Целью завершившегося 17 марта краткого рабочего визита в Казань премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было, как и говорилось в официальных сообщениях, обсуждение вопросов "экономического и культурного сотрудничества".

Он прочел публичную лекцию студентам Казанского федерального университета, осмотрел казанский Кремль с мечетью Кул-Шариф и Благовещенским собором, а также пообедал с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. По словам Эрдогана, турецкий премьер наконец-то исполнил свою "многолетнюю мечту", которой было посещение Казани.

Два года назад практически те же темы поднимались в ходе визита в столицу Татарстана турецкого президента Абдуллы Гюля. Хотя тогда стороны могли обсудить вопросы и посерьезнее, в частности, судьбу татаро-турецких лицеев (летом 2008 года из России были высланы преподаватели-турки, что по мнению национально-ориентированной татарской общественности негативно сказалось на качестве преподавания в этих учебных заведениях). Теперь отношения Казани и Анкары не омрачены даже такими в целом небольшими проблемами.

Выступая перед преподавателями и студентами КФУ, премьер-министр Турции сконцентрировался на вопросах экономики, выразив надежду на рост российско-турецкого торгового оборота до $100 млрд к 2015 году (в 2010 году он составил $25,3 млрд) и успешное проведение Казанью Универсиады-2013, а также напомнил о родстве татарского и турецкого народов, чьи "общие сердца бьются в унисон".

В последнем при желании можно усмотреть намек на пантюркизм, но в реальности подобные идеи не находят отклика в сердцах технократического руководства Татарстана, интересующегося лишь "новыми взаимовыгодными проектами в разных областях экономики", да и Турции задачи объединения тюркского мира пока явно не по плечу и никак не являются первоочередными.

Говоря о встречах в Москве - визит в Россию, завершившись в третьей, естественно, начался с первой столицы - премьер Эрдоган заметил: "Не скажу, что она открыла новые двери, но мы вышли на новый виток сотрудничества". Это - общие слова, произносимые, когда говорить о прорыве в отношениях не приходится. Поездка премьер-министра Турции в Москву и Казань не стала эпохальным событием, дежурно подтвердив важность российско-турецких отношений для обоих государств, но не наметив в них новые перспективы.