"Карта поляка" признана в Белоруссии нарушающей, в первую очередь, принцип государственного суверенитета и ряда основанных на нём двусторонних договоров между Белоруссией и Польшей. Об этом 14 апреля заявил сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский, комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM решение Конституционного суда Белоруссии о признании "карты" не соответствующей международному праву.

По словам Неменского, на самом деле, международное право - весьма противоречивая область, и давать однозначный "экспертный" ответ о соответствии или несоответствии ему этих карт теоретически очень трудно - это скорее задача законодательной трактовки, принимаемой каждым государством самостоятельно. "Поэтому и утверждать ошибочность решения белорусского Конституционного суда никак нельзя. Вообще, принцип государственного суверенитета в международном праве (т.е. Вестфальская система, идущая ещё из XVII века) в наши дни нарушается повсеместно, и даже вполне открыто ставится под сомнение. Например, в международное право введено понятие "международного права прав человека", так вот оно является прямым нарушением принципа государственного суверенитета. Это же касается и западного принципа мультикультурализма, потенциально предполагающего возможность применения в отдельных этноконфессиональных общинах особых правовых норм. Этот принцип (который и в Европе пока ещё никто не отменял, несмотря на его критику со стороны ряда консервативных лидеров) Белоруссия никогда не принимала и руководствоваться им не обязана", - заявил он.

Эксперт считает, что основная проблема заключается в том, что получение "карты поляка" предполагает декларацию персональной лояльности Польше, что прямо противоречит гражданской лояльности. "При этом "карта поляка" была введена, почему-то, только для стран на восток от Польши, в чём легко прочесть своего рода имперский рудимент польской политики, её традиции колониального проникновения и подчинения "Востока". Это не может не настораживать её соседей - особенно тех, кто прежде входил в состав Польши.

Так, Литва тоже выразила свой протест введению "карты поляка", но пошла несколько иным путём, чем Белоруссия: там намереваются ограничить в гражданских правах тех граждан, которые получили такую карту. Им может быть запрещено работать на госслужбе и избираться в органы власти всех уровней. Можно спорить, какой ход лучше - литовский или белорусский, но хочу подчеркнуть, что разница здесь принципиальная. Если Белоруссия пошла на формально-юридическую акцию защиты своего суверенитета, никак при этом не нарушая права человека (т.е. своих граждан), то Литва предлагает путь ущемления прав отдельных граждан, тем самым признавая потерю части своего суверенитета над ними. В то же время это довольно логично: смена государственной лояльности гражданином естественно может влечь за собой отмены в части обязательств перед ним со стороны государства", - считает он.

По словам Неменского, позиция Белоруссии в этом вопросе вполне понятна: она выступает против введения правового различения своих граждан по этническому принципу, утверждая гарантированное конституцией равенство всех своих граждан. "С точки зрения пока ещё действующих традиционных норм международных отношений она имеет на это полное право. В то же время очевидно, что как-либо помешать при таком подходе практике выдачи Польшей своих карт Белоруссия вряд ли сможет", - считает эксперт.

"Тем не менее, решимость национальных государств Центральной и Восточной Европы вводить для зарубежных граждан документы лояльности по этническому критерию является фактом и от него уже никуда не уйти. Полагаю, что мы находимся ещё в самом начале пути по выработке юридической формы и международного статуса таких документов, и в будущем их функционирование может быть обеспечено специальными двусторонними договорами и на взаимной основе. Ту же Белоруссию, естественно, волнует судьба активно полонизируемого автохтонного белорусского населения на восточных территориях Польши, и при ином фоне двусторонних отношений здесь вполне можно было бы найти взаимовыгодный компромисс", - заявил он. Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о возможности реализации идеи появления "карты русского", Неменский заявил, что "карта русского" является общественной инициативой, выдвинутой со стороны организаций, озабоченных фактическим положением русского народа как разделённой нации. "Однако на государственном уровне проект такой карты не может быть принят, так как РФ не имеет никаких формальных увязок с русским народом и его идентичностью (он не упомянут ни в одном законе), и в составе РФ нет ни одного органа русского национального самоуправления, который мог бы взять на себя функции утверждения и выдачи таких карт. Для современной России актуальным является только проект "карты российского соотечественника", но здесь вопрос упирается в определение того, кого же считать "соотечественником". Даже после последнего значительного сужения этого понятия оно остаётся очень размытым, зато принципиально неэтническим по своим критериям, и потому типологически сопоставлять такой умозрительный документ с "картой поляка" вряд ли можно. Россия, в отличие от своих соседей, не является национальным государством, и если она даже примет решение о выдаче подобной карты, то это будет весьма своеобразный документ, не имеющий прямых аналогов в регионе. На самом деле, при российском подходе к работе с "соотечественниками" выдача особых "карт" представляется совершенно излишней. Но, в любом случае, пока что обсуждать это попросту рано", - подчеркнул Олег Неменский.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 7 апреля по рассмотрении вопроса о соответствии "карты поляка" нормам международного права представитель Конституционного суда Белоруссии заявил, что позиция КС заключается в том, что отдельные нормы польского закона не соответствуют некоторым нормам международного права. Обращение в КС было направлено членами Палаты представителей Национального собрания Белоруссии, активизировавших "польский вопрос" после событий 19 декабря 2010 года в Минске.