В Киеве 1 июня состоялась презентация исследования "Сценарии приднестровского конфликта. Вызовы европейской безопасности", проведенного украинским Институтом мировой политики (ИМП), передает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщила директор Института мировой политики Алена Гетманчук, вероятность реализации каждого сценария в ближайшие пять лет определена по 10-балльной системе на основе среднего арифметического сводных оценок 32 опрошенных специалистов по приднестровскому урегулированию из Украины, Молдавии, России, стран ЕС и США. Проект осуществлен при поддержке Международного Вышеградского фонда и Черноморского траста регионального сотрудничества - проекта немецкого фонда им. Маршалла. Партнерами Института мировой политики выступили общественные организации и аналитические центры четырех стран - Польши, Словакии, Венгрии, Чехии.

По ее словам, эксперты считают наиболее вероятными сценариями развития событий вокруг приднестровского конфликта в ближайшие пять лет - сохранение "статус-кво" и урегулирование по российскому сценарию путем реализации так называемого Плана Козака-2.

В целом рейтинг выглядит следующим образом: сохранение "статус-кво" (вероятность реализации сценария 8,0); урегулирование по российскому сценарию путем реализации так называемого Плана Козака-2 (8,0); европеизация Приднестровья (5,5); включение Приднестровья в состав России (1,5); международный протекторат в Приднестровье (1,3); присоединение Приднестровья к Украине (1,2); возобновление горячей фазы конфликта (1); признание независимости Приднестровья (0,5).

"Исследование является своеобразным указателем для правительств, которые пытаются решить конфликт", - заявила Гетманчук. В выводах по результатам работы говорится:

"Два наиболее достоверных сценарии развития ситуации в Приднестровье в следующие пять лет выглядят следующим образом: или сохранение нынешнего "статус-кво", или урегулирование конфликта на основе модифицированного российского плана урегулирования. При этом, нужно осознавать, что само понятие "статус-кво" на сегодня является достаточно условным, поскольку ситуация находится в постоянном развитии как на правом, так и на левом берегу Днестра. Относительно России, то ее шансы реализовать план урегулирования, который бы де-факто дублировал так называемый "План Козака", не являются высокими. Москве, скорее всего, придется учесть замечания и предложения других сторон и участников переговорного процесса, в частности ЕС (Германии).

Сценарии, предложенные Институтом мировой политики, являются достаточно ориентировочными. Некоторые из них не взаимоисключают дург друга и могут происходить или параллельно, или последовательно. Например, европеизация Приднестровья, которая возможна лишь в средне- и долгосрочной перспективе, может происходить параллельно с сохранением "статус-кво" или реализацией российского (российско-европейского) плана урегулирования.

Вероятность сценариев, которые бы подорвали территориальную целостность и суверенитет Молдавии - в частности, независимость Приднестровья, присоединение Приднестровского региона к Украине или России, является крайне низкой; однако, стоит заметить, что элементы таких сценариев имеют шансы на реализацию. В частности, если присоединение Приднестровья к России является маловероятным, то элементы так называемой свободной ассоциации по примеру Пуэрто-Рико и США де-факто имеются уже сегодня.

Вероятность возобновления горячей фазы конфликта близка к нулю".

Институт мировой политики также предлагает некоторые рекомендации и пакет компромиссов, на которые могли бы пойти участники переговорного процесса. Предполагается, что реализация этих компромиссов и рекомендаций могла бы стать платформой для окончательного урегулирования приднестровского конфликта по принципу "малых шагов". Отмечается, что основные компромиссы должны осуществить непосредственные стороны конфликта - Тирасполь и Кишинев. Институт мировой политики предлагает следующее:

"Приднестровье должно отказаться от антизападной (антиевропейской) риторики. Руководству Приднестровья стоило бы согласиться на участие в общих с Кишиневом рабочих группах по образовательным и военным вопросам. Также Тирасполь должен упразднить существующую сейчас 100-процентную пошлину на ввоз товаров из Молдавии (данная мера является ответом на введенные 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке ЕС, в нарушение подписанного в т.ч. и Киевом Меморандума 1997 года, предусматривающего свободу внешнеэкономической деятельности ПМР, действующие до сих пор правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM). Приднестровье должно упразднить несанкционированно установленные таможенно-пограничные посты в пределах зоны безопасности.

Молдавии рекомендуется принять законодательство, которое бы гарантировало права действующих владельцев приднестровских предприятий и делало бы невозможной реприватизацию упомянутых объектов. Решение этого вопроса увеличило бы количество сторонников реинтеграции РМ среди российского истеблишмента, а также среди представителей приднестровского бизнеса. Представители Приднестровского региона могли бы быть включены в состав переговорной группы РМ относительно заключения соглашения о зоне свободной торговле Молдавия-ЕС и упрощения визового режима с ЕС.

Выполнение Россией Стамбульских обязательств стало бы реальным доказательством преданности Москвы делу урегулирования. Идет речь, в частности, об активизации процесса вывоза/утилизации боеприпасов, а также о согласии на трансформацию нынешней миротворческой миссии в "мирогарантийную" под эгидой ОБСЕ в процессе урегулирования (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования."Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM). РФ могла бы инициировать разработку нового плана урегулирования приднестровского конфликта в рамках формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) с привлечением к нему конструктивных элементов из так называемых "плана ОБСЕ", "плана Козака" и "плану Ющенко" (предполагавшему предоставление Приднестровью статуса автономии в составе Молдавии, разоружение приднестровской армии и замену российских миротворцев на украинских - прим. ИА REGNUM).

ЕС рекомендуется создать отдельный реинтеграционный фонд, в рамках которого осуществлялось бы финансирование общих проектов Кишинева и Тирасполя, вместо непосредственной передачи средств под конкретные проекты правому берегу Молдавии. ЕС мог бы рассмотреть вопрос относительно открытия кредитных линий для предприятий Приднестровья с целью недопущения превращения региона в депрессивный. Кроме того, Брюссель мог бы пересмотреть список приднестровских руководителей, которым запрещен въезд в ЕС, отменить запрет на выдачу виз отдельным лидерам Приднестровского региона. Кроме того, весомым взносом в урегулирование со стороны ЕС могло бы стать подписание Румынией Договора о дружбе и сотрудничестве с Молдавией (Переговоры по базовому политическому договору и соглашению о государственной границе Молдавия и Румыния безуспешно ведут с 1995 года. При этом официальный Кишинев выступал за скорейшее подписание этих документов и называл отсутствие данных соглашений главным препятствием для нормализации отношений между странами. В свою очередь, президент Румынии Траян Бэсеску неоднократно заявлял, что Бухарест не усматривает необходимости в подписании договора о границе и базового договора с Молдавией, поскольку данный формат документов, по его мнению, является "устаревшим", а также, что подписание этих документов сделает его "партнером Молотова и Риббентропа". Тем не менее, после состоявшегося в октябре 2010 года визита в Бухарест канцлера Германии Ангелы Меркель, указавшей Бухаресту на необходимость подписания договора о границе с Молдавией, премьер-министр Молдавии Владимир Филат и глава МИД Румынии Теодор Баконски 8 ноября подписали Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. В то же время в Бухаресте заявили, что подписание договора о границе не означает признания этой границы, однако под давлением Франции, пригрозившей закрыть для Румынии путь в Шенген, Бухарест заявил, что признает границу с Молдавией, что, однако, не убедило Францию, Германию, Финляндию и Нидерланды, которые потребовали отсрочки намеченного на весну 2011 года вступления Румынии в Шенген. В самой Молдавии подписанный Филатом и Баконским договор был назван представителями противоположных политических лагерей юридически неполноценным, неконституционным, техническим соглашением, а статус подписантов не соответствующим соглашению подобного уровня. В молдавских СМИ, в частности, фигурировало определение "предвыборная филькина грамота". 27 мая 2011 года глава МИД Румынии Теодор Баконски на совместной с главой МИД Молдавии Юрием Лянкэ пресс-конференции в Кишиневе заявил, что Румыния не намерена подписывать Базовый политический договор с Молдавией, считая подобные документы "устаревшими" - прим. ИА REGNUM).

Правительство Украины должно было бы принять меры, которые бы сделали невозможным незаконные операции украинских компаний, чья деятельность связана с Приднестровским регионом. Украина может в дальнейшем внедрять с помощью миссии EUBAM наилучшие европейские практики в сфере интегрированного управления украино-молдавской границей. Существует необходимость скорейшего завершения демаркации центрального участка украино-молдавской границы (30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко начала свою деятельность миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года в интервью радиостанции "Свободная Европа" руководитель миссии EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии. Буркхолдер также опроверг тиражируемую молдавскими СМИ информацию о существовании масштабной контрабанды, в том числе оружия, из Приднестровья - прим. ИА REGNUM).

Соединенные Штаты должны были бы повысить приоритетность приднестровского вопроса в рамках политики "перезагрузки" с Россией с целью выполнения последней Стамбульских договоренностей и активизации переговорного процесса в формате "5+2". Вашингтон должен способствовать демократическим и экономическим реформам в самой РМ с целью увеличения привлекательности Кишинева в глазах Тирасполя".

Справка ИА REGNUM: С июня 2010 года, когда президентом РФ Дмитрием Медведевым и канцлером ФРГ Ангелой Меркель был подписан Меморандум о создании комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, Германия де-факто превратилась в одного из ключевых участников молдавско приднестровского урегулирования, а в германских СМИ появились публикации, в которых утверждалось, что Евросоюз "наградит" Россию за вывод войск из Приднестровской Молдавской Республики безвизовым режимом. Тема "торга" между РФ и ЕС - Приднестровье в обмен на безвизовый режим - была тогда сразу же поддержана СМИ Молдавии, Румынии и Польши.

Заявление Медведева после встречи с лидерами Франции и Германии в октябре 2010 года, в котором он назвал де-факто участвовавшую в агрессии против Приднестровья Румынию "стороной", от которой в том числе зависит успех переговоров по Приднестровью, было сделано через неделю после визита Меркель в Бухарест, где она призвала румынское руководство содействовать молдавско-приднестровскому урегулированию и назвала "взаимным" интерес Берлина и Бухареста в этом вопросе. В Молдавии и Румынии заявление Медведева было воспринято как приглашение "поучаствовать" в урегулировании конфликта на Днестре. После чего о своем желании "поучаствовать" в этом процессе заявили также Италия и Польша.

Ни Германия, ни прочие упомянутые "участники" не входят ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, а ЕС имеет лишь статус наблюдателя в "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию".