ф-1; 3 учебно-боевых гранат РГД-5; 71 самодельное взрывное устройство (СВУ); 3 самодельных огнестрельных оружия; 15 охотничьих ружей различного калибра, 5 детонаторов, 6 сигнальных патронов, 20 выстрелов к ракетнице, 5 пулеметных лент для патронов; 2 рации; более 2,5 кг опия; 20 единиц холодного оружия;60 гипсовых шариков, утыканных гвоздями, около 30 кгселитры, около 15 кг алюминиевой пудры для СВУ; 2 единицы портативного прослушивающего устройства с режимом активной работы от 3-х до 8 часов, с применением телефонной сим-карты стандарта GSM, производства КНР; устройство блокирования GSM, CDMA частот для глушения работы мобильных телефонов и радиостанций производства КНР; более 12 комплектов военно-полевого обмундирования, спальных мешков, армейских котелков производства США.
В целях широкого освещения проводимой ГКНБ КР работы, в интересах обеспечения общественной безопасности и правопорядка, а также сохранения межнационального мира и согласия, подготовлены и освещены по местным ТВ 32 телепередачи, организованы 5 пресс-конференций и "круглых столов", в т.ч. с участием руководителей силовых структур. Для недопущения распространения радикальных религиозных идей, по телевидению организованы ряд выступлений авторитетных и влиятельных, богословов, в ходе которых на основе Курана и хадисов, разъяснялись противоправность произошедших беспорядков и осуществлялись призывы к стабилизации и прекращению бессмысленного противостояния, а также не поддаваться различного рода провокациям со стороны радикально настроенных элементов.
По июньским событиям и проводимой ГКНБ работе подготовлены более 15 пресс-релизов, которые в последующем были опубликованы в СМИ, в том числе в Интернете.
В целях недопущения проникновения и легализации в КР граждан других государств, причастных к международным террористическим и религиозно-экстремистским организациям, а также выявлению среди беженцев организаторов массовых беспорядков, ГКНБ сформированы оперативные группы для проведения фильтрационных мероприятий непосредственно на границе. В ходе мероприятий опрошено более 200 граждан, в том числе граждане РУ и третьих стран, пресечено 6 попыток прохода в потоке беженцев граждан РУ на территорию КР с целью последующей легализации. В результате принятых правоохранительными органами и силовыми структурами мер, к 16 июня обстановка в определенной степени получила сдвиг в сторону стабилизации.
В процессе и после локализации конфликта, ГКНБ совместно с органами
В результате массовых беспорядков на юге республики пострадали отдельные сотрудники органов национальной безопасности, некоторым из них был причинен материальный ущерб. В частности, 4 сотрудника ГКНБ получили ранения различной степени тяжести, сгорели дома 3-х сотрудников, разграблено жилье 2-х сотрудников, разбиты личные автомашины 9-и сотрудников (без учета ПВ и 9-го ГУ ГКНБ КР, которые на момент событий не входили в состав Госкомитета).
В заключение ГКНБ КР заявляет, что личный состав органов национальной безопасности во время трагических июньских событий 2010 года самоотверженно выполнял поставленные перед ним задачи, предпринимая все возможные усилия по локализации и прекращению конфликта".