Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян принял специального посланника президента Исламской Республики Иран, заместителя министра иностранных дел Мохаммад-Резу Рауфа Шейбани. Стороны, как сообщают армянские информационные агентства, "обсудили динамично развивающиеся отношения между Арменией и Ираном". Однако похоже, что в центре главного внимания на встрече в Ереване находилась все же проблема карабахского урегулирования. Неслучайно посольство ИРИ в Армении выступило со специальным заявлением, в котором отмечается "озабоченность в связи с любой провокацией и напряженностью в регионе", и констатируется, что Иран "не позволит, чтобы подобные провокации стали поводом для присутствия посторонних сил в регионе".

Оказывается, как сообщил журналистам экс-посол Ирана в Армении Мохаммад Фархад Колейни (см. его интервью ИА REGNUM, которое он в годы работы в Ереване: "Национальные интересы превыше всего"), Азербайджан намерен поднять вопрос Нагорного Карабаха на следующем саммите НАТО, что, по его словам, "может стать причиной ввода в регион сил НАТО". При этом Колейни отметил, что "Иран не допустит дислокации сил НАТО у своей границы" и призвал Армению "вести гибкую политику, чтобы не давать повода присутствию третьей силы в регионе". "Армения находится в конфликте с Азербайджаном, с Турцией у нее также разногласия с точки зрения истории, с Грузией также нет положительного баланса, - констатировал Колейни. - А Иран - важный партнер для Армении. Кроме того, Армения - единственный христианский сосед Ирана". И не только это.

В заявлении иранского посольства содержится важный тезис: "Внешняя политика ИРИ относительно всех региональных конфликтов была основана на поддержке международных усилий, направленных на диалог сторон, урегулирования конфликтов и установления мира и стабильности в регионе. Свидетельством этому являются шаги, предпринятые в направлении урегулирования внутренних конфликтов в Таджикистане, Афганистане и Ираке". То есть речь идет о повышении статуса карабахского конфликта - от локального до регионального уровня.

Более того, многие эксперты обратили внимание на то, что посланник президента Исламской Республики Иран Шейбани после переговоров с высокопоставленными чиновниками Армении встретился со вторым президентом Армении Робертом Кочаряном. Возможно, это связано с тем, что в политических кругах региона упорно циркулируют слухи, что на посту президента Армении Кочарян готовится сменить Сержа Саргсяна, который, в свою очередь, стал выстраивать альянс с первым президентом Левоном Тер-Петросяном. Если Кочарян ассоциируется с так называемой "русской партией", то Тер-Петросян занимает нишу "западника".

Но связаны ли подобные маневры и расстановка сил в высших эшелонах власти Армении с какими- то сценариями по карабахскому урегулированию, и почему Тегеран делает ставку именно на Кочаряна, пока не очевидно. В этой связи необходимо отметить и то обстоятельство, что в странах Закавказья очень внимательно и напряженно следят за политической судьбой российского правящего тандема Медведев-Путин, связывая с каждым из них в отдельности различные варианты региональной политики в целом, и урегулирования карабахского конфликта, в частности. Как сообщил недавно посол США в Азербайджане Метью Брайза, на лето намечен очередной саммит Медведев - Саргсян - Алиев. В этой связи в некоторых западных СМИ появились сообщения о том, что глава России Дмитрий Медведев "по внутриполитическим соображениям нуждается в успешном разрешении хотя бы одного конфликта на постсоветском пространстве", и что российская сторона активно продавливает сценарий обновленных Мадридских принципов: освобождение некоторых азербайджанских районов.

В свою очередь, Анкара открыто намекает на возможность параллельно начать процесс ратификации цюрихских протоколов о нормализации отношений с Арменией. Поэтому вброс информации со стороны Ирана о возможности появления в зоне карабахского конфликта миротворческих сил НАТО направлен на срыв именно этого переговорного процесса. С другой стороны, некоторые политические силы в Армении считают, что уступка Азербайджану со стороны президента Сержа Саргсяна "некоторых районов" может быть объявлена "национальным предательством". Вот почему Азербайджан ведет себя в этой ситуации достаточно осторожно. На встрече в Баку министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова с председателем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Петросом Эфтимиу азербайджанский министр отметил, что "первый шаг, который должен быть сделан в мирном решении карабахской проблемы, это - вывод армянских вооруженных сил с территорий Азербайджана".

Но вновь бросается в глаза еще одна информационная интрига. 10 мая в Центре кавказоведения Тегеранского университета прошла конференция на тему "Армяно-турецкие отношения и карабахская проблема", на которой выступил посол Армении в Иране Григор Аракелян. Он заявил, что в вопросе Карабаха "Иран занимал позицию, присущую посреднику", что "в деле урегулирования карабахской проблемы ведутся переговоры" и "лучше не менять этот формат". Однако иранское агентство ISNA сообщило, что Григор Аракелян якобы призвал Тегеран выступить посредником в урегулировании конфликта и " выразил надежду на помощь Ирана в проведении референдума в Карабахе". Это означает только одно: Тегеран нацелен на срыв существующих переговорных форматов по карабахскому урегулированию, рассчитывая косвенно сыграть и на российском политическом поле.