Как уже сообщалось, грузинский парламент единогласно принял решение о прекращении действия соглашения с Россией о транзите военных грузов и персонала по территории страны. Когда в ноябре нынешнего года транзит по территории Грузии будет прекращен, 102-я российская база в Армении окажется в достаточно сложной ситуации. Не будем останавливаться на причинах принятого грузинской стороной решения - они, в свете существующих между Москвой и Тбилиси отношений, очевидны. И вряд ли в данном случае могла сыграть роль позиция Азербайджана, традиционно недовольного наличием российской базы в Армении. В Баку считают, что это дает возможность Москве снабжать армянскую армию боеприпасами и вооружением. Но даже в условиях тесных отношений между Тбилиси и Баку, вряд ли позиция Азербайджана в данном вопросе могла стать определяющей.

Как бы то ни было, важнее понять, что будет дальше - база дислоцирована в Армении до 2044 года, и вопрос ее надежного снабжения вскоре станет первоочередным. Путь по воздуху вряд ли способен заменить наземное сообщение. Некоторые эксперты, например, грузинский аналитик Мамука Арешидзе полагают, что снабжение базы станет осуществляться через Иран "Конечно, этот путь очень сложный и дорогой, но другого выхода в данной ситуации у России нет", - считает он. Но необходимо помнить, что иранский путь не только сложный и дорогой, он еще и политически малоприемлемый для России. Дело в том, что слова "Иран" и "военный транзит" в любом контексте вызывают подозрительно-негативную реакцию Запада. Слишком частые и малоконтролируемые перемещения российских вооружений и военнослужащих по иранской территории неизбежно станут сильно нервировать "партнеров по перезагрузке". К тому же неизвестно, какие материальные и политические преференции потребует за транзит сам Тегеран.

Поэтому уже в обозримой перспективе эта ситуация непременно вновь актуализирует армяно-турецкий диалог и, в частности, тему деблокады армянской границы Анкарой. Заметим, что железнодорожный путь Трабзон-Карс-Гюмри даже короче, нежели Поти-Гюмри. Договориться с Анкарой в свете ширящегося российско-турецкого "стратегического партнерства" Москве будет не слишком сложно. Да и Западу спокойнее, если военные грузы пойдут в Армению по территории страны - члена НАТО.

Не лишним будет также напомнить, что в 2009 году стало очевидно, что Россия не только не препятствует армяно-турецкому диалогу, но и более того, российская компания РЖД непосредственно занимается восстановлением железнодорожной инфраструктуры Армении, в том числе и той ее части, которая лежит на стыке армяно-турецкой границы. Тогда азербайджанские СМИ распространили информацию о договоренности, которая якобы существует между Москвой и Анкарой, что российская сторона поддержит армяно-турецкий процесс в том случае, если Турция не будет препятствовать снабжению через ее территорию военной базы РФ, дислоцированной в Гюмри.

Если к этому добавить прогнозируемую убедительную победу партии Эрдогана на летних парламентских выборах, что еще более усилит внутриполитические позиции правящей в Турции силы, а также явную активизацию посредников в ходе карабахского урегулирования, можно предположить, что в свете прекращения военного транзита в Армению по грузинской территории, Москва проявит еще больший интерес к возможной актуализации армяно-турецкого переговорного процесса.