Михаил Александров: Заявление Госдумы против русофобии противоречит предполагаемому курсу Медведева
На днях Госдума приняла важный документ - "Заявление в связи с проявлениями негативного отношения к народам России и единому историческому прошлому в ряде государств - бывших республик СССР". В заявлении осуждается русофобия, процветающая в некоторых странах постсоветского пространства и содержится призыв ко всем бывшим советским республикам "сделать все возможное для предотвращения и блокирования провокаций и других шагов тех политических сил, которые стремятся разорвать наши многовековые связи, отрицать дружеские отношения наших народов, очернить наше общее прошлое, сводя его исключительно к негативным моментам, вымарывая из общественного сознания и из школьных учебников страницы нашей общей истории".
Внешнеполитическая актуальность этого документа совершенно очевидна. Она связана с участившимися попытками некоторых постсоветских стран и государств Восточной Европы приравнять коммунизм к фашизму, возложить на СССР ответственность за развязывание второй мировой войны, реабилитировать нацистских преступников и их пособников и на основе этих доводов выдвигать к России различные претензии экономического и территориального свойства. Приняв данный документ, Госдума четко обозначила государственную позицию России о неприемлемости такого рода претензий.
Представляется, однако, что, несмотря на чрезвычайную важность внешнеполитических аспектов этого документа, еще большее значение имеет его внутриполитическая направленность. Это, кстати, не ускользнуло от внимания некоторых журналистов и политологов, которые сразу же обратили внимании на разные оценки советского прошлого, содержащиеся в заявлении Госдумы и в программе осуждения тоталитаризма, разработанной Советом по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России. Между тем, данная программа рассматривается многими экспертами как теоретическая основа либеральной модернизации, предложенной президентом Медведевым. Таким образом, интрига состоит в том, что в заявлении Госдумы изложена концепция прямо противоречащая предполагаемому курсу президента Медведева.
О внутриполитическом характере заявления Госдумы свидетельствует несколько обстоятельств, которые, возможно, ускользнули из поля зрения неискушенного наблюдателя. Первое обстоятельство состоит в том, что проект заявления был подготовлен и предложен на голосование фракцией
Второе обстоятельство состоит в том, что столь важный для России документ остался фактически незамеченным центральными электронными СМИ. Упоминания о нем, конечно, были, но широкая информационная кампания, которая обычно сопровождает такого рода заявления, на этот раз отсутствовала. И это наводит на размышления о том, что принятие и широкое освещение этого документа было невыгодно определенным влиятельным кругам в российских властных структурах. О том, что это за силы, догадаться не трудно, если сопоставить текст заявления Госдумы с предложениями по осуждению тоталитарного прошлого, принятыми президентским Советом по правам человека.
Говорить здесь просто о противоречиях между двумя документами явно не достаточно. На самом деле, приняв данное заявление, Госдума бросила вызов курсу на либеральную модернизацию, выдвинутому окружением президента Медведева. О том, что это вызов, а не просто совпадение, можно судить по тому контексту, в котором принималось заявление. Оно появилось на свет через два дня после отчета правительства России перед депутатами Госдумы, которое состоялось 20 апреля. На этом заседании с обстоятельным докладом выступил премьер-министр Путин. Причем он не просто отчитался о проделанной работе, а фактически выдвинул программу новой индустриализации России, мощного модернизационного рывка "без социальной демагогии" и "либеральных шараханий". Таким образом, Путин отмежевался как от популистской программы
Характерно также, что во время доклада и последующего обсуждения премьер позитивно отзывался о советском прошлом. Однако, когда лидер КПРФ Зюганов предложил Путину публично осудить программу, предложенную президентским Советом по правам человека, премьер ушел от ответа и вопрос повис в воздухе. А это не очень гармонировало со всем духом его доклада и оставило двусмысленное впечатление.
Мотивы поведения Путина понять не сложно. Ведь он сам буквально за несколько дней до этого попросил руководителей ЕР перестать муссировать тему о предстоящих президентских выборах. Видимо, сказалась чреда скандалов связанных с принятием пресловутой "ливийской" резолюции ООН, демаршем депутата Затулина в ходе обсуждения этой резолюции в Госдуме, его последующей опале и сделанных, вдруг, вслед за этим серии заявлений лидеров ЕР о поддержке Путина на следующих президентских выборах. Все это внесло ненужное и несвоевременное напряжение в отношения между премьером и президентом и было чревато дестабилизацией политической ситуации в стране. В этих условиях прямая атака со стороны Путина, либо ЕР на программу осуждения тоталитарного прошлого могла быть воспринята Медведевым, как атака на него лично, что еще более обострило бы отношения в тандеме.
С другой стороны, возникшую двусмысленность в оценке Путиным данной программы было необходимо устранить. Молчание премьера по этому вопросу было бы истолковано как ее поддержка. Поэтому и было найдено "соломоново решение": выступить не против документа, предложенного президентским Советом по правам человека, а против проявлений русофобии и нападок на советское прошлое в государствах постсоветского пространства. Но РФ - сама бывшая республика СССР. А это естественным образом распространяло содержание резолюции и на нее.
Примечательно также, что инициативу выдвинула не сама ЕР, а оппозиционная ЛДПР. А это снимало ответственность за нее с руководства единороссов и лично с Путина. Ну а проголосовать против столь правильного и актуального заявления ЕР попросту не могла.
Интересно также, что главным докладчиком от ЕР по поводу данного документа выступил не кто иной, как опальный депутат Затулин. В своем докладе, разъясняющим позицию ЕР по данному вопросу, он высказался вполне определенно. "В нашем прошлом есть что защищать, есть чем гордиться... Мне кажется, что битва за историю началась не вчера и не в связи с новыми тенденциями на постсоветском пространстве. Она шла всё время, она шла в послевоенные годы, когда мы вынуждены были добиваться правды о событиях Второй мировой войны. Она продолжается и будет продолжаться, вероятно, до тех пор, пока существует человечество, пока существуют национальные интересы, которые диктуют то или иное отношение не только к сегодняшнему, но и к вчерашнему дню. Вы знаете, что тот, кто не контролирует прошлое, тот не строит своё будущее", - подчеркнул Затулин. Таким образом, Затулин дал ясно понять, что в основе заявления Госдумы лежит взгляд на историю, принципиально отличный от того, который предлагается президентским Советом по правам человека.
Другим примечательным моментом явилось обсуждение поправок к заявлению, предложенных самим Затулиным. Одна из них носила чисто стилистический характер, но другая была принципиальной. Во второй поправке речь шла о том, что не следует называть Литву, Латвию и Эстонию - "страны Балтии", так как данный термин выгоден противникам России. Однако, руководитель Комитета Госдумы по делам
Аргументация, предложенная Островским, показала его полную несамостоятельность и неспособность критически анализировать факты. Вместо того, чтобы рассмотреть все "за" и "против" предложенной поправки с принципиальной точки зрения, он стал апеллировать к устоявшимся бюрократическим процедурам в органах исполнительной власти. Такая позиция явно противоречила не только национальным интересам России, но и положению Островского как представителя оппозиционной партии и больше напоминала маневры карьериста, желающего выслужиться перед начальством. Причем не перед своим собственным начальством в лице лидера ЛДПР Жириновского, а перед администрацией президента. Видимо, он посчитал, что потолок карьерного роста в рамках ЛДПР им уже достигнут, выдвинуться на более высокую должность в рядах этой партии он уже не сможет и стал подыскивать новых спонсоров. Понятно, что при таком подходе руководителя Комитета к важнейшим для России вопросам политики на постсоветском пространстве вряд ли можно рассчитывать на сколь-нибудь заметный успех.
К счастью, большинство депутатов Госдумы не пошло на поводу у Островского и проголосовало за поправки Затулина. Первая поправка получила 333 голоса, вторая - 396 голосов. Из этого можно сделать вывод, что поправки были поддержаны большинством фракции ЕР. Такие результаты голосования наглядно продемонстрировали, что Затулин продолжает пользоваться доверием и авторитетом во фракции ЕР, несмотря на позицию администрации президента. Думается, что выдвижение именно Затулина на роль главного докладчика по теме заявления Госдумы тоже не было случайностью и явилось своеобразным афронтом в отношении администрации президента. Сторонникам либеральной модернизации было ясно показано, что они не могут руководить партией, членами которой не являются. И которая, к тому же, придерживается другой, отличной от их, идеологии. И это - новая важная тенденция в развитии политического процесса в России.