В Казани богословы и исламоведы просят государство вмешаться в дела ислама
Москва, 18 марта, 2011, 19:39 — ИА Регнум. Главными темами прошедшего в Казани II международного научно-практического симпозиума "Исламоведческие исследования в современной России и
Во всяком случае, именно этим вопросам посвящалось большинство докладов российских и зарубежных исламоведов, собравшихся в столице Татарстана. Главный советник аппарата полпреда в Приволжском федеральном округе
Показательны и другие данные: из 24 зарегистрированных мусульманских организаций ПФО 11 входят в Центральное духовное управление мусульман
Старший научный сотрудник Института востоковедения
"По некоторым признакам, волнения могут перекинуться на Азербайджан, а там и в Армению, да и сама Россия находится в переходной ситуации, а в российской элите нет единодушия", - продолжил "революционную" тему руководитель Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар, один из теоретиков татарского национального движения
В исламском мире, считает Исхаков, возможны три условных развития событий - по фундаменталистскому, либеральному или реформистско-национальному варианту, который и предлагают татары. "В зависимости от ситуации в России в умме возобладает один из этих вариантов, - полагает Дамир Исхаков. - Если в России победит либерализм, то и татары двинутся по либеральному или национал-либеральному пути. Если же в России возобладает жесткий режим - возможно усиление исламистского начала".
Исламистский путь (скорее всего, не в джихадистском варианте, хотя возможен и такой исход), предлагаемый, в частности, одним из лидеров татарских национал-радикалов
"Татарская", а вернее, татарстанская тема продолжилась на секции "Мусульманская умма стран СНГ: внутренние и внешние проблемы в условиях усиления религиозного экстремизма". Настораживающие тенденции роста джихадистских и шариатистских (в смысле попыток введения тех или иных положений шариата или хотя бы обсуждения такой возможности) настроений в Поволжье отметил директор казанского Центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов. Приведя ряд примеров, иллюстрирующих это положение, он призвал "губить такие идеи в зародыше" - в противном случае следующим после Кавказа плацдармом исламизации России станет Урало-Поволжье.
Государство должно четко объявить о поддержке православия, русского народа и русской культуры как доминирующей в России (что, конечно, не означает притеснения иных культур и народов), убежден эксперт. "Коренные мусульманские народы могут сохраниться только в России, без всякого сепаратизма, с уважительным отношением к православному большинству", - констатировал Сулейманов.
Что касается традиционного ислама (ученый призвал власти поддерживать не само это направление как таковое, а конкретных личностей, подтвердивших свою прогосударственную направленность), то, считает Сулейманов, его слабость в том, что "у них нет плана".
Внимательно слушавший его заместитель и.о. муфтия РТ
Чтобы противостоять опасности распространения исламизма, "нужно работать над доведением традиционного ислама до суверенного статуса, избавиться от подражательства "зарубежным стандартам", показать, что российское мусульманское духовенство может быть состоятельным, привлекательным и транслировать этот позитивный образ на весь мир", считает Валиулла Якупов. "Это многоэтапная, многотрудная, общая задача, которая, в общем, может быть решена, - подчеркнул заместитель и.о. муфтия РТ. - Этому послужат реформа российского мусульманского образовательного пространства, формирование образовательного холдинга, развитие отечественной исламской теологии, работа с молодежью и пропаганда нашего богословского наследия". К сожалению, отметил Валиулла-хазрат, часть татар до сих пор считает собственное богословие "колхозным", преклоняясь перед арабскими образцами, что абсолютно не оправданно.
Эксперт казанского Центра региональных и этнорелигиозных исследований
Россиянам навязывается комплекс вины в отношении исламистов, взявших в руки оружие, "разъясняется", что на этот путь их толкнуло общество, якобы не обеспечившее экстремистам должных условий для их самореализации в качестве мусульман, а также внушается, что исламизм в его противоречащих Конституции и иным российским законам формах неизбежно победит. "Лоббистам исламизма, среди которых ряд довольно известных журналистов и общественных деятелей, необходимо дать решительный отпор", - считает эксперт.
Профессор Таврического национального университета (Симферополь) Татьяна Сенюшкина подробно рассказала о влиянии нетрадиционных исламских течений, прежде всего, исламской партии "
Ее коллега из Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) Ринат Патеев "дорисовал" картину, складывающуюся в черноморско-каспийском регионе. Он отметил отсутствие теологического противодействия идеологии ваххабизма и взаимодействия исламских богословов и светских исламоведов (на следующий день эту тему развил Верховный муфтий России Талгат Таджуддин).
"Вбиваемые в головы верующим концепты куфра и т.п. создают ментальный отрыв Кавказа от России, что может привести к ментальному, а затем и территориальному отрыву его от России, - указал Патеев. - Умма должна дать ответ на эти вызовы. Если торжества знания не случится - у меня плохие предчувствия". Лейтмотивом этого и большинства других выступлений, посвященных в том числе анализу ситуации в Северной Осетии, Мордовии, Челябинской области и других регионах России, был простой посыл: распространение исламизма в любых его формах необходимо остановить, "иначе потеряем страну".
Одним из наиболее ярких событий симпозиума стал доклад председателя Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина. Он высоко оценил то самое "традиционное богословское наследие", о котором говорил Валиулла Якупов, отметив, что идеи джадидизма (реформированного ислама) в свое время вышли далеко за пределы региона ("классиков нужно пропагандировать, а нам - изучать их мысли и идеи"), и призвал к тесному сотрудничеству богословов и университетской науки.
Отвечая на многочисленные вопросы, Талгат-хазрат подчеркнул, что, исходя из бесед с российскими государственными чиновниками высокого ранга, он может однозначно сказать: "Никакой кампанейщины, борьбы с исламом и его идеологией не предполагается".
Талгат Таджуддин подчеркнул, что Булгар есть и будет духовным центром для мусульман Татарстана и Башкирии, да и России в целом. "В духовном плане Татарстан и Башкирия отдельно существовать не должны, - указал Верховный муфтий. - Мы должны показывать пример нормального, добропорядочного мусульманина для народов России и мира, а не того, что происходит на Кавказе". На повестке дня, резюмировал глава ЦДУМ - возрождение ханафизма: "Никакого другого мазхаба у нас нет и не было".
В то же время он подверг критике распространенную практику, когда "нет никакого порядка в мечетях - любой проходимец может проповедывать". "Ни одно государство не должно такое допускать, - подчеркнул Талгат Таджуддин. - Все вопросы должны решаться при непосредственном контроле и с помощью государства, а не так, чтобы религиозные организации были полностью автономны, и каждый мулла или батюшка создавал в мечети или церкви свой "кооператив". Только тогда будет порядок".
Критическим оказалось и выступление ректора Казанского Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, рассказавшего о проблемах мусульманского образования в РФ. Несмотря на значительное число студентов, республиканские мечети и медресе всего на 20% обеспечены квалифицированными кадрами, сообщил он. Выпускники исламских учебных заведений Египта, Саудовской Аравии и других зарубежных вузов не способны преподавать в российских мусульманских университетах, колледжах и медресе, например, коранистику или тафсир (российских же учебников по этим ключевым дисциплинам нет и писать их некому).
Проблема адаптации выпускников зарубежных исламских учебных заведений стоит очень остро, отметил Мухаметшин, предложивший отпускать на учебу за границу только после получения базового религиозного образования в России. Правда, тут тоже немало сложностей - в частности, с учебниками и книгами, которых недостаточно, и качество их вызывает сомнения. Слаба и материальная база российского исламского образования (так, годовой бюджет РИУ составляет около 40 млн рублей).
Обозначив проблемы российской уммы - прежде всего, распространения в России радикальных исламских течений и недостатки мусульманской образовательной системы - богословы и исламоведы назвали и пути их решения, отведя важную и даже ключевую роль в этом государству. Действительно, властям давно пора оставить позицию невмешательства в дела религиозных организаций, признав, что усиление исламского радикализма угрожает самой российской государственности, а интересы мусульман-традиционалистов и державы - совпадают, и враги и союзники в этой важнейшей схватке вполне очевидны.