"Бедуинское образование" ожесточает сердца": интервью Талгата Таджуддина
В Казани прошел II международный научно-практический симпозиум "Исламоведческие исследования в современной России и
Выступая на симпозиуме вы подняли вопрос о сохранении и развитии традиционного ислама как неотъемлемой части российской цивилизации. Однако некоторые зарубежные эмиссары радикальных движений пытаются противопоставить российских мусульман остальному обществу и светскому государству как таковому. Какова должна быть позиция российских мусульман в этом вопросе?
Демократия означает законность, порядок и соблюдение прав, в первую очередь, большинства. Когда наблюдаются явные попытки привнесения радикализма, экстремизма, а потом и терроризма в нашу страну, либеральничать в этом вопросе не следует. Это должно пресекаться не только усилиями религиозных деятелей и общин, но и всей мощью государства. Ситуация должна быть поставлена на контроль, а ее разрешение - координироваться усилиями государственных органов власти.
Деятельность эмиссаров радикализма и экстремизма, радикальных течений, организаций и отдельных лиц, которые явным образом нарушают все законы - и государственные, и законы человечности, и законы поведения в другом обществе - должна пресекаться самым решительным образом. Пророк Мухаммад говорил: то, что Всевышний не исправил Кораном, он исправит султаном. Значит, нужно применять власть. Ваххабизм, экстремизм должен быть запрещен в нашей стране. Тогда традиционные течения ислама, традиционное понимание ислама как божественной религии, несомненно, восторжествует, и молодежь будет приобщаться к ней.
Первоочередной вопрос - восстановление настоящего, традиционного мусульманского образования. Семьдесят пять лет государственного атеизма мы были лишены возможности его получения. Государство должно помочь - и оно в полной мере помогает - становлению мусульманского образования через российские исламские университеты, их филиалы, а также деятельность Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Оказывается помощь и со стороны министерства образования. Она должна еще больше усилиться, причем не только в финансовом, но и в методическом плане, чтобы светское и религиозное взаимодополняло друг друга, чтобы традиция, выработанная у нас веками, нашла утверждение в реальной жизни.
Нужно пересмотреть книги, по которым преподаются основы ислама в нашей стране, и очень внимательно отнестись к тем учебникам, которые предлагаются для преподавания основ традиционных конфессий, прежде всего, ислама. Они должны пройти тщательнейшую экспертизу, чтобы нашим детям прививалось именно традиционное понимание ислама, которое утвердилось в течении уже четырнадцати веков. Его основа - взаимоуважение народов и последователей традиционных конфессий.
Возможность получения качественного исламского образования в России - очень важная проблема, поскольку обучение за рубежом часто приводит к тому, что молодой человек возвращается домой, не зная традиционного российского ислама...
Лет 10-15 тому назад на обучение за границу отправлялись 13-14-летние дети. Они учились там по 7-9 лет, не получив ранее никаких знаний ни от родителей, ни от школы, ни в медресе. Ничего не зная, они отправились за рубеж, где получили "бедуинское образование". Вернувшись, они стали чужими, и у них ожесточились сердца. Да, их очень жалко, но нужно исправлять ситуацию. Мы живем в обществе, где соприкасаются Азия и Европа, Восток и Запад, ислам и христианство, где живет более двухсот народов и национальностей. Здесь, в России, остаться мусульманином гораздо сложнее, чем в Саудовской Аравии. Но если мусульманин сохранит свою веру, не причинив вреда ни ей, ни другим людям, то станет настоящим человеком, какими были наши предки. Оставаясь правоверными мусульманами, они защищали отчизну от Наполеона,
На симпозиуме звучала критика традиционного ислама, говорилось о том, что ему не хватает драйва, энергетики, использования современных технологий, ориентации на молодежь... Как сделать традиционный ислам более притягательным?
Посмотрите, у нас в ЦДУМ более 1700 общин. Ни в одной из них нет имамов ваххабитского толка, пропаганды радикализма и экстремизма. Во многих наших мечетях, например, в уфимской мечети при ЦДУМ, проповедь ведется на русском или большей частью на русском языке. Молодежи - а ее в наших мечетях около 90% - доходчиво и ясно разъясняют основные постулаты ислама. Мы стараемся отвечать на все их вопросы, и у нас с молодежью - полное взаимопонимание. Сейчас мы создаем молодежную исламскую организацию "Рабы Божии, рабы Милосердного". Рабы - это очень жесткое понятие. Если мы - рабы Милосердного Бога, значит, сами должны быть милосердными, придерживаться основ, изложенных и в десяти заповедях, и в принципах других основных традиционных конфессий. Все это глубоко понятно молодежи и является основой жизни и взаимопонимания между поколениями. Надеюсь, что это даст свои плоды.
Родину не мы выбирали, а Бог дал. Соседей не мы выбирали, а Бог дал, а сосед все равно что брат, говорит Пророк Мухаммад, поэтому мы должны жить в полном взаимопонимании и уважении друг к другу. Этот золотой стержень нашли наши предки и следовали ему в течении веков. Они относились друг к другу по принципу: всех, кроме себя, считай святыми. Это помогает людям жить, находить взаимопонимание, утверждать мир и стабильность. Посмотрите, в какой из мусульманских стран есть такое, как в Татарстане и Башкортостане? Более 30% смешанных браков, сколько детей! Как им утверждаться в жизни? Они изучают и православие, и ислам, и находят для себя золотой стержень - взаимоуважение. Нам нужно помогать им чтить и отца, и мать, а прежде всего - Бога. И это будет помогать в жизни, а общество будет стабильным, миролюбивым и дружественным.
Считаете ли вы, что уважение к православному большинству является отличительным признаком традиционного ислама?
Безусловно. Это заложено в самом Коране, в котором говорится: "Ты не ругай кумиров и богов других, иначе они будут ругать Бога истинного, и ты будешь из-за этого грешным". Талибы разрушили скульптуры Будды - вроде бы просто камень, а на самом деле оскорбили миллионы и миллиарды людей другой конфессии, и этим навлекли их проклятия на Бога - Аллаха. Это неправедное дело! В Коране это запрещено. Пророк Мухаммад говорит: "Ты не ругай своего отца". Ему говорят - кто же будет так делать? Он ответил: если ругаешь чьего-то отца, он будет ругать твоего, вот и получится, что ты своего отца ругаешь. Важно не стать причиной этих взаимных проклятий и ругательств, поношения друг друга. Это придумал не я и не наши предки - это заложено в священной книге, Коране, который является продолжением и Библии, и Торы.
Должен ли мусульманин быть патриотом?
Должен. Мы соотечественники, мы одна семья. Сосед - это твой брат, и так и нужно к нему относиться. Это и есть патриотизм. Это и есть сознание общности. Всевышний дал нам единую огромную отчизну, и в любом месте, будь ты мусульманин, христианин, иудей, буддист или кто-то еще, ты должен чувствовать себя как дома. Вот тогда и будет нормальная обстановка и нормальная жизнь. Мы, будучи верующими людьми, обязаны прилагать к этому усилия.
В последнее время о проблеме радикализма в исламе говорится так много, что иногда возникает вопрос: не слишком ли часто поднимается эта тема, тем самым привлекая к экстремистам излишнее внимание?
Сейчас, я думаю, об этом нужно меньше говорить, но больше делать. Радикалов нужно отстранить от деятельности на территории России так же, как это сделали в Узбекистане, и потом заниматься настоящим делом: образованием на основе традиционного ислама в мирном сожительстве со всеми традиционными конфессиями нашей страны. Строить здоровое, нормальное, духовно крепкое общество.
Волна радикализма докатилась уже до Поволжья...
Все это очень спокойно можно устранить. Нужно просто употребить, где нужно, силу и власть, не стесняться это делать.
При общении с радикалами, помимо их агрессивности, бросается в глаза полная зашоренность - они никого не слушают и просто не готовы хотя бы обсуждать иную точку зрения.
Там свои технологии применяются, вам это прекрасно известно.
Только ли технологии, или проблему стоит рассматривать на более высоком, духовном уровне? Наивно ведь объяснять популярность радикальных идей исключительно зарубежной финансовой подпиткой...
Отчасти это тоже есть - когда платят деньги и заказывают музыку. Но самое иезуитское - то, что любовь к Богу, к Божественному, любовь к религии умело используется руководителями радикальных организаций, которые направляют всю эту внутреннюю духовную энергию на свои бесовские дела. Они умеют это делать. Вот и получается то, что мы видим...
Несколько вопросов по ситуации в Татарстане. В экспертных кругах все чаще высказывается мысль о том, что "ставка" Духовного управления, которое вы возглавляете, должна располагаться в татарстанском городе Булгаре. Как вы относитесь к этой идее?
Я поднимал этот вопрос еще в позапрошлом году в своем обращении к президенту Татарстана
Вскоре в Татарстане пройдут выборы нового муфтия. Как вы оцениваете ситуацию в мусульманском сообществе республики?
Кандидатуры, выдвинутые на этот пост, нормальные, хорошие, но все будет зависеть не только от того, кто будет избран, но и как он будет поддержан духовенством и власть предержащими. Нужно помочь вновь избранному муфтию утвердить именно традиционный ислам, поставить подготовку кадров, провести переаттестацию духовенства. Сегодня этим должно заниматься не только духовенство, но и власть. Не должно получиться, как в басне: а Васька слушает да ест. Зараженные идеями ваххабизма, экстремизма и радикализма должны или сами исправиться, или их необходимо исправить самыми действенными методами. Утверждение радикализма и экстремизма, в том числе ваххабизма, в Татарстане может привести к самым плачевным результатам, которые мы видели на Северном Кавказе, а этого допустить нельзя, потому что Татарстан и Башкортостан - это не Северный Кавказ. В Приволжском федеральном округе проживают около десяти миллионов мусульман (в Татарстане к ним относится половина населения). С огнем играть нельзя. Экстремизму и фанатизму должен быть поставлен серьезнейший, непреодолимый заслон, и в этом мы просим помощи Всевышнего всему духовенству Татарстана. Надеемся, что на предстоящем съезде мусульман Татарстана возобладают здравые силы.
Беседовали