Андрей Островский: 20 лет без СССР: Восточнославянский вектор и распад Советского Союза
В этом году исполняется двадцать лет со дня распада Советского Союза. Два десятка лет назад Москва перестала контролировать огромные территории, превратившиеся в большой лимитроф, обвивший почти всю линию новой уменьшенной российской границы. Страна распалась, но за пределами той её части, которая стала Российской Федерацией, осталось огромное количество русских. Русских по самоопределению, по культуре, по ментальности. Эти русские оказались вдруг за границей не по своей воле, а по воле лидеров трёх братских славянских республик СССР, т.е. тех, кто вообще-то был скрепами большого советского государства. Народы действительно оказались братскими, не спросив остальных, лидеры именно России, Украины и Белоруссии расправились за ужином с государством, в котором восточные славяне составляли большинство.
Что же получили восточнославянские народы в итоге? Украина получила государственный суверенитет и независимость от Кремля, а также культурный разлом по линии Восток-Запад и проблемы Крыма, не желавшего подчиняться украинским националистам. Позже к Крыму добавился русинский вопрос в Закарпатье. Героизация пособников Гитлера стала украинской национальной политикой, украинская власть стала постепенно формировать мнение о некой самобытности Украины. Для чего? Ответ элементарен, нужно было сформировать у украинцев поддержку экономически неудачной украинской власти. Нужно было показать, что изобретённые впопыхах "украинские национальные ценности", пусть странные, непонятные и временами даже смешные, имеют большее значение для сознательного украинца, чем дружба со своими братьями, бок о бок воевавшими с теми, кого сейчас делают украинскими национальными героями. Отрыв от общего наследия появился не при Ющенко, а раньше. Он уже был сформирован в эпоху правления Кучмы. Не случайно книга этого украинского президента была названа "Украина не Россия". Но для того, чтобы такая книга появилась, необходима была некоторая работа по внедрению в сознание простого народа антироссийских лозунгов.
Белоруссия получила тот же суверенитет и независимость от Кремля. Несмотря на то, что в Белоруссии оппозиция к власти не пришла и лозунги российско-белорусской дружбы были поддерживаемы большинством граждан, это была лишь формальность. Но благодаря этой формальности белорусские власти получали дешёвые энергоносители, имели возможность выхода на российский рынок. Одним словом, лозунг про дружбу обменивался на экономические выгоды, т.е. деньги и энергоресурсы в обмен на заявления, которые белорусская сторона не очень стремилась выполнять. Хотя белорусские власти, желая того или не желая, вырабатывали у белорусов осознание своего единства с Россией. Пока белорусская сторона пользовалась выгодами от такого несимметричного сотрудничества, всё было хорошо. Но как только Россия заявила о том, что дружить и паразитировать под видом дружбы - не одно и то же, белорусские власти моментально охладели к братскому народу. Для Белоруссии охлаждение отношений ничего хорошего не принесло. Пришлось девальвировать белорусскую валюту, сейчас зарубежные эксперты требуют ещё одной девальвации, производство постепенно останавливается, людей отправляют в отпуска, золотовалютные резервы государства очень быстро тают, граждане не верят в заявление о стабильности белорусского рубля и скупают так нужную государству валюту. У белорусских властей так и не сложились доверительных отношений с Западом. Хотя в последние несколько лет и наблюдалось потепление, но оно было временным. Ясно, что западные политики хотели для Белоруссии судьбы Ирака, а для её президента - судьбы
Собственно Россия также не получила больших благ от распада СССР. Российские власти сначала не смогли справиться с ситуацией в Чечне, пришедшие к власти либералы проводили антинациональную, проамериканскую политику, экономика была в кризисе. Постепенно Россия начала искать пути выхода из кризиса, но огромного эффекта это не дало. Сейчас можно проследить, что внутренняя политика даёт сбои, либеральничание не является эффективным методом работы с этническими группами, проживающими в России. Наоборот, чем больше либеральничания, тем больше у местных этнорадикалов уверенности в слабости центральной власти, тем больше претензий, высосанных из пальца, тем больше шансов дестабилизации обстановки на этнической почве. Конечно, пресловутая дружба народов оказалась достаточно крепкой, несмотря на откровенно несбалансированную внутриэтническую политику, Россия не вспыхнула в межнациональных конфликтах, хотя тревожные сигналы усиливаются.
Через двадцать лет ситуация в республиках-инициаторах распада СССР в чём-то изменилась. Украина так и осталась в состоянии культурного раскола и экономической неразберихи. Хотя сейчас к власти в Киеве пришли "пророссийски" настроенные политики, однако их российская ориентация - это всего лишь плата за российскую помощь. Это примерно тот путь, который в своё время выбрала Белоруссия. Только Белоруссия была более искренняя в своих заявлениях дружбы. Судьба российско-украинских отношений сейчас просчитывается достаточно легко, нужно просто проследить судьбу белорусско-российских отношений, внеся поправки в прогноз, поскольку речь идёт об Украине, а не Белоруссии.
Белоруссия через двадцать лет без СССР совершила очень оригинальный манёвр. От экономического хаоса и торжества либерализма в начале девяностых годов прошлого века через укрепление личной власти Лукашенко к кризису в экономике и конфликтам практически со всеми соседями. Сейчас Белоруссия вернулась к тому, с чего начинала свой суверенитет - к зависимости от России. Только если раньше можно было говорить о дружбе, братстве и под это выбивать дешёвые энергоносители, перепродавая их по мировым ценам, то сейчас даже дружба и братство являются лишь необходимыми атрибутами политики. Если раньше в искренность белорусских заверений о братстве и Союзном государстве верили, то сейчас очень чётко проявляется вся неискренность таких заявлений белорусской элиты. Только искренние сторонники Лукашенко как в Белоруссии, так и в России могут верить в то, что в белорусско-российском конфликте виновата Россия. На то они и искренние, чтобы всё оценивать со своей колокольни и не замечать реальности.
Самая большая проблема России за двадцать лет - это то, что она так и не выработала национальной политики. Период антинационального правления Ельцина сменился достаточно динамичным экономическим и идеологическим развитием времён Путина, приход к власти Медведева опять повернул страну к либеральным, но антинациональным ценностям. Последней подлинно национальной акцией России было признание Абхазии и Южной Осетии. После этого российская власть почему-то начала постепенно приобретать уверенность, что национальные интересы совпадают с интересами условного противника. Слабость внутреннего сплочения выплеснулась и наружу. Россия, по сути, бросила своих соотечественников в ближнем зарубежье. Она не делает ничего, кроме формальностей - заявлений о работе с соотечественниками и показательных акций культурной направленности, связанных с народными песнями и тому подобным. Соотечественники постепенно разочаровываются в своей исторической родине, которая своим отказом от активного влияния откровенно подталкивает правительства стран
Россию на постсоветском пространстве никогда не сбрасывали со счетов, хотя сама Россия время от времени старается всем доказать, что на неё можно не обращать внимания и даже демонстративно действовать во вред собственным интересам. Итог всему этому такой: история пытается учить российскую элиту, но она на данный момент опять стала мыслить западными стереотипами, которые не дают возможности делать выводы из случившегося.
Андрей Островский, Белоруссия