Станислав Тарасов: Габалинская РЛС перестает быть "яблоком раздора" между Москвой и Баку
В ближайшее время ожидается проведение переговоров с участием представителей министерств обороны России и Азербайджана по продлению срока аренды после января 2012 года Габалинской радиолокационной станции (РЛС). По многим признакам, в отличие от прежних времен, эти переговоры не будут сопряжены с какими-либо острыми сюжетами. Как заявил азербайджанский военный эксперт, полковник-лейтенант
Габалинская РЛС была сдана в эксплуатацию в 1985 году. Это - одна из 8 станций противоракетного комплекса бывшего СССР, позволяющая контролировать территорию в радиусе 6000 км (включая Иран, Турцию, Индию, Ближний Восток, а также Индийский океан и часть континента Австралии). Считается, что станция определяет траекторию полёта ракет с ядерной боеголовкой и средней дальностью действия - с момента их запуска. С точки зрения военно-стратегической, Габала сохраняет стратегическое значение в качестве подстраховывающей станции. К тому же ее обслуживают российские военные и в случае необходимости ее можно быстро модернизировать с учетом ввода новых требований.
Неслучайно
С одной стороны, принадлежащая Азербайджану Габалинская РЛС может стать объектом совместного российско-американского использования, если только будет достигнута договоренность по созданию совместных систем ПРО. Тогда это будет означать потенциальное стремление Москвы и Вашингтона к укреплению стабильности и безопасности в этом регионе. С другой - как не крути, но благодаря Габале на территории Азербайджана находится контингент российских военнослужащих. Поэтому согласие Баку на продление аренды РЛС, перевод в техническую часть переговорного процесса ранее обозначенных экологических проблем, является позитивным синдромом. Точно также, как и отказ России от перебазирования на расположенные на своей территории более современные РЛС (Армавирская РЛС). В таком случае Азербайджан либо выпадал бы из создаваемой новой системы глобальной безопасности, что неизбежно вело бы его к его геополитической маргинализации, либо вынужден был уступить ее Западу.
Но во имя чего? Тем более, что за плечами Баку неудачные многолетние попытки решить проблему Карабаха на западной "площадке". Москва же дает понять, что придает важное значение военно-техническому сотрудничеству с Баку. Тем более, что из азербайджанской переговорной повестки дня снят "злой" тезис: "Мы вам Габалу - вы нам Карабах".
Отметим в этой связи еще один важный момент, серьезно влияющий на политику Баку. Как считает директор Джеймстаунского фонда Глен Ховард, кавказская война августа 2008 года "продемонстрировала мощь России как регионального игрока, особенно по сравнению с войнами в Чечне в 1990-х годах". А по мнению профессора Университета Кент в Шотландии Роджера Макдермотта, политическое руководство России стало более активно реагировать на внешние факторы безопасности: реформируя военные силы, Москва превращается в глобального игрока наравне с
Поэтому Азербайджан начинает постепенно тяготеть к российскому политическому пространству. Но не без некоторого расчета. В этой связи некоторые азербайджанские политологи находятся в состоянии предвкушения "возможной ошибки", которую может допустить Ереван в своей внешней политике. Речь идет о заметном вводе Армении в формулу новых - пока не совсем очевидных - западных политико-дипломатических инициатив. Стало, к примеру, известно, что на вторую половину 2011 года намечен визит в Армению президента Франции Николя Саркози, с чем некоторые армянские и французские эксперты связывают "грядущие региональные трансформации".
Отметим и то, что Вашингтон с визитом посетит и министр иностранных дел Армении
Одним словом, Запад, почувствовав, что стал заметно терять инициативу на азербайджанском направлении, пытается вернуть позиции в регионе через Ереван. Вот почему переговоры между Москвой и Баку по продлению сроков аренды Габалы будут проходить без политических истерик. Это - действительно серьезный признак каких-то перемен в Закавказье.