Перспектива размещения элементов американской ПРО стала для России неожиданностью, хотя об этом было известно давно. Об этом 17 мая корреспонденту ИА REGNUM заявил старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук Пётр Искендеров.

По его словам, когда осенью 2009 года президент США Барак Обама отказался от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, в российской дипломатии появилась определенная необоснованная эйфория. Эксперт отметил, что тогда налицо была переоценка значимости этого факта, говорилось даже о договоренности между США и Россией, "о некой комбинации, согласно которой Россия соглашалась на определенные уступки по Ирану, в ответ на которые Барак Обама решил отказаться от прежних планов по ПРО".

"Но ситуация была намного проще. Во-первых, Обаме нужно было показать, что он проводит иную политику, нежели его предшественник Джордж Буш. Во-вторых, стоял вопрос финансового обеспечения проекта в условиях разгоравшегося финансового кризиса. Радар в Чехии и противоракеты в Польше действительно были слишком дорогостоящими объектами. Но уже тогда, в заявлении Барака Обамы можно было заметить, что речь идет не об отказе от программы ПРО, и даже не об отказе от размещения ее элементов вблизи границ России. Просто ставка была сделана на более новые и более эффективные и недорогостоящие элементы. В частности, на установки мобильного базирования, которые можно размещать на кораблях, и установка которых на земле не будет сопровождаться значительными затратами", - заявил он.

Искендеров напомнил, что еще в то время назывались возможные районы размещения объектов: Турция, корабли в Персидском заливе и восточном Средиземноморье, Румыния и те же Польша и Чехия. Эксперт отметил, что районы оставались те же, просто несколько сдвигались сроки размещения - не к 2012 году, а 2015 году. "В этом вопросе Пентагон не открыл никакой Америки. Обама реализует ту же программу что и Джордж Буш и Рональд Рейган, просто нынешний президент внес в нее некоторые коррективы, продиктованные, в первую очередь, финансовой составляющей", - заявил он.

Эксперт назвал негативную реакцию России в ответ на планы по размещению ПРО в Румынии обоснованной в том плане, что в "этом есть угроза российским интересам". Он подчеркнул, что речь не идет о том, что эти объекты размещаются для того, чтобы готовиться к войне против России, "проблема в том, что они теоретически могут использоваться для того, чтобы США попытались взять под контроль российский ракетно-ядерный потенциал". "Этого достаточно, чтобы видеть в этом, по крайней мере, недружественный акт. Но реакция российской стороны была неадекватной в том плане, что это стало неожиданностью для России, и сейчас мы заговорили о том, что из-за этого мы готовы выйти из нового договора по СНВ. В принципе, эти два компонента нельзя противопоставлять. Речь идет о продолжении американцами прежней политики. Им нужен был договор об СНВ, чтобы иметь какие-то правовые рамки, в которых США и Россия будут взаимодействовать в вопросе стратегического наступательного вооружения. ПРО - это несколько другое. От нее никто не собирался отказываться? и вопрос размещения ПРО в Румынии, в других странах - это вопрос, который США считают своим внутренним делом, онии могут искренне удивляться тому, почему Россия негодует, хотя об этом было давно заявлено", - отметил он.

Пётр Искендеров также не понимает, о каких правовых гарантиях ненаправленности развертываемой США в Европе противоракетной системы против России может идти речь. "У России и США есть договор, касающийся СНВ. Что касается ПРО, то тут изначально существовали расхождения в оценках сторон. СНВ - это проблема России и США. ПРО, как говорят в Вашингтоне, направлена против Ирана. Поэтому, заключение какого-то другого российско-американского договора о ненаправлении объектов ПРО друг на друга выглядит довольно странно. Следовательно, все будет зависеть не от каких-то юридических гарантий, а от атмосферы доверия, которая существует между Россией и США, больше не от чего", - заявил он.

Эксперт уверен, что в нынешних условиях нестабильности в мире, событий в Северной Африке, на Ближнем Востоке и продолжающей развиваться ядерной программой Ирана США не откажутся от планов по размещению ПРО в Европе. Искендеров считает, что планы по созданию ПРО должны стать темой для обсуждения между представителями России и США на различных саммитах, экспертных встречах с тем, чтобы появилась какая-то уверенность, что планы ПРО находятся под контролем, чтобы не было никаких неожиданностей.

"Нынешняя реакция России показывает, что для российской стороны перспектива размещения объектов ПРО в Румынии стала неожиданностью, хотя никакой неожиданности в этом нет", - подчеркнул эксперт. Как сообщало ИА REGNUM, 3 мая президент Румынии Траян Бэсеску сообщил, что Румыния и США договорились о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в румынском уезде Олт на юге страны. В ответ на это МИД РФ заявил, что "планируемая система ПРО может создавать в будущем риски для российских стратегических сил ядерного сдерживания". "В этой ситуации еще более актуальным становится получение от США юридических гарантий ненаправленности развертываемой ими в Европе противоракетной системы против стратегических ядерных сил России", - отмечается в комментарии МИД РФ. Заместитель главы МИД России Сергей Рябков заявил 16 мая, что дальнейшее развертывание США элементов ПРО в Европе оставляет за Россией право выйти из СНВ-3.

Справка ИА REGNUM: Решение о согласии Бухареста разместить на румынской территории элементы американской системы ПРО было принято Высшим советом по обороне Румынии 4 февраля 2010 года. С тех пор в Бухаресте прошло шесть раундов двусторонних переговоров по вопросу участия Румынии в американской системе ПРО, по итогам которых стороны перешли к обсуждению конкретных мест размещения на румынской территории элементов ПРО США. На территории Румынии предполагается размещение ракет-перехватчиков SM-3 типа Block 1B, которые смогут функционировать к 2015 году.