Азербайджан стал полноправным членом Движения неприсоединившихся стран. В своем выступление на 16-ом пленарном заседании глав внешнеполитических ведомств стран-членов Движения неприсоединения на острове Бали министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил: "Азербайджан всегда был местом толерантности и совместного проживания различных религий, этнических групп и философий. Являясь мостом между культурами и активным членом группы дружбы Альянса цивилизаций, Азербайджан чувствует на себе ответственность за опирающийся на взаимное уважение и взаимопонимание диалог между религиями и культурами. Мы должны находить новые пути и средства для реализации более эффективного Движения, которое будет в состоянии реагировать на стремительно изменяющийся международный климат".
В отличие от прежних заявлений МИД Азербайджана - это качественно новое позиционирование Баку в международной политике в целом, и в Закавказье, в частности. В то же время это разворот на 180 градусов во внешней политике. Напомним, что в Концепции национальной безопасности 2007 года Азербайджана указано, что стратегическая цель Баку - интеграция в евроатлантическое пространство. А основной институт этого пространства - НАТО. В то же время, как отмечает председатель Ассоциации атлантического сотрудничества Сульхеддин Акбер, смену курса Баку можно было предполагать уже в 2010 году, когда в разработанной военной доктрине взаимоотношениям Азербайджана c НАТО было уделено незаметное место. Поэтому внешне выглядят загадочными те обстоятельства, которые подтолкнули Баку в столь решительным шагам. Отсюда - разнобой в толкованиях ситуации со стороны многих бакинских политологов. Хикмет Гаджи-заде, к примеру, считает, что "этот шаг рассчитан на предотвращение давления на Азербайджан со стороны России и Ирана". При этом утверждается, что присоединение к Движению неприсоединения якобы "не дает Азербайджану никаких преимуществ в урегулировании Карабахской проблемы". А по словам военного эксперта Узеира Джафарова, "своей политикой Азербайджан нанес удар по всему, что было сделано до сих пор в русле сотрудничества с НАТО".
Это утверждение во многом соответствует истине, ведь на Западе развитие военно-технического сотрудничества Азербайджана с Турцией воспринималось именно в контексте будущего членства Баку в НАТО. При этом Баку и Ереван практически работали с НАТО по одним программам Но Армения - член ОДКБ, что создает убеждение в ее союзнических и стратегических отношениях с Россией. Теперь такая ситуация может измениться. Тем более, что Азербайджан пытается создать новый политико-дипломатический плацдарм, с которого можно было бы начать новое политико-дипломатическое наступление в сторону урегулирования карабахского конфликта.
Более того, предложенный Баку ход событий неизбежно выводит на выстраивание в Закавказье новой системы не только региональной безопасности, но и более свободной маневренности, как в сторону Запада, так и России. Что касается России, то, пожалуй, впервые за годы своей независимости, у Баку появляется реальный шанс если не выдавить Ереван с московской политической площадки, то заставить его заметно потесниться. Почему? Дело в том, что в последнее время Запад предпринял ряд шагов в сторону поисков выхода из карабахского лабиринта, но по своему сценарию. Госсекретарь США Хиллари Клинтон провела встречу с сопредседателями Минской группы, приняла в Вашингтоне министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. По логике, аналогичного приема должен был удостоиться и глава МИД Азербайджана, если речь идет о стремлении примирить обе конфликтующие стороны. Но такого не произошло. В июле в регион планирует совершить визит президент Франции Николя Саркози. При этом неизвестно, посетит ли он Азербайджан. Одним словом, Запад стал "тянуть одеяло на себя", в то время как, считает депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков, "наибольшими возможностями по приведению конфликтующих сторон к компромиссу по-прежнему располагает Москва".
Проблема в серьезных нюансах и в деталях. Заместитель госсекретаря США Филипп Гордон, выступая на слушаниях комитета по внешним связям Сената по поводу мирных переговоров по нагорно-карабахскому конфликту, заявил, что "пришло время завершить, утвердить основные принципы, и подготовить проект мирного договора". Речь идет, прежде всего, об активизации деятельности в формате Минской группы ОБСЕ. В то же время Гордон дал открыто понять, что такая политика осуществляется: с одной стороны, "для оказания помощи Азербайджану и Армении в решении нагорно-карабахского конфликта мирным путем", с другой - "с учетом перспектив сотрудничества США-ЕС на кавказском и иранском направлениях". На Кавказе у США и ЕС опорной точкой пока остается Грузия. Армению соблазняют возможностью провести карабахское урегулирование в соответствии с принятыми в ЕС - а не в ООН - нормами международного права. Что же касается Азербайджана, то США не раз пытались использовать его территорию для определенных действий на южном направлении. Но не только это. "В кавказском регионе мы многое привели к продвижению, - констатировал Гордон. - Однако территориальные споры и необходимость осуществления важных политических и экономических реформ создают серьезные препятствия большей стабильности".
Говоря иначе, Запад усматривает главную причину в том, что, Азербайджан и Армения не желают идти по предписываемому им сценарию проведения демократических реформ из-за проблем Карабаха. Однако Азербайджан, имея уже за плечами многолетний опыт сотрудничества с тем же Западом, опасается оказаться в ловушке, как это произошло, к примеру, с подписанием цюрихских протоколов по нормализации отношений Армении с Турцией. И при этом потерять Карабах. Неслучайно министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, выступая в парламенте, заявил, что "Азербайджан должен согласиться с мнением международного сообщества о том, что вопрос статуса Нагорного Карабаха должен решить карабахский народ путем имеющего правовой статус плебисцита". По его словам, "именно вокруг этого вопроса сейчас идут переговоры, и именно к этому власти Азербайджана должны готовить свое общество".
Так складывается новая политико-дипломатическая интрига, завязанная на детали и проволочки в предстоящей дипломатической дуэли в процессе работы над мирным соглашением по Карабаху. При этом велика вероятность того, что Россию будут постепенно выводить из "игры", поскольку в случае достижения соглашения по Карабаху по предложенному сценарию посредническая миссия президента России Дмитрия Медведева будет объявлена исчерпанной. Именно для того, чтобы сохранить серьезные рычаги влияния за Россией, Азербайджан, как отмечает Расим Мусабеков, демонстрирует готовность продлить совместное использование Габалинской РЛС, стал членом Движения неприсоединения, держит паузу в принятии решения о своем участии в проект NABUCCO. Так что заявление группы сопредседателей стран-членов ОБСЕ в Довиле по Карабаху является всего лишь дипломатическим прикрытием намечающейся операции. Очевидно пока только то, что перед саммитом в Казани Медведев - Алиев - Саргсян именно у азербайджанской стороны оказывается в руках немало "козырных карт". Так что новая игра в Карабахе еще только начинается.