Николай Малишевский: Оптимизация системы управления по-белорусски: кто и как готовит "белорусскую элиту"
Вопрос подготовки и качества управленческих кадров в Белоруссии сегодня можно свести к дилемме: учиться выпрашивать кредиты на стороне или оптимизировать свою систему управления, чтобы снижать затраты, не влезая в долги. Мозгами своей элиты. По-моему, эффективный управленец - это тот, кто постоянно учится и может с минимальными затратами ресурсов получить максимально качественный результат своей работы. Элитное (качественное) управление базируется на полноте знаний. Это в теории. А на практике - кому интересен результат, если ценят не за него, а за умение заглянуть в зубы начальнику? О какой элите можно вести речь?
Возьму для примера Академию управления при Президенте РБ, играющую особую роль и в политической системе, и в системе высшего образования Белоруссии (не исчерпывающуюся обучением студентов), которой я отдал 6 лет из своих 34. Вся государственная служба, фактически костяк власти от министров до самых "маленьких" чиновников, проходит в стенах Академии подготовку и переподготовку. В общем, Академия должна готовить управленческую элиту республики.
Мне приходилось читать лекции примерно в десятке ВУЗов. Как люди стремятся овладеть знаниями, и какое отношение они имеют к грамотному управлению/руководству, знаю не понаслышке. Знаю и то, что даже в первобытном обществе продвижение во власть шло не на основе личностных предпочтений и выборных процедур, а через: А) освоение знаний (передаваемых предшественниками) о способах управления социумом (а не изучение теорий о таком управлении) и Б) освоение навыка осуществления прогноза. Несмотря на то, что знания об управлении передавались, этот навык будущим управленцам необходимо было освоить самостоятельно. Это оСВОЕние - то, что обязан сделать лично осваивающий - было, по сути "экзаменом на профпригодность". Критерий идентификации - не анкетные данные и блат, а развитость у потенциального управленца чувства меры на основе нравственности еще в подростковом возрасте. Проще говоря, значимо ЧТО делает руководитель для улучшения жизни людей и КАК он это делает/управляет, с каким качеством, а не чьим фаворитом является и какой КЛАН представляет. В древности таких подростков готовили, чтобы затем "назначать" на руководящие должности, уже с 7-14 лет (Подробнее см.: Тейлор Э. Первобытная культура. - М., 1989).
Но это было в древности, в первобытном обществе. А сегодня порой просто речь отнимается - такое впечатление, что для того, чтобы руководить, ума много не надо. Многим учащимся по большому счету наплевать на учебу, зато они убеждены, что они элита и будут руководить этим народом.
Проблемами никто всерьез не занимается и мер никаких не предпринимает. Зато многочисленные начальники все время что-то рассматривают, разбирают, стандартизируют, нахваливают себя, совещаются, гоняют на эти совещания подчиненных. Выехать в район в командировку порой проблема, никто из преподавателей не хочет. В Москву не пускают - чему там учиться? Зато за границу, на халяву, десятками, скопом. В Швецию, в Польшу (за счет американцев)... Что их там исследуют, изучают как кроликов, никого не смущает - наоборот, так и смеются над этим - знай ЦРУ наших. Или, для экзотики, почему бы не прокатиться (за счет белорусов), например, в Индию, Японию, или Корею? Недельки на две. Приезжают из далеких краев с глубокой мыслью, что мы и так лучше всех. И все у нас есть, и талант, и талантливые управленцы. И студенты у нас самые умные и элитные.
Только почему-то в регионах выпускников Академии управления при Президенте не спешат брать на работу. Да и качество учебного процесса растет не в ту сторону пропорционально бурной деятельности многочисленных "руководящих" (на 12 работников кафедры 15 начальников), "проверяющих" (боящихся реальных результатов своих проверок больше чем проверяемые), "контролирующих" структур, разросшихся в последние годы.
Учащиеся порой не знают элементарных вещей, заявляя, например, на сдаче зачета, что в декабре 1991 года СССР развалили "Горбачев, Ельцин и Александр Григорьевич"; студент-юрист 5-го года обучения не знает, какое отношение Совет министров имеет к исполнительной власти, зато знает, что будет работать в облисполкоме и т.д. Самые забавные ответы, если учесть, что Академия при президенте, касаются института президентства. Тут и президент входит в законодательно-распорядительную власть, и палата представителей входит в институт президента, и управление и регулирование государства - это то, чем занимается президент и т.п. Взрослые управленцы тоже порой не отстают: институт президентства создает управленческие кадры для страны (как вариант: готовит для дальнейшей работы), конституция - это свод законов, парламент - это какой-то орган управления и т.п.
Не думаю, что симбиоз поколения пенсионеров (самые "перспективные" - перевалившие 70-летний рубеж специалисты по марксизму-ленинизму) и "детишек" ничего не знающих и знать не желающих - это лучший для Белоруссии вариант управленческой элиты. Особенно в нынешней ситуации. Да и шутки "у нас не кадры решают все, а в кадрах решают все", "в советское время власть портила людей, а теперь к власти приходят уже готовые кадры", мне уже не кажутся забавными. Особенно если слышу их в отделе кадров.
Пока одни чиновники с трудом выпрашивают кредиты для республики, другие вытягивают из республиканского бюджета колоссальные средства на проекты, за которыми ничего реально не стоит. Пример - "сверхинновационный" проект некоего дистанционного (!) обучения идеологии и государственному управлению, где формой (возможностью передачи информационных сигналов) пытаются подменить суть (что за сигналы или чему, собственно, учить будем).
Главный теоретик в идеологической сфере и двигатель подобных проектов - 1-й проректор президентской Академии управления А.В. Ивановский, в прошлом соратник "Беларускага згуртавання вайскоўцаў"
Согласно "Плану научно-исследовательских и инновационных работ"" Академии в 2011 году, только за этот год и только по одному из пунктов, "ожидаемым результатом которого" являются "рекомендации по формированию системы непрерывного образования идеологических работников", "модель организации идеологической работы как основы государственного строительства в Беларуси" и т.п., Ивановский, как "научный руководитель" проекта, хочет из бюджета более 970.000.000. Почти миллиард. И это лишь по одному из десятков пунктов! Такой вот недешевый национал-патриотизм с идеологической подоплекой, что впору вечными ценностями обзаводится. Недвижимостью, например.
В рамках какой науки ведет "исследования" на миллиарды под руководством Ивановского и проч. структура Академии, гордо именуемая "НИИ теории и практики государственного управления"? В рамках какой знаковой системы? Терминологические модели какой науки использует? Лингвистики? Кибернетики? Археологии? Да и вообще, на основе какой науки существует сам НИИ ТПГУ? Как ни смешно, но ответа на эти простые вопросы нет до сих пор. Разве что задавшую их кафедру идеологии и политических наук срочно решили ликвидировать, т.к. она мешает уже самим фактом своего существования, поскольку действует в соответствии с законодательством и образовательными стандартами. А зачем сильно заморачиваться отсутствием какой-то там науки и идеологии, если Россия кредиты дает? И кому какое дело, что дистанционное обучение и государственное управление - это не одно и то же? Мы ведь не какие-то там азиаты, а европейцы центра Европы и такие продвинутые технократы, что все могём, с таким-то потенциалом [2].
Правда, технократический подход тоже предполагает оперирование конкретными научными специальностями. Даже если бы они были, то какое отношение имеют к Академии управления? В ней же должны заниматься не техническими системами и робототехникой.
В общем, остается только уповать на чудо, которое напомнит белорусским управленцам, что современная теория несет на себе отчетливый отпечаток "инженерного" происхождения, генезиса как науки, первоначально сугубо технической. И именно отсюда вытекает такое заблуждение технократизма, мешающее понять суть реального политического управления, как перенос на социальные системы представления об управлении как о "гомеостатической машине". Для технических систем это оправдано: целью их создания, в конечном счете, всегда является общественная польза, поддержание динамического равновесия (если цель не достигается, то соответствующий механизм чинят или заменяют другим), т.к. "робот не может умышленно наносить вред человеку". В естественных системах (человек, социум, государство) дело обстоит иначе. Здесь подмена сущности управления его целью (точнее, даже не целью, а просто неизвестно чем) становится неоправданной, поскольку если решать все будут не кадры, а в кадрах, да еще дистанционно, по технократическому наитию, никаких кредитов может просто не хватить.
кандидат политических наук,
заведующий кафедрой идеологии и политических наук
Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Примечания:
[1] Цитата из российской прессы об истоках "Беларускага згуртавання вайскоўцаў": "...в "Независимой газете" за 18 января 1992 г. можно ознакомиться с интервью председателя "Белорусского Объединения Военных" (БОВ) Николая Статкевича. "...Мы боимся, - делится он с корреспондентом НГ, -... в России к власти могут прийти люди, которые попытаются Идею о единстве Беларуси и России реализовать на практике. А это для нас равносильно смерти, потому что без независимости как этносу белорусам сохраниться уже не удастся".
Обратите внимание, читатели, на это красноречивое "КАК ЭТНОСУ БЕЛОРУСАМ". И на то, что Статкевич настаивает: "Мы не политическое, патриотическое движение". БОВ, следовательно, есть патриотическая, этническая (предположить, что в БОВ будут допущены русские, я не решаюсь) организация военных и бывших военных, ставящая своей целью защиту белорусов как этноса. Извините, господин Статкевич, но характеристика, которую вы сами дали вашей организации, в точности соответствует характеристике SA и SS, осужденных на Нюрнбергском процессе как расистские криминальные организации...
...Белорусы как этнос не только не исчезали, но плодились себе и размножались. Разумеется, трудно сказать, сколько этнически чистых белорусов живет в Белоруссии. И кого считать белорусом? Подобными исследованиями после кончины господина Гитлера никто не занимается.
Получается, что БОВ лезет сохранять белорусов, которые сохраняют себя сами. Неизвестно, все ли белорусы хотят, чтобы их сохраняло БОВ? И как, интересно, организация собирается это делать? Сохранение этноса требует большого аппарата хорошо организованных людей и жесткой дисциплины. Вооруженные члены БОВа будут следить за тем, чтобы белорусы не смешивались в браках с другими этносами? Предположим. А что станет делать БОВ с уже смешанными парами? А с их детьми: белорусо-украинцами или руссо-белорусами? Все это было бы смешно, когда бы не мороз по коже. Даже в суровые годы сталинизма никому не пришло в голову организовывать биологию, навязывать выбор партнеров в браке, контролировать народы этнически...
Интервью с боевитым господином Статкевичем, впрочем, начинается с невинной, модной в наши дни декларации "наше движение ставит своей целью защиту демократии и независимости Беларуси". Однако кончается оно ледяной фразой: "...тогда мы будем считать себя вправе совершать любые действия". Господин не уточняет, когда..." ("Советская Россия" от 17.03.1992, "Независимая газета" от 18.01.1992).
[2] Цитата: "Две золотые и одиннадцать серебряных медалей получили разработки Белорусского государственного университета на конкурсе "Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка" в рамках XVII Международной выставки-конгресса "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции" (Hi-tech), прошедшей в Санкт-Петербурге с 15 по 17 марта. "Золото" получили специализированный тренажер для повышения полового потенциала и общего оздоровления - вибромеханотренажер "Иппо-2" и робот-манипулятор для нанесения пенополиуретановых уплотнителей по классу IР-65" (http://www.bsu.by от 22.03.2011).