"Германский план Козака-2" - фонд Маршалла и Вышеградская группа о будущем молдавско-приднестровского урегулирования
В Киеве 1 июня состоялась презентация исследования "Сценарии приднестровского конфликта. Вызовы европейской безопасности", проведенного украинским Институтом мировой политики (ИМП), передает корреспондент ИА REGNUM.
Как сообщила директор Института мировой политики
По ее словам, эксперты считают наиболее вероятными сценариями развития событий вокруг приднестровского конфликта в ближайшие пять лет - сохранение "статус-кво" и урегулирование по российскому сценарию путем реализации так называемого Плана
В целом рейтинг выглядит следующим образом: сохранение "статус-кво" (вероятность реализации сценария 8,0); урегулирование по российскому сценарию путем реализации так называемого Плана Козака-2 (8,0); европеизация Приднестровья (5,5); включение Приднестровья в состав России (1,5); международный протекторат в Приднестровье (1,3); присоединение Приднестровья к Украине (1,2); возобновление горячей фазы конфликта (1); признание независимости Приднестровья (0,5).
"Исследование является своеобразным указателем для правительств, которые пытаются решить конфликт", - заявила Гетманчук. В выводах по результатам работы говорится:
"Два наиболее достоверных сценарии развития ситуации в Приднестровье в следующие пять лет выглядят следующим образом: или сохранение нынешнего "статус-кво", или урегулирование конфликта на основе модифицированного российского плана урегулирования. При этом, нужно осознавать, что само понятие "статус-кво" на сегодня является достаточно условным, поскольку ситуация находится в постоянном развитии как на правом, так и на левом берегу Днестра. Относительно России, то ее шансы реализовать план урегулирования, который бы де-факто дублировал так называемый "План Козака", не являются высокими. Москве, скорее всего, придется учесть замечания и предложения других сторон и участников переговорного процесса, в частности ЕС (Германии).
Сценарии, предложенные Институтом мировой политики, являются достаточно ориентировочными. Некоторые из них не взаимоисключают дург друга и могут происходить или параллельно, или последовательно. Например, европеизация Приднестровья, которая возможна лишь в средне- и долгосрочной перспективе, может происходить параллельно с сохранением "статус-кво" или реализацией российского (российско-европейского) плана урегулирования.
Вероятность сценариев, которые бы подорвали территориальную целостность и суверенитет Молдавии - в частности, независимость Приднестровья, присоединение Приднестровского региона к Украине или России, является крайне низкой; однако, стоит заметить, что элементы таких сценариев имеют шансы на реализацию. В частности, если присоединение Приднестровья к России является маловероятным, то элементы так называемой свободной ассоциации по примеру Пуэрто-Рико и США де-факто имеются уже сегодня.
Вероятность возобновления горячей фазы конфликта близка к нулю".
Институт мировой политики также предлагает некоторые рекомендации и пакет компромиссов, на которые могли бы пойти участники переговорного процесса. Предполагается, что реализация этих компромиссов и рекомендаций могла бы стать платформой для окончательного урегулирования приднестровского конфликта по принципу "малых шагов". Отмечается, что основные компромиссы должны осуществить непосредственные стороны конфликта - Тирасполь и Кишинев. Институт мировой политики предлагает следующее:
"Приднестровье должно отказаться от антизападной (антиевропейской) риторики. Руководству Приднестровья стоило бы согласиться на участие в общих с Кишиневом рабочих группах по образовательным и военным вопросам. Также Тирасполь должен упразднить существующую сейчас 100-процентную пошлину на ввоз товаров из Молдавии (данная мера является ответом на введенные 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке ЕС, в нарушение подписанного в т.ч. и Киевом Меморандума 1997 года, предусматривающего свободу внешнеэкономической деятельности ПМР, действующие до сих пор правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM). Приднестровье должно упразднить несанкционированно установленные таможенно-пограничные посты в пределах зоны безопасности.
Молдавии рекомендуется принять законодательство, которое бы гарантировало права действующих владельцев приднестровских предприятий и делало бы невозможной реприватизацию упомянутых объектов. Решение этого вопроса увеличило бы количество сторонников реинтеграции РМ среди российского истеблишмента, а также среди представителей приднестровского бизнеса. Представители Приднестровского региона могли бы быть включены в состав переговорной группы РМ относительно заключения соглашения о зоне свободной торговле Молдавия-ЕС и упрощения визового режима с ЕС.
Выполнение Россией Стамбульских обязательств стало бы реальным доказательством преданности Москвы делу урегулирования. Идет речь, в частности, об активизации процесса вывоза/утилизации боеприпасов, а также о согласии на трансформацию нынешней миротворческой миссии в "мирогарантийную" под эгидой
ЕС рекомендуется создать отдельный реинтеграционный фонд, в рамках которого осуществлялось бы финансирование общих проектов Кишинева и Тирасполя, вместо непосредственной передачи средств под конкретные проекты правому берегу Молдавии. ЕС мог бы рассмотреть вопрос относительно открытия кредитных линий для предприятий Приднестровья с целью недопущения превращения региона в депрессивный. Кроме того, Брюссель мог бы пересмотреть список приднестровских руководителей, которым запрещен въезд в ЕС, отменить запрет на выдачу виз отдельным лидерам Приднестровского региона. Кроме того, весомым взносом в урегулирование со стороны ЕС могло бы стать подписание Румынией Договора о дружбе и сотрудничестве с Молдавией (Переговоры по базовому политическому договору и соглашению о государственной границе Молдавия и Румыния безуспешно ведут с 1995 года. При этом официальный Кишинев выступал за скорейшее подписание этих документов и называл отсутствие данных соглашений главным препятствием для нормализации отношений между странами. В свою очередь, президент Румынии
Правительство Украины должно было бы принять меры, которые бы сделали невозможным незаконные операции украинских компаний, чья деятельность связана с Приднестровским регионом. Украина может в дальнейшем внедрять с помощью миссии EUBAM наилучшие европейские практики в сфере интегрированного управления украино-молдавской границей. Существует необходимость скорейшего завершения демаркации центрального участка украино-молдавской границы (30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины
Соединенные Штаты должны были бы повысить приоритетность приднестровского вопроса в рамках политики "перезагрузки" с Россией с целью выполнения последней Стамбульских договоренностей и активизации переговорного процесса в формате "5+2". Вашингтон должен способствовать демократическим и экономическим реформам в самой РМ с целью увеличения привлекательности Кишинева в глазах Тирасполя".
Справка ИА REGNUM: С июня 2010 года, когда президентом РФ
Заявление Медведева после встречи с лидерами Франции и Германии в октябре 2010 года, в котором он назвал де-факто участвовавшую в агрессии против Приднестровья Румынию "стороной", от которой в том числе зависит успех переговоров по Приднестровью, было сделано через неделю после визита Меркель в Бухарест, где она призвала румынское руководство содействовать молдавско-приднестровскому урегулированию и назвала "взаимным" интерес Берлина и Бухареста в этом вопросе. В Молдавии и Румынии заявление Медведева было воспринято как приглашение "поучаствовать" в урегулировании конфликта на Днестре. После чего о своем желании "поучаствовать" в этом процессе заявили также Италия и Польша.
Ни Германия, ни прочие упомянутые "участники" не входят ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, а ЕС имеет лишь статус наблюдателя в "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию".