Минтимер Шаймиев поручил писать картины о принятии ислама булгарами
Москва, 15 марта, 2011, 20:14 — ИА Регнум. Процесс принятия ислама волжскими булгарами должен быть визуализирован. Это необходимо для раскрытия гуманности ислама и значимости самого события. Такое решение было принято в Казанском кремле.
На очередном заседании попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ, созданного экс-президентом - госсоветником РТ
Как сообщает пресс-служба президента РТ (выполняющая по совместительству функции пресс-службы госсоветника Шаймиева - прим. ИА REGNUM), сама идея возникла у Зили Валеевой во время обсуждения вопросов строительства в Болгаре памятных знаков в честь сахабов - "сподвижников пророка Мухаммеда" и официального принятия ислама в Волжской Булгарии в 922 году. Строительство обоих знаков (вполне материальных по объемам и величине объектов) входит в проект "Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск". В частности, здание, необходимое для памятного знака о принятии ислама, будет состоять из двух этажей и включать несколько залов для конференций и экспозиций. Все это, по замыслам авторов проекта, позволит вести в комплексе просветительскую деятельность и "рассказывать посещающим Болгар о том, как древние булгары приняли ислам".
Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев одобрил идею создания живописного полотна. "Раз мы специально сооружаем памятный знак в честь этого события, то люди должны зримо представить, как это происходило. Поскольку это не культовое здание, то по всем канонам мы можем разместить на его стене панорамную картину", - заявил председатель попечительского совета фонда.
Собственно, дело даже не в "канонах", которые вообще запрещают последовательным мусульманам изображать что-то кроме орнамента, а в смелости, с которой привыкли обращаться с историей в Татарстане. Правда раньше это не касалось истории религий, а использовалось только для создания собственных культурно-исторических мифов вроде того же "1000-летия Казани".
"По легенде, пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников в Булгарию, вручив им чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцелили многих больных. Опершись на посох пророка, они впервые на этой земле произнесли проповедь. Через 12 лет двое сподвижников вернулись в Медину, третий остался, жил и был похоронен в Болгаре", - уже живописует процесс более чем тысячетрехсотлетней давности пресс-служба президента РТ.
Следует отметить, что о том как булгары приняли ислам, действительно есть немало легенд, в том числе рассказывающих о чудесах, происходивших в момент переговоров булгарского хана с мусульманскими миссионерами. Например, о том, как в руках мусульманских проповедников посох пророка в ответственный момент превратился в березу, из ветвей которой изготовили березовый веник для исцеления больной дочери хана, что окончательно убедило булгарского правителя в могуществе новой религии...
Так или иначе, но о самих сахабах - "сподвижниках Мухаммеда" в Болгаре отечественной исторической науке ничего неизвестно, а дата официального принятия ислама булгарами - 922 год сильно разнится со временем жизни самого Мухаммеда (571-632 годы). Да и сами булгары переселились на Среднюю Волгу только в третьей четверти седьмого века - об этом свидетельствуют данные археологических раскопок и пишут сами татарстанские историки.
Тем не менее, попытка ревизии даты принятия ислама в Волжской Булгарии очевидна. Вероятно, "сподвижники пророка" в Болгаре понадобились стратегам из Казанского кремля сейчас только с одной целью - утвердить зримый символ в недавно возникшем споре с кавказскими республиками за первенство в распространении ислама в России. Ведь пока никто не может оспорить того факта, что в Дагестане, например, ислам исповедовали уже в 8 веке, и именно в Дербенте сохранилась древняя Джума-мечеть и могилы сахабов. Так почему бы не поставить памятник "неизвестным сахабам" в Болгаре? Да и масштабное живописное полотно, созданное по "не противоречащим исламу канонам", тоже очень подойдет.
Как сообщается в пресс-релизе, участники совещания пришли к единому решению: в течение месяца будут рассмотрены как "уже написанные на эту тему картины", так и новые работы художников Татарстана.