Неизвестное письмо "Газпрома" Литве: документ
В середине марта все члены Сейма Литвы получили письмо из "
Эта новость прошла короткой строкой в литовских СМИ и тема не развивалась. Однако в распоряжении ИА REGNUM поступило это письмо "Газпрома" депутатам Сейма, которое мы публикуем полностью:
* * *
Сейм Литовской Республики
15 марта 2011 года
Уважаемый Член Сейма Литовской Республики!
Мы обращаемся к Вам, чтобы выразить наши законные опасения относительно двух законопроектов, переданных Правительством Литовской Республики (ЛР) в Сейм ЛР для рассмотрения на предстоящей весенней сессии.
Речь идет о проекте Закона ЛР "О внесении изменений в Закон о природном газе" и проекте Закона ЛР "Об имплементации Закона о природном газе" (далее - проекты Законов). Разработке данных проектов Законов способствовала Третья Газовая Директива 2009/73/ЕС (далее - Третья Газовая Директива), которая должна быть имплементирована государствами-членами
Однако, проекты Законов не позволяют говорить о том, что имплементация Третьей Газовой Директивы осуществляется обдуманно, открыто и соразмерно преследуемым ей целям. Принятие проектов Законов в предложенной редакции приведет к неуместным и излишним негативным последствиям для АО "Лиетувос Дуйос" (
Будучи незаинтересованными в ведении арбитражного процесса против ЛР, мы убеждены в том, что вы осознаете, что мы вынуждены защищать свои права, которые нарушаются в связи с применением к нам необоснованных и дискриминационных мер. На протяжении более чем 1 года мы неоднократно пытались начать диалог с Правительством ЛР в целях поиска решения, устраивающего всех заинтересованных лиц, а именно: население Литвы, успешно развивающуюся Литовскую компанию ЛД и нас, иностранных акционеров ЛД. К сожалению, все наши добросовестные действия не нашли отклика со стороны Правительства ЛР, что побудило нас обратиться к вам - представителям Литовского народа.
В этом письме мы приводим краткую ретроспективу наших инвестиций в ЛД, представляющую собой интегрированный бизнес по транспортировке и поставке газа, а также наши соображения относительно предложенного варианта имплементации Третьей Газовой Директивы.
Главным образом проекты Законов игнорируют основополагающий факт: ЛР все еще продолжает оставаться изолированным рынком природного газа, т.е. не соединена с западноевропейской газовой системой. Мы высоко оцениваем стремление Правительства ЛР обеспечить доступ к альтернативным источникам газа. Однако эта политическая цель может быть достигнута только благодаря планированию, финансированию и строительству необходимой инфраструктуры, а не принятию проектов Законов, которые лишь негативно отразятся на преуспевающей литовской компании ЛД и приведут к росту цен на газ. Предпринимаемые Правительством ЛР меры в действительности лишены всякой логики. Для осуществления инфраструктурных проектов, таких, например, как строительство терминала сжиженного природного газа (СПГ), сейчас срочно требуется создание благоприятного инвестиционного климата, который поощряет приход иностранных инвесторов в ЛР, а не пересмотр итогов приватизации ЛД под прикрытием якобы требований Европейского права в нарушение международно-правовых обязательств ЛР.
Победа в конкурсе по приватизации и выполнение связанных с ним обязательств
В 2002 году компания Э.ОН и два года спустя компания Газпром стали акционерами ЛД. Каждая из компаний выиграла международный открытый конкурс по приватизации ЛД, который проводился ЛР. В то время, когда мы осуществляли наши инвестиции в ЛД, ЛД являлась (равно как и сейчас является) полностью интегрированной газовой компанией. Иными словами, ЛД принадлежат газотранспортные и газораспределительные сети, и ЛД осуществляет деятельность по поставке природного газа.
Данные конкурсы предусматривали, что должен быть стратегический инвестор и инвестор-поставщик газа. Предполагалось, что стратегический инвестор поделится, среди прочего, своим ноу-хау в продаже природного газа, в то время как инвестор-поставщик заключит долгосрочный контракт на поставку природного газа в целях обеспечения безопасности поставок.
Мы надлежащим образом выполнили все условия конкурса, а также принятые нами обязательства из соответствующих договоров купли-продажи акций и договора акционеров с ЛР, являющейся миноритарным акционером. В частности, мы приняли на себя обязательство перед ЛР не разделять каким-либо образом бизнес ЛД, и Газпром заключил долгосрочный контракт на поставку природного газа с ЛД, срок действия которого истекает в 2015 году.
Правительство ЛР одобрило условия долгосрочного контракта на поставку газа (Постановление №292 от 18 марта 2004 года). Контракт содержит стандартные принципы ценообразования путем отсылки к ценам на альтернативные виды топлива, а также объемам поставляемого газа. Он также предусматривает традиционное условие "бери или плати". Таким образом, Газпром принял на себя риск поставки газа, ЛР - риск покупки согласованного количества газа. Следует отметить, что ЛР заказала 5 млрд. куб. м газа ежегодно на период после 2009 года (прекращение эксплуатации Игналинской Атомной Электростанции).
Как и другие импортеры ЛР, ЛД не смогло отобрать согласованные объемы газа.
Однако в результате переговоров между Газпромом и ЛД, ЛД смогло избежать уплаты штрафов в связи с нарушением условия "бери или плати". Это, в свою очередь, позволило ЛД сэкономить значительные денежные средства, что также положительно отразилось и на литовских потребителях природного газа.
Превращение ЛД в одну из наиболее успешных литовских компаний
На момент приватизации ЛД находилась в крайне тяжелом финансовом положении, в частности, ее долги перед кредитными учреждениями превышали стоимость чистых активов компании. С тех пор мы внесли огромный вклад в развитие ЛД, в том числе в виде передачи ноу-хау, чтобы сделать ее современной, прозрачной и успешной компанией, коей она сейчас и является. И мы действительно очень гордимся нашим успехам и тому значительному вкладу, который мы внесли в развитие экономики ЛР. В качестве примера отметим, что с момента своей приватизации ЛД инвестировала в развитие более 1 млрд. литов.
В последние годы ЛД ежегодно перечисляет в виде налогов более чем 300 млн. литов. Кроме того, с 2002 года ЛР получила только в качестве дивидендов более 60 млн. литов. Также следует отметить, что мы направили значительную часть "распределенной прибыли" на развитие ЛД. Более того, в августе 2004 года все акционеры, за исключением государства, вложили в ЛД дополнительно 128 млн. литов для реализации инфраструктурных проектов.
ЛД произвела и продолжает производить улучшение газотранспортной системы ЛД, а также необходимой инфраструктуры для обеспечения транспортировки природного газа внутри ЛР. Построены сотни километров новых газопроводов, подключены тысячи новых потребителей, построена газоизмерительная станция на границе Литва - Латвия, а совсем недавно мы отпраздновали введение в эксплуатацию компрессорной станции Яунюнай. Наши инвестиции вносят значительный вклад в воплощение Национальной стратегии развития энергетики.
Третьи лица имеют доступ к принадлежащей ЛД газотранспортной системе
В то время как ЛД владеет, содержит и развивает литовскую газотранспортную систему, ЛД предоставляет третьим лицам право пользоваться ей. В действительности такое обязательство лежит на ЛД с 1993 года. ЛД не является единственной компанией, которая покупает и продает газ на территории ЛР. На практике существуют и иные покупатели, которые используют газотранспортную систему ЛД для транспортировки газа от границы ЛР до соответствующих конечных потребителей газа. В последние годы около 60% газа, транспортируемого ЛД, принадлежит другим покупателям.
В 2010 году Правительство ЛР неоднократно обвиняло ЛД в непредоставлении доступа третьих лиц к газотранспортной системе. Однако сегодня Правительство ЛР не может подкрепить свои необоснованные обвинения какими-либо фактами. Мы считаем, что данные обвинения являются частью кампании по дискредитации ЛД. На самом деле ЛД никогда не подвергалась каким-либо обоснованным претензиям. С момента приватизации ЛД осуществляет свою деятельность в интересах своих покупателей без каких-либо замечаний или санкций со стороны регулирующих органов ЛР.
ЛД самостоятельно не устанавливает тарифы на транспортировку газа. Они регулируются государством. Правительство ЛР также вправе возлагать на ЛД обязательства по реализации определенных инфраструктурных проектов. Поэтому Правительство ЛР не может обвинять ЛД якобы в невыполнении инфраструктурных проектов. В действительности Правительство ЛР ищет пути переложить свое собственное бездействие на ЛД, что представляет собой не только недобросовестный, но и необоснованный подход.
Третья Газовая Директива и четыре альтернативы ее имплементации
По своей сути Третья Газовая Директива способствует, помимо прочего, развитию конкуренции на объединенном внутреннем европейском рынке природного газа. Очень важно осознавать, что объединенный рынок - это основное условие, которое лежит в основе концепции. Сегодня ЛР все еще представляет собой изолированный газовый рынок. ЛР не имеет доступа к поставкам газа из иных источников помимо Газпрома - стабильного и надежного поставщика.
Третья Газовая Директива предлагает разъединить деятельность по транспортировке газа от деятельности по распределению и торговле газом. Она предполагает, что компании типа ЛД, являющиеся полностью интегрированными, т.е. одновременно владеющие газотранспортными и газораспределительными сетями и занимающиеся торговлей природным газом, будут препятствовать предоставлению доступа третьих лиц к газотранспортной системе и, таким образом, не будут способствовать развитию конкуренции. И несмотря на то, что в ЛР так дела не обстоят, тем не менее ЛР обязана имплементировать Третью Газовую Директиву. Тем временем, Третья Газовая Директива предусматривает ряд альтернатив ее имплементации. Их необходимо принимать во внимание.
Существуют 4 равнозначных альтернативы имплементации, включая специальное регулирование для изолированных рынков:
• Во-первых, существует возможность применения отсрочки (derogation). Те государства-члены ЕС, которые имеют изолированный рынок газа, могут не разъединять деятельность интегрированных газовых компаний. Нет необходимости применять такие дорогостоящие меры, поскольку разъединение деятельности само по себе не приведет к утрате изолированности рынка. Однако как только рынок перестанет быть изолированным, государства-члены ЕС должны имплементировать любые из трех оставшихся альтернатив.
• Во-вторых, существует концепция независимого транспортного оператора (ITO).
• В-третьих, существует альтернативная концепция независимого системного оператора (ISO).
• В-четвертых, существует концепция разъединения по собственности (OU), предлагаемая в проектах Законов. Это наиболее радикальная концепция, поскольку затрагивает права собственности. Она обязывает собственников интегрированных компаний отказаться либо от своих прав на деятельность по транспортировке газа, либо иной вид деятельности.
Независимо от того, на что ссылается Правительство ЛР, ЛР имеет право выбора, и европейское право не вынуждает прибегать к имплементации разъединения по собственности. Наличие выбора означает, что этот выбор необходимо сделать. Однако Правительство ЛР всячески избегает дискуссии относительно поиска наиболее приемлемого варианта имплементации и даже вводит общественность в заблуждение.
Разъединение по собственности не приведет к утрате изолированности литовского рынка газа
Мы понимаем, что Правительство ЛР придает огромное значение доступу к альтернативным источникам газа и тем самым стремится покончить с изолированностью литовского рынка газа. В данном случае мы не занимаем какой-либо позиции. Мы просто обращаем ваше внимание на тот факт, что эта политическая цель не будет достигнута путем имплементации разъединения по собственности.
Мы повторяем вновь и вновь, что разъединение по собственности не обеспечит и не облегчит строительство терминала СПГ и/или соединительного газопровода с Польшей. Начало проекту по строительству терминала СПГ должно быть положено самим Правительством ЛР, в частности, путем привлечения инвесторов и предоставления необходимого финансирования.
Отсрочка (derogation) предоставляет ЛД достаточное время, чтобы приготовиться к имплементации Третьей Газовой Директивы
Важно осознавать, что все альтернативы помимо отсрочки (derogation) (т.е. ITO, ISO, OU) требуют юридического и организационного разделения деятельности по транспортировке газа от остальных видов деятельности. Это является предварительным условием разъединения по собственности в отдельных видах деятельности. Сегодня благодаря тому, что ЛР обратилась и ей была предоставлена отсрочка имплементации Газовой Директивы 2003/55/ЕС ("Вторая Газовая Директива"), ни юридического, ни организационного разъединения выполнено не было и как следствие ЛД все еще остается интегрированной компанией.
Учитывая наш опыт в других государствах-членах ЕС, мы оцениваем, что юридическое и организационное разделение интегрированного бизнеса ЛД может занять около 3 лет ( и если акционеры ЛД сделают выбор в пользу продажи выделенной транспортной компании в качестве одного из вариантов, предусмотренных в проектах Законов, потребуется значительное время для того, чтобы надлежащим образом завершить процедуру продажи). Следовательно, на практике это не может быть завершено в сроки, отведенные проектами Законов (т.е. 1 января 2012 года и соответственно 3 марта 2012 года).
Если Правительство ЛР пойдет по пути предоставления отсрочки, у ЛД будет достаточно времени, чтобы завершить все необходимые шаги для юридического и организационного разделения. В то же время, Правительство ЛР может придать импульс своим проектам по получению доступа к альтернативным источникам газа (что потребует как минимум столько же времени). Мы полагаем, что применение отсрочки было бы в интересах всех заинтересованных лиц. Вопреки публичным заявлениям Правительства ЛР о том, что применение отсрочки невозможно в ЛР, юридическое заключение голландского профессора - признанного эксперта в области международного права - доказывает, что ЛР соответствует всем критериям, чтобы обратиться за предоставлением отсрочки.
Разъединение по собственности не приведет к снижению цен на газ, в то время как потребители будут нести дополнительные затраты Мы осознаем, что цены на газ представляют собой основную озабоченность литовского народа. Мы также понимаем желание платить за газ как можно меньше. Однако цены на газ устанавливаются не произвольно, а на основе принципов ценообразования, одобренных Правительством ЛР.
Разъединение по собственности повлечет за собой дополнительные затраты для ЛД, которые будут отнесены на потребителей в соответствии с правилами ценового регулирования, которые строятся по затратному методу. Соответственно, литовские потребители будут нести бремя затрат в связи с любым юридическим или организационным разъединением. Чем меньше времени, тем выше издержки. Это основной экономический вывод.
Предложенная имплементация Третьей Газовой Директивы нарушает международное право и наносит ущерб инвестиционному климату
Принуждение ЛД к разъединению по собственности в необоснованно сжатые сроки не является ни адекватным, ни пропорциональным способом имплементации Третьей Газовой Директивы.
Избранный Правительством ЛР подход как таковой противоречит, помимо всего прочего, обязательствам ЛР, принятым ЛР на себя в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами по защите инвестиций. Таким образом, выбранный ЛР подход конфликтует, среди всего прочего, с обязательствами, взятыми ЛР в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями по защите инвестиций. Мы уведомили ЛР об инвестиционном споре в соответствии с международными документами и готовы защищать наши права в суде. Выплата любых сумм, присужденных нам в связи с нарушением наших прав в рамках соответствующих договоров, ляжет на плечи литовских налогоплательщиков.
Намеренное нарушение прав инвестора представляет собой серьезную угрозу для инвестиционного климата. Последствия этого не следует недооценивать. В нынешнем экономическом климате иностранные инвестиции имеют существенное значение для экономики ЛР, не только для того, чтобы реализовать проекты по обеспечению доступа к альтернативным источникам поставок газа и других проектов в энергетической сфере.
Насущные вопросы, на которые Правительство ЛР пока не дало ответа
Остается несколько насущных вопросов, на которые стоит получить ответ Правительства ЛР. Среди них выделим следующие законные вопросы:
• Провело ли Правительство ЛР всесторонний анализ возможных вариантов в соответствии с Третьей Газовой Директивой на предмет их соответствия целям проводимой политики и негативного воздействия на ЛД?
Правительство ЛР не предоставило такой информации ни по требованию акционеров ЛД, ни по запросам членов рабочей группы по разработке проектов Законов. Как отмечалось, разъединение ЛД не послужит достижению провозглашенной политической цели диверсификации поставок природного газа.
• Почему разъединение ЛД не приведет к утрате изолированности литовского рынка газа?
Мы хотим вновь обратить внимание на то, что ввиду недискриминационного доступа третьих лиц к газотранспортной систем ЛД, разъединение ЛД, согласно Третьей Газовой Директиве, является совершенно ненужным для осуществления проектов по доступу к альтернативным источникам газа и не приведет к увеличению конкуренции. Напротив, затраты на разъединение и выплату компенсации иностранным инвесторам приведут к дополнительным расходам для экономики ЛР и налогоплательщиков. Таким образом, нет никакого смысла разъединять ЛД.
• Почему Правительство ЛР ложно обвиняет ЛД в отношении газопровода на Клайпеду?
Правительство ЛР ложно обвиняет ЛД и его акционеров в нежелании строить газопровод на Клайпеду. Настоящим мы официально заявляем, что такие обвинения беспочвенны. ЛД по собственной инициативе приступило к реализации проекта и уже инвестировало около 40 млн. литов исключительно из собственных средств. Первый участок Шакяй-Юрбаркас уже функционирует. Проект был приостановлен из-за задержки предоставления средств из Фондов НС 1 правительством ЛР на протяжении более 3 лет.
Альтернативные варианты имплементации должны быть изучены
Мы уважительно призываем вас критически оценить проекты Законов на предмет того, насколько они учитывают или не учитывают наше законное беспокойство. Мы считаем важным, чтобы Правительство ЛР провело всесторонний анализ всех "за" и "против" относительно альтернатив имплементации Третьей Газовой Директивы, включая возможность применения отсрочки.
Насколько мы попытались изложить в настоящем обращении, проекты Законов в их нынешнем виде не на пользу никому из заинтересованных лиц. Соответственно, сейчас самое подходящее время пересмотреть подход, на котором настаивает Правительство ЛР. Вы все еще способны взять курс в том направлении, которое в большей мере удовлетворяет интересам литовского народа.
Уверяем вас, что мы готовы к конструктивному диалогу и будем более чем счастливы принять персональное участие в любых публичных слушаниях, которые может организовать Сейм ЛР.
Благодарим вас за внимание к нашему письму.
* * *
Как сообщало ИА REGNUM ранее, 3 марта министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас заявил, что Литва выставила претензии к "Газпрому" о ценообразовании на газ для Литвы. Отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, он сказал, что, по его мнению, таким образом, был "нарушен договор о приватизации Lietuvos dujos". Он подчеркнул, что власти "собрали доказательства" этих нарушений и эти вопросы должны начать обсуждаться с "Газпромом" с привлечением Брюсселя. Он также призвал "Газпром" рассекретить договор о приватизации Lietuvos dujos. Для установления "нормальной цены" для Литвы Секмокас дал "Газпрому" 60 дней. По его словам, цена на газ для Литвы выше "по политическим мотивам".
8 февраля Министерство энергетики Литвы в ультимативной форме потребовало у руководства компании Lietuvos dujos уволить членов правления этой компании Валерия Голубева и
К тому же Министерство энергетики подчеркивает, что в финансовых отчетностях компании нет никакой информации о цене за транзит газа в Калининградскую область. Министерство потребовало огласить эти результаты, чтобы выяснить, не перекладывалась ли часть расходов на транзит на литовских потребителей газа, поскольку существуют подозрения, что низкая цена за транзит газа в Калининградскую область вызвана тем, что доля заложена в общую цену на газ для Литвы.
Напомним, "Газпром" вместе со своим партнером немецкой компанией Ruhrgas (E.ON Ruhrgas International) практически полностью владеет компанией Lietuvos dujos, являясь не только монопольным поставщиком газа, но и управляющим газотранспортной системой Литвы. Правительству Литвы принадлежит 17,7% акций Lietuvos dujos. Именно газотранспортную систему литовские власти фактически пытаются отобрать у "Газпрома" объясняя, что поставщик газа и оператор газотранспортной системы должны быть отделены друг от друга, как этого требует Третий энергетический пакет ЕС. Ранее "Газпром" объявил, что понижает на 15% цену на газ для Латвии и Эстонии, если их закупки газа вернутся на докризисный уровень. Литве в таком понижении отказано под предлогом того, что для этого "нет оснований". В свою очередь Литва 25 января направила в