Сергей Шиптенко: Сможет ли Европа решить свои энергетические проблемы без Белоруссии
Подготовка визита
Судя по составу участников киевских мероприятий (канцлер Германии, президенты России, Франции, Италии, политики высшего ранга других государств), в столице Украины будет обсуждаться не только гуманитарная, но более широкая проблематика. Несомненно, в Киеве уделят внимание теме развития атомной энергетики, актуализированной катастрофой в Японии. Ее обсуждение будет тем более интересным в контексте планов России, Украины и Белоруссии (стран, наиболее пострадавших от Чернобыльской катастрофы) развивать свои атомные проекты. Строительство АЭС в Белоруссии уже идет: создается инфраструктура, выравнивается площадка, осенью начнут рыть котлован, а в 2017 году планируют получить электроэнергию с первого энергоблока. БелАЭС будет конкурировать на рынке Евросоюза с украинскими поставщиками. Пока наступит определенность в вопросе строительства АЭС в Польше и Литве, рынок поделят российская Балтийская АЭС (Калининградская обл.), БелАЭС (Гродненская обл.) и украинские АЭС. Официальный Киев полон решимости достроить третий и четвертый энергоблоки Хмельницкой АЭС при участии "Росатома" и "
Учитывая состав участников и комментарии экспертов, близких к правительствам стран, в Киеве будет обсуждаться широкий спектр вопросов энергетической проблематики. Должное внимание уделят инфраструктурным проектам. Среди них для властей Белоруссии имеет особое значение проект "Одеcса-Броды", в который вложено немало сил и средств, который имеет ярко выраженную имиджевую составляющую.
Интересные вести приходят с Украины: 25 марта информагентство УНИАН со ссылкой на "источник, работающий в сфере поставок нефти в страны ЕС" сообщило: Белоруссия отказалась от закупок венесуэльской нефти и не намерена использовать украинский нефтепровод "
Официальный Минск не комментирует данную новость. Согласно информации из источников госуправления Белоруссии, корректировки белорусско-украинских соглашений не предвидится, "Одесса-Броды" задействован для прокачки азербайджанской нефти. В настоящее время проходит вытеснение из трубопровода российской нефти сорта "Уралс", которая прокачивалась по нему ранее в реверсном режиме в направлении черноморских портов. Белорусские эксперты, комментируя поставки азербайджанской нефти по магистрали "Одесса-Броды", указывали на то, что целью данной поставки является вытеснение российской нефти для дальнейшей транспортировки по трубопроводу более легких сортов из Азербайджана (сорта "Айзери Лайт") и Венесуэлы (сорта "Санта-Барбара"). Венесуэльская нефть, закупаемая Белоруссией, выгружалась из танкеров и поставлялась на Мозырский НПЗ железнодорожным транспортом, что отражалось на стоимости поставок. В перспективе именно она должна была поставляться по "Одесса-Броды" на белорусский НПЗ в Мозыре. Закупленная Белоруссией и находящаяся в данное время в нефтепроводе партия азербайджанской нефти должна "помыть" его для поставок более легких сортов.
Ожидается, что в Белоруссию азербайджанская нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды" поступит в апреле текущего года - об этом сообщил 24 марта и.о. гендиректора ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" (МНПЗ)
Прокачка азербайджанской нефти сорта "Азери лайт" для Мозырского НПЗ с использованием нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме и участка Мозырь-Броды нефтепровода "Дружба" в реверсном режиме началась 13 февраля. Заместитель генерального директора предприятия по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов
2 марта председатель постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству
Роль официального Минска в реанимации проекта "Одесса-Броды" трудно переоценить. Украинский нефтепровод вызвал интерес белорусских властей в связи с планами диверсификации поставок нефти в Белоруссию, полностью зависимой от "
В декабре 2010 года в Москве состоялось подписание соглашений о беспошлинных и неограниченных в объемах поставок российской нефти в Белоруссию. До и после их подписания официальный Минск заявлял о том, что ничто не заставит его отказаться от приобретения нефти у Венесуэлы и Азербайджана. Более того: после московских договоренностей ряд белорусских чиновников подтвердили твердость курса на продолжение и интенсификацию процесса диверсификации поставок нефти и газа в Белоруссию, были подтверждены транзитные обязательства перед Украиной.
16 февраля первый вице-премьер Белоруссии
Таким образом, складывалась логичная схема: российская нефть поставляется по нефтепроводу "Дружба", а азербайджанская - по "Одесса-Броды". Возник вопрос: что власти Белоруссии намерены делать с той нефтью, которая закупается в объеме, превышающем совокупные мощности переработки Новополоцкого и Мозырского НПЗ. Тем не менее, белорусская сторона посчитала важным в очередной раз подтвердить не только объемы закупки, но и свою заинтересованность в эксплуатации украинского нефтепровода. Этому предшествовало еще одно важное событие: 17 января в Киеве был подписан договор между ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и ОАО "Укртранснафта" об оказании услуг по транспортировке нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" на Мозырский НПЗ. Договор составлен сроком на два года с дальнейшей его пролонгацией, в нем оговаривается гарантированная транспортировка 4 млн.т легкой нефти ежегодно. Украинский нефтепровод способен прокачать втрое больший объем нефти и без поставок в Белоруссию простаивает. Очевидно: украинскую сторону не устроили гарантированные белорусскими партнерами объемы. В Киеве договор назвали "утешительным" и сосредоточились на проекте "Сарматия".
Международное трубопроводное предприятие (МТП) "Сарматия" было создано в 2004 г. как польско-украинское СП. ОАО "Укртранснафта" и польская "PERN Przyjazn" объединили усилия по проектированию, привлечению инвесторов и достройке нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцк. Долгое время не удавалось найти инвестора под проект транзита каспийской нефти. Очевидно: компания, которая занялась бы строительством данного объекта, должна быть готова не только к серьезным финансовым вложениям, но и политическим рискам. Речь не только о специфике внутриукраинских процессов, но и о пересечении интересов с российскими поставщиками. Кроме того, не была ясна степень готовности каспийских государств наполнить этот трубопровод своей нефтью. Пока шел поиск инвестора, к участию в "Сарматии" присоединились (в 2007 г.) Государственная нефтяная компания Азербайджана, Грузинская нефтяная и газовая корпорация и литовская компания "Клайпедос нефть".
28 января в Давосе президенты Азербайджана и Украины подписали документы о транспортировке через Украину в ЕС азербайджанской нефти, а также меморандум о поставках на Украину сжиженного газа. "Мы хорошо начинаем 2011 год - подписанием важного документа, который будет определять наше будущее сотрудничество в энергетической сфере. Его мы видим в перспективе как очень масштабное, всестороннее и самое главное - долгосрочное", - заявил в связи с этим
В планах Украины и Азербайджана - участие в реанимации проекта нефтемагистрали "Одесса-
Планируется, что каспийская нефть будет поставляться по трубопроводу в грузинский порт Супса, а от него - танкерами в украинский порт (Одесская обл.). По нефтепроводу из Одессы она потечет в Броды (Львовская обл.), а оттуда - в Польшу, Чехию и Словакию. Поставки в Белоруссию уже апробированы в 2010 году: по "Одесса-Броды" прокачана российская нефть, доставленная танкером из Новороссийска до украинского порта "Южный". В направлении Прибалтики поставки выглядят проблематичными. Однако не стоит забывать, что перед запуском "Одесса-Броды" с целью поставок на белорусский НПЗ в Мозыре также высказывалось немало скепсиса.
3 февраля в Варшаве прошли переговоры президентов Украины
23 марта азербайджанское издание AZE.az со ссылкой на МТП "Сарматия" сообщило о том, что в Сенате Польши прошли слушания, посвященные проекту строительства нефтепровода Броды-Плоцк. На слушаниях присутствовали сенаторы, руководители польских министерств, представители дипломатических миссий Азербайджана и Украины. "Была обсуждена возможность реализации проекта до конца 2015 года. МТП "Сарматиа" уже завершила подготовку ТЭО проекта, исследования о выборе трассы нефтепровода. Также начата подготовка отчета о влиянии проекта на окружающую среду. На слушаниях было отмечено, что существенным событием для проекта стал "аверс" нефтепровода Одесса-Броды, который, начиная с февраля 2011 года, транспортирует каспийскую нефть в европейском направлении", - сообщило издание. Таким образом, официальный Киев адекватно оценил обстановку и, учтя "белорусский фактор", интенсифицировал сотрудничество на западном направлении. Не стоит забывать также о том, что Украина твердо придерживается курса на интеграцию с ЕС и рассчитывает на содействие в данном вопросе со стороны Польши. Поэтому отход Белоруссии от участия в эксплуатации "Одесса-Броды" компенсируется сближением с официальным Брюсселем, Варшавой и Баку.
В газовой сфере наиболее амбициозный проект двустороннего сотрудничества между Киевом и Баку - строительство на украинском черноморском побережье терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). Украинский СПГ-терминал будет способен принять 10 млрд. кубометров газа, основным поставщиком которого станет Азербайджан. Польша и Белоруссия также заинтересованы в диверсификации поставок энергоресурсов на Украину. Польша содействует продвижению проекта "Сарматия", а Белоруссия заинтересована в диверсификации поставок газа посредством украинского СПГ-терминала.
В марте 2010 года Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Поставка на Украину сжиженного природного газа и строительство регазификационного терминала". В декабре было создано украинское госпредприятие по строительству СПГ-терминала, которое приступило к подготовке технико-экономического обоснования и поиску инвесторов для строительства. По планам компании, осенью 2011 года ТЭО будет готово, строительство может начаться в 2013 году. Согласно планам Минтопэнерго Украины, первая очередь СПГ-терминала войдет в строй к 2016 году, а вторая - до 2018 года. Позднее была названа новая дата ввода в строй первой очереди - в 2014 году.
Директор украинского ГП "
Таким образом, Украина отвечает на строительство "Южного потока" и БТС-2, рассматривая Азербайджан в качестве стратегического партнера поставок нефти и газа. В свою очередь, Азербайджан видит в официальном Киеве стратегического партнера в диверсификации поставок своих энергоресурсов. Польша намерена поддерживать Украину в ее стремлении диверсифицировать поставки энергоресурсов и уменьшить экономическую зависимость от России. Варшава решает не только ряд внешнеполитических проблем, но и получает доступ к азербайджанской нефти.
Каково место в этой схеме Белоруссии - покажет весна-лето 2011 года. Несомненно, данный вопрос будет обсуждаться главами Белоруссии и Украины в апреле на двустороннем уровне. В настоящее время идут межправительственные консультации. Официальный Минск заинтересован в сохранении возможности альтернативных поставок нефти по трубопроводу "Одесса-Броды", однако Украина не намерена упускать выгоду. Для Белоруссии транспортировка венесуэльской "Санта-Барбары" цистернами не только дороже, но и сложнее в организационном плане. В 2010 году украинская сторона предоставила не только порт для выгрузки поставляемой в Белоруссию венесуэльской нефти из танкера, железную дорогу и цистерны, но и льготные тарифы на транспортировку, выразив намерение повысить стоимость оказываемых Белоруссии услуг в 2011 году. Доставка этой же нефти через прибалтийские порты (по железной дороге) выглядит менее предпочтительнокак с позиций экономических расчетов, так и изменения политической конъюнктуры. С подписанием декабрьских соглашений в Москве необходимость в украинском нефтепроводе и венесуэльской нефти у Белоруссии становится незначительной.
После событий 19 декабря 2010 года в Минске отношения между Белоруссией и странами Евросоюза серьезно ухудшились. 31 января ЕС и США ввели санкции против официального Минска, к которым присоединились союзники Брюсселя и Вашингтона. Кроме того, США ввели санкции против белорусского госконцерна "
Единственное, что сдерживает Запад от введения экономических санкций в отношении Белоруссии - боязнь усилить и без того огромную зависимость Белоруссии от России. В Минске это хорошо понимают и, поэтому, позволяют себе не только резкие ответные заявления, но и визовые санкции против ЕС и США. Одновременно развивается белорусско-российская интеграция в рамках Союзного государства,
Обсуждение важнейших экономических и политических вопросов в Киеве может пройти без участия белорусской стороны. Когда в Минске заявляют о том, что санкции Евросоюза в их нынешнем формате почти ничего не значат (кроме испорченного настроения председателя Центризбиркома и т.п.), то тем самым стараются заретушировать серьезные последствия международной изоляции. Очевидно: тотальной изоляции Белоруссии еще нет, и не может быть, пока она сохраняет союзнические отношения с Россией, пока развивает интеграционные процессы с Россией и Казахстаном. После мероприятий в Киеве произойдет немало событий, которые дадут окончательный ответ на вопрос: "сможет ли Европа обойтись без "центра Европы" в решении европейских проблем"?